Главная » Статьи » Школа, как она есть |
ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Назмутдинов Р.А., Батталова Л.Р. Прогноз социальной дезадаптации можно осуществлять уже в младшем школьном возрасте, когда неблагоприятными факторами выступают: сочетание низкой познавательной активности и личностной незрелости, диссоциирующее с возрастающими требованиями к социальному статусу школьника; повышенная сенсорная жажда в виде стремления к острым ощущениями; акцентуация компонентов влечения (интерес к ситуациям, включающим агрессию, жестокость). инфантилизм, саморегуляция, микросоциальная запущенность, социо-культурная и педагогическая запущенность Среди психических особенностей препубертатного возраста, значимых для возникновения патологического подросткового криза, выделяются следующие: - сохранение инфантильности суждений, крайняя зависимость от ситу-ации в сочетании с неспособностью активно воздействовать на нее, склон-ность ухода от трудных ситуаций, слабость реакции на порицание. Как отмечает Р.Г. Илешева [1], к биологическим факторам, способ-ствующим возникновению нарушений поведения, относятся "ножницы", ко-торые возникают при несовпадении темпов созревания психического и физического развития. В норме эти процессы идут параллельно. Одним из таких примеров выступает психофизический инфантилизм - сохранение у взрослых людей черт психики, особенностей поведения, свойственных более раннему возрасту. Для подростков это черты, характерные для детского (младшего школьного) возраста. Человек, которому присущ инфантилизм, при нормальном или ускоренном развитии умственной и физической сферы отличается незрелостью эмоционально-волевой сферы. При инфантилизме отмечается ретардация - замедленное половое раз-витие. Имеет место социальная незрелость, преобладание в мотивационной сфере мотивов удовольствия, а не чувства осознания долга и обязанности. Отставание физического развития при инфантилизме большей частью бывает равномерным и такие подростки выглядят младше своего возраста. Другим биологическим фактором нарушений в поведении является акселерация: ускорение темпа полового созревания в значительной мере касается таких сторон психической деятельности, как интеллект, способности, потребности. В то же время отстает развитие эмоционально-волевой сферы, в силу чего подросток-акселерат нередко проявляет эмоциональную неустойчивость, незрелость и, несмотря на достаточное интеллектуальное развитие, остается незрелым в социальном плане. Сочетаясь с неблагоприятной биологической основой, они ведут к временным или более или менее стойким отклонениям в поведении детей и подростков. Наряду с психическим инфантилизмом, другой формой психического дизонтогенеза выступают психопатии. В обоих случаях преобладающей ха-рактеристикой выступает психическая неустойчивость. В силу большой внушаемости эти дети и подростки часто попадают под дурное влияние, приобретают асоциальные установки. Несмотря на сохранный интеллект, дети малопродуктивны на занятиях, их мышление поверхностно, суждения легкомысленны и примитивны, интересы бедны. При жизненных затруднениях у них часто возникают патологические реакции отказа, протеста, например, в виде ухода из дома с целью избежать ответственности. По данным Р.В. Овчаровой, основными факторами, влияющими на характер психического и личностного развития ребенка, и, в частности, на возникновение и развитие запущенности, являются социокультурные и психолого-педагогические: - социальный фактор обеспечивает социализацию ребенка: овладение социальными ролями, развитие социальных качеств, социальной чувстви-тельности и рефлексии, приобретение социального опыта; - культурный фактор обеспечивает культурное развитие ребенка, овла-дение культурными ценностями, ознакомление с окружающим миром, ин-формационной и речевой культурой, овладение навыками культурного поведения, развитие культурно-образовательных потребностей и познавательного отношения к действительности. Этот фактор связан с культурой окружающей микросреды; - психолого-педагогический фактор обеспечивает личностное и психи-ческое развитие ребенка, его обучение и воспитание; овладение воспитательно-образовательными программами, определенный уровень знаний, умений, навыков, обученность и воспитанность [2]. Помимо названных факторов С.А. Беличева также выделяет: - личностный фактор, который, прежде всего, проявляется в активно-избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к педагогическим воздействиям се-мьи, школы, социума, а также в личных ценностных ориентациях и личной способности к саморегулированию своего поведения; - социальный фактор, определяющийся социальными и социально-экономическими условиями существования общества [3 с.19]. Социокультурная и педагогическая запущенность, по мнению автора, - есть длительное неблагоприятное для развития личности состояние ребенка, связанное с недостаточным, противоречивым или негативным воздействием на него микросреды. Центральными образованиями среди последствий этих влияний является дисгармония развития, несформированность ведущей деятельности и нарушения эмоционального образа "Я". Под социокультурной запущенностью понимаются последствия недо-статочности соответствующих факторов, которые приводят к недоразвитию социальных качеств, потребностей, ценностных ориентации, мотивов личности, социальной тупости, слабой социальной рефлексии, минимизированному социальному опыту, трудностям в овладении социальными ролями. Низкий культурно-образовательный уровень родителей, слабая культура семейного воспитания, недостаточная общая культура социальной микросреды являются тормозом нормального "окультуривания" и социализации ребенка. Вследствие этого страдает развитие его культурно-познавательных и ценностно-мотивационных потребностей, речевой и информационной культуры. Под педагогической запущенностью подразумеваются последствия дезинтегрирующего влияния на развитие личности всей совокупности факторов при доминировании психолого-педагогических. При этом нарушаются процессы персонализации и развития самосознания ребенка (адаптация, индивидуали-зация, интеграция и дезинтеграция). Значительная роль среди этиологических факторов, приводящих к формированию аддиктивного поведения у несовершеннолетних, традицион-но отводится семье. Влияние микросреды (ближайшего окружения индиви-да), в которую, безусловно, включаются близкие родственники с индивиду-ально присущими социально-психологическими характеристиками, в ряде случаев является основным патогенным фактором в генезе девиантного по-ведения. Одним из важных негативных последствий снижения жизненного уровня населения является уменьшение роли семьи как ключевого социаль-ного института, обеспечивающего общественную стабильность. Другим немаловажным социально-психологическим фактором высту-пают отношения в школьном коллективе с учителями и соклассниками. Трудности общения со сверстниками обусловлены неудовлетворительным уровнем общения со взрослыми, неадекватностью эмоциональных реакций, ситуативностью поведения, неспособностью к конструктивному решению проблемы. Иногда эти отношения усугубляют личностные реакции учащих-ся. В школах наблюдается весьма определенное отношение учителей к трудным подросткам. Те формы поведения, привычки, выработанные у подростков в семье, не могут удовлетворять учителей и они стремятся их искоренить, не пытаясь вникнуть в суть проблемы. Это способствует возникновению у подростков аффективных состояний, приводящих к общественно отрицательным формам поведения, которые, как отмечает Л.И. Божович, при длительном сохранении аффективного состояния становятся устойчивыми качествами личности [4]. Таким образом, факторы отклоняющегося поведения не выступают изолированно, а представляют взаимодействие условий, действующих с разным негативным вкладом в развитие отклоняющегося поведения. Список литературы: 1. Илешева Р.Г. Нарушения поведения у детей и подростков. – Алма-Ата, 1990. – 160 с. 2. Овчарова Р.С. Психологический портрет социокультурно- и педагогически запущенного ребенка. – СПб.: Питер, 2014. – 184 с. 3. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М.: Наука, 1998. – 142 с. 4. Божович Л.И. Проблема формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдшейна. – М.: Образование, 1995. – 352 с. | |
Просмотров: 404 | | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|