Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Школа, как она есть

«Главное действующее лицо в школе – учитель»
Наш собеседник – генеральный директор международной школы-лицея «Достар» Леонид Леонидович Ким.

- Леонид Леонидович, как известно, ваша  школа «с лица не общим выраженьем». Несколько слов о ней.
-  В этом году наша школа отметила свое десятилетие. Это такой срок, когда мы можем говорить о каких-то результатах. Когда я только собирался открывать школу, то мечтал о том, что наши выпускники будут  поступать в самые престижные вузы мира. Чтобы они были конкурентно способны и учились в Кембриджском и  Гарвардском, Оксфордском, и Калифорнийском  университетах, в МГУ, в Сорбонне, в других хороших вузах. Сейчас эта цель почти достигнута. В  нашей «коллекции» нет только Гарвардского университета и Сорбонны, но в этом году у нас одна наша девочка будет поступать в Сорбонну, а Гарвардский университет - вершина, которая в ближайшие годы будет покорена.
- Расскажите немного о себе. Кто вы, откуда?
- По образованию я - учитель физики. В Алматы  живу с 1984 года. Работал директором 23-й школы, в Алматинском городском институте усовершенствования учителей – еще  с Яковом Соломоновичем Бенцио-ном. Это, вы знаете,  был прекрасный педагог, методист высокого уровня,  великий учитель, я бы сказал.  Довелось мне восемь лет работать заведующим   Бостандыкским  районо, начальником управления среднего образования Министерства образования Казахстана. Словом, когда мысль о собственной школе  в моей голове созрела, у меня был уже довольно большой педагогический стаж. Кроме того, я знал  лучших учителей города, что мне очень  помогло при формировании педагогического коллектива.  Хочу отметить, что в моей школе нет ни одного учителя, который пришел бы работать к нам  по протекции. Все наши учителя прошли персональный отбор, и это принесло свои  плоды.
- На какие качества учителя вы смотрите в первую очередь, когда принимаете его на работу?
- Прежде всего,  отмечу, что главное действующее лицо в школе – учитель. Отсюда и исхожу.  В первую очередь я смотрю на профессионализм учителя, его знание предмета. Он должен быть фанатом своего дела. Второе – наш учитель  должен любить детей. Третье – учитель должен быть требовательным. Бывает, учитель и профессионал, и детей любит, а требовать с учеников не умеет. Результата тогда  нет. Ну и четвертое – учитель обязан быть творческой личностью. Он должен  постоянно учиться.  В противном случае  он никогда не научит детей двигаться вперед.
- Но это же просто фантастика! И удалось вам собрать свой «букет», исходя из таких вот жестких критериев? 
- Надеюсь, что да. По результатам ЕНТ в этом году  мы заняли первое место среди частных школ и пятое место -  среди школ города Алматы. У нас в школе сегодня работают  высокопрофессиональные учителя, которые дают ученику глубокие прочные знания. О каждом учителе можно много рассказывать. Взять, к примеру, нашего  учителя истории и обществоведения Наталью Ананьевну Милованову.  В своей работе она использует самые современные технологии, у нее имеется большая видеотека, ее ученики составляют флипчарты, информограммы, сочиняют японские пятистишья, реконструируют события второй мировой войны – изучают судьбы конкретных людей, прослеживают весь их воинский путь. Наталья Ананьевна  является автором нескольких компьютерных учебников по истории. Обратите внимания – компьютерных! Она постоянно занимается самообразованием, сама не си-дит на месте  и не дает успокаиваться ученикам. Понятно, что по итогам ЕНТ  ученики Натальи Ананьевны получили очень большой средний балл.
-  Мне как-то сказали, что учителя в общей массе не охотно учатся работать с компьютером.  А вы уже говорите о составлении электронных учебников…
-  Компьютерному образованию учителя мы уделяем большое внимание, отсюда и результат. Понятно, так было не всегда. Десять лет назад  у нас были учителя хотя и хорошие, но далекие от компьютерных передовых  технологий. Сейчас у нас помимо хорошо оснащенного кабинета информатики компьютер стоит в каждом классе. Каждый учитель обязан уметь работать с компьютером, проектором.
-  Сейчас много говорится о том, что учитель в нашем обществе занимает отнюдь не то важное  место, которое заслуживает. О его низкой зарплате,  о бесправии…  Ваша школа частная. Можете сказать, чтобы хотя бы в рамках вашей отдельной школы учитель – звучит гордо?
 - Мы стараемся дать своим учителям достойную зарплату, хотя не скажу, что она в разы больше зарплаты учителя общей образовательной школы. Но наш учитель и работает больше – с 9 утра до 5 часов вечера. После занятий в первую смену ученики посещают спортивные  секции, различные кружки.  Как директор, я стараюсь создать для педагогов  благоприятный психологический климат. Я никогда не повышаю голос на своих подчиненных. Стараюсь быть демократичным руководителем. Как человек, прошедший снизу доверху всю «иерархию» государственной системы образования, я понимаю, что от авторитарного стиля работы директора, от криков, конфликтов с учителями, детьми, родителями ничего хорошего не получится. Кроме того, я стараюсь наших педагогов  как-то разгружать, на зимние и весенние каникулы  отпускаю учителей на отдых с сохранением заработной платы. Учитель ведь  не водитель машины, не кулинар, не строитель, он, как бы это громко ни было сказано,  инженер человеческих душ. Он в процессе работы не только делится с  детьми   своим опытом, каждый день он отдает ученикам кусочек своей души, своего сердца. И когда  учитель попадает в атмосферу творчества, доброжелательства,  он меняется. За 10 лет у нас не было случая, чтобы педагог   уволился из школы  по своей инициативе. Иногда я расстаюсь с ним, когда вижу, что ошибся - этот человек не подходит для нашей школы,  причем расставание всегда проходит дружелюбно. Иногда люди меняют место жительства и уезжают за пределы Алматы. Наши учителя гордятся, что они работают в школе «Достар».
- Я наслышалась много страшилок про частные школы. Говорят же, кто платит, тот заказывает музыку. Часто ли вы слышите от родителей претензии: «Я плачу, поэтому хочу, чтобы у моего ребенка были одни пятерки»? 
- Да, эта проблема есть в частном секторе образования. Ведь говоря языком бизнеса,  родитель – заказчик, школа – исполнитель. Мы находимся на общеобразовательном рынке,  и у нас с родителями юридические отношения. Тем не менее,  мы всегда  выставляем нашим ученикам  объективные оценки. Ставим двойки, если они этого заслуживают, в том числе и в четверти.  Работаем с таким «двоечником» одну четверть, другую, беседуем с родителями, с каждыми индивидуально. Родители видят наш труд. И если ученик  не напрягается, уклоняется от учебы, то его родители задумываются: зачем инвестировать деньги в образование ребенка, если он не тянет или просто не хочет учиться. Мы всегда с миром расстаемся с такими учениками. Они пе-реходят в другую школу – частную или государственную.
- Леонид Леонидович! Давайте поговорим о воспитании.  Говорят, за границей школа не занимается воспитанием. Считается, что ребенка должны воспитывать в семье. 
- Совершенно верно, но я уточню, за границей в школах специально не организуют воспитательные мероприятия, хотя хороший учитель и на уроке воспитывает – своим знанием предмета, своей целеустремленностью,  личностью, если хотите. Но наша школа ведь – наследница советской образовательной системы, не самой худшей, замечу, поэтому,  как нам без воспитания? Как и в советские времена, у нас есть заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители. Помните, у нас были раньше  октябрята, пионеры, комсомол  со своими программами, сейчас этих идеологических организаций нет.
- Хотя я  лично с большим удовольствием вспоминаю свое пионерское детство, школьный комсомол, лагеря с кострами…
- Я тоже хочу  сказать спасибо и своему пионерскому детству, и ком-сомолу. Мало того,  отмечу, что и  сам я «родом из комсомола»  – когда-то работал в Магаданском обкоме комсомола заведующим отделом учащейся молодежи. Всю Чукотку объездил. Был в лагере старшим пионерским вожатым. Именно  эта работа научила меня организаторской деятельности: писать сценарии, проводить массовые мероприятия. Этот огонек «горит» во мне и поныне, и, надеюсь, будет «гореть» до последнего моего вздоха…
Если же говорить о воспитательной работе в нашей школе, то она, конечно же, ведется. У нас есть совет старшеклассников – орган самоуправления.  У нас имеется прекрасная изостудия, вы здесь видите картину, которую нарисовала наша ученица Карина Крылова. У нас четыре хора, и в течение учебного года  в школе организуются  четыре  больших концерта. Работают кружки бальных танцев, ритмики, вокала, выразительного чтения. Все сразу не перечислишь. Кстати, один наш выпускник  поступил в Московскую консерваторию им. Чайковского в класс вокала. 
- Как-то одна директор школы мне сказала, что школа для детей должна быть домом радости, а в Интернете сегодня можно встретить сообщества «Ненавижу школу», «Хочу поджечь школу» и так далее.
- Надеюсь, это к нам не относится. Понятно, если в школу дети приходят с радостью, то и результаты у них будут выше, чем если бы они «отбывали каторгу». Наши выпускники дарят школе картины, мы собираемся создать  собственную  картинную галерею. В окружении прекрасного трудно быть злым, непорядочным,  завистливым…  Мы стремимся к тому, чтобы наши ученики росли высоконравственными людьми, пытаемся прививать им понятия доброты, честности,  порядочности. Кроме того, я всегда хотел, чтобы наши ученики формировались, как личности, лидеры, имели активную жизненную позицию. Когда наши выпускники  приезжают из своих вузов на ка-никулы, они  в первую очередь бегут в школу…
- Мамы и папы  - ваши помощники? Ведь ваши богатые родители скорее всего заняты добыванием денег, работают  с утра до ночи, до детей ли им?
- Во-первых, вы напрасно думаете, что у нас в школе учатся дети очень богатых родителей. Порою родители берут кредит только для того, чтобы вложить деньги в образование ребенка.  И  еще я хочу сказать, что в большинстве своем у нас очень хорошие, умные родители. Это молодые семьи новой формации. Наши мамы и папы, и особенно папы, которые работают очень серьезно – порою до 9 вечера, по выходным дням, часто заходят ко мне, интересуются успехами своих детей. И то, что они вкладывают в своих детей деньги, хорошо говорит о них. Это раньше был дикий рынок: «купил-продал – бизнес». Подобные  бизнесмены  сегодня уже почти вымерли. Сейчас у нас  на рынке работает большинство  порядочных бизнесменов. Авантюристы, рвачи, проходимцы вымирают.
- Ну хорошо, а если вот тут, с вами по-соседству, живет талантливый ребенок с матерью-уборщицей. Ему в вашу школу вход заказан?
- Наша школа - не благотворительный фонд. Когда мы открылись, у нас было 10 бесплатных мест – на них было подано  40 заявок. Это были лучшие дети, одаренные, и их  родители их не могли оплачивать обучение. Сегодня мы делаем скидки  для малообеспеченных учеников – 10-20 процентов, но бесплатно не учим никого.
- В зарубежных  романах читаешь о каких-то многочисленных фондах, попечителях, которые поддерживают бедных, но талантливых детей…
- У нас пока эта система, к сожалению,  не развита, но у нас есть  к ней первые шаги. Например, благодаря поддержке государства, по президентской программе "Болашак" ежегодно, порядка трех тысяч выпускников казахстанских школ направляются в зарубежные вузы
- Когда я училась в школе, то  считала, что живу в лучшей стране в мире – СССР, а сейчас многие выпускники школ  стараются уехать за границу и  там остаться.
- Многие наши выпускники учились за границей, но они возвращаются, потому, что видят перспективы для себя не на чужбине, а в родной стране. Казахстан бурно развивается, у нас есть возможность зарабатывать здесь,  причем независимо от национальности.  Вот я кореец. Никто на это не смотрел, когда меня назначали заведующим районо, начальником  управления среднего образования, а ведь  – это ключевой работник в Министерстве образования. Сейчас у меня две школы, два детских сада.  Это моя работа, мой бизнес. Мы работаем, даем результат, поэтому люди к нам идут. Мне это нравится, хотя отмечу, что на образовательной деятельности большой бизнес не сделаешь.
- Цитата, соответствующая сегодняшнему вашему душевному настрою.
- Уинстон Черчилль как-то сказал: «Молодые люди, никогда не сдавайтесь, никогда, никогда, никогда...»  Я с ним согласен.
 - Задайте вопрос самому себе.
- Получаю ли я удовлетворение от своей жизни? Я могу с уверенно-стью сказать:  «Да, получаю». Я наслаждаюсь своей жизнью, потому что  смысл всей моей жизни – работа. Я благодарен родителям, которые, когда я окончил школу,  не пытались сориентировать меня на другую, более денежную, как тогда казалось,  профессию. Я пошел учиться в педагогический институт,   работаю в системе образования и считаю себя счастливым человеком…

Интервью брала Людмила Мананникова.
Сайт школы "Достар":
http://www.dostar-school.kz/
Категория: Школа, как она есть | Добавил: collegy (2010-11-21)
Просмотров: 2728 | Теги: Леонид Леонидович Ким, международная школа-лицей «Достар» | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2024-09-08, 5:56 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru