Главная » Статьи » Школа, как она есть |
Наш собеседник – генеральный директор международной школы-лицея «Достар» Леонид Леонидович Ким. - Леонид Леонидович, как известно, ваша школа «с лица не общим выраженьем». Несколько слов о ней. - В этом году наша школа отметила свое десятилетие. Это такой срок, когда мы можем говорить о каких-то результатах. Когда я только собирался открывать школу, то мечтал о том, что наши выпускники будут поступать в самые престижные вузы мира. Чтобы они были конкурентно способны и учились в Кембриджском и Гарвардском, Оксфордском, и Калифорнийском университетах, в МГУ, в Сорбонне, в других хороших вузах. Сейчас эта цель почти достигнута. В нашей «коллекции» нет только Гарвардского университета и Сорбонны, но в этом году у нас одна наша девочка будет поступать в Сорбонну, а Гарвардский университет - вершина, которая в ближайшие годы будет покорена. - Расскажите немного о себе. Кто вы, откуда? - По образованию я - учитель физики. В Алматы живу с 1984 года. Работал директором 23-й школы, в Алматинском городском институте усовершенствования учителей – еще с Яковом Соломоновичем Бенцио-ном. Это, вы знаете, был прекрасный педагог, методист высокого уровня, великий учитель, я бы сказал. Довелось мне восемь лет работать заведующим Бостандыкским районо, начальником управления среднего образования Министерства образования Казахстана. Словом, когда мысль о собственной школе в моей голове созрела, у меня был уже довольно большой педагогический стаж. Кроме того, я знал лучших учителей города, что мне очень помогло при формировании педагогического коллектива. Хочу отметить, что в моей школе нет ни одного учителя, который пришел бы работать к нам по протекции. Все наши учителя прошли персональный отбор, и это принесло свои плоды. - На какие качества учителя вы смотрите в первую очередь, когда принимаете его на работу? - Прежде всего, отмечу, что главное действующее лицо в школе – учитель. Отсюда и исхожу. В первую очередь я смотрю на профессионализм учителя, его знание предмета. Он должен быть фанатом своего дела. Второе – наш учитель должен любить детей. Третье – учитель должен быть требовательным. Бывает, учитель и профессионал, и детей любит, а требовать с учеников не умеет. Результата тогда нет. Ну и четвертое – учитель обязан быть творческой личностью. Он должен постоянно учиться. В противном случае он никогда не научит детей двигаться вперед. - Но это же просто фантастика! И удалось вам собрать свой «букет», исходя из таких вот жестких критериев? - Надеюсь, что да. По результатам ЕНТ в этом году мы заняли первое место среди частных школ и пятое место - среди школ города Алматы. У нас в школе сегодня работают высокопрофессиональные учителя, которые дают ученику глубокие прочные знания. О каждом учителе можно много рассказывать. Взять, к примеру, нашего учителя истории и обществоведения Наталью Ананьевну Милованову. В своей работе она использует самые современные технологии, у нее имеется большая видеотека, ее ученики составляют флипчарты, информограммы, сочиняют японские пятистишья, реконструируют события второй мировой войны – изучают судьбы конкретных людей, прослеживают весь их воинский путь. Наталья Ананьевна является автором нескольких компьютерных учебников по истории. Обратите внимания – компьютерных! Она постоянно занимается самообразованием, сама не си-дит на месте и не дает успокаиваться ученикам. Понятно, что по итогам ЕНТ ученики Натальи Ананьевны получили очень большой средний балл. - Мне как-то сказали, что учителя в общей массе не охотно учатся работать с компьютером. А вы уже говорите о составлении электронных учебников… - Компьютерному образованию учителя мы уделяем большое внимание, отсюда и результат. Понятно, так было не всегда. Десять лет назад у нас были учителя хотя и хорошие, но далекие от компьютерных передовых технологий. Сейчас у нас помимо хорошо оснащенного кабинета информатики компьютер стоит в каждом классе. Каждый учитель обязан уметь работать с компьютером, проектором. - Сейчас много говорится о том, что учитель в нашем обществе занимает отнюдь не то важное место, которое заслуживает. О его низкой зарплате, о бесправии… Ваша школа частная. Можете сказать, чтобы хотя бы в рамках вашей отдельной школы учитель – звучит гордо? - Мы стараемся дать своим учителям достойную зарплату, хотя не скажу, что она в разы больше зарплаты учителя общей образовательной школы. Но наш учитель и работает больше – с 9 утра до 5 часов вечера. После занятий в первую смену ученики посещают спортивные секции, различные кружки. Как директор, я стараюсь создать для педагогов благоприятный психологический климат. Я никогда не повышаю голос на своих подчиненных. Стараюсь быть демократичным руководителем. Как человек, прошедший снизу доверху всю «иерархию» государственной системы образования, я понимаю, что от авторитарного стиля работы директора, от криков, конфликтов с учителями, детьми, родителями ничего хорошего не получится. Кроме того, я стараюсь наших педагогов как-то разгружать, на зимние и весенние каникулы отпускаю учителей на отдых с сохранением заработной платы. Учитель ведь не водитель машины, не кулинар, не строитель, он, как бы это громко ни было сказано, инженер человеческих душ. Он в процессе работы не только делится с детьми своим опытом, каждый день он отдает ученикам кусочек своей души, своего сердца. И когда учитель попадает в атмосферу творчества, доброжелательства, он меняется. За 10 лет у нас не было случая, чтобы педагог уволился из школы по своей инициативе. Иногда я расстаюсь с ним, когда вижу, что ошибся - этот человек не подходит для нашей школы, причем расставание всегда проходит дружелюбно. Иногда люди меняют место жительства и уезжают за пределы Алматы. Наши учителя гордятся, что они работают в школе «Достар». - Я наслышалась много страшилок про частные школы. Говорят же, кто платит, тот заказывает музыку. Часто ли вы слышите от родителей претензии: «Я плачу, поэтому хочу, чтобы у моего ребенка были одни пятерки»? - Да, эта проблема есть в частном секторе образования. Ведь говоря языком бизнеса, родитель – заказчик, школа – исполнитель. Мы находимся на общеобразовательном рынке, и у нас с родителями юридические отношения. Тем не менее, мы всегда выставляем нашим ученикам объективные оценки. Ставим двойки, если они этого заслуживают, в том числе и в четверти. Работаем с таким «двоечником» одну четверть, другую, беседуем с родителями, с каждыми индивидуально. Родители видят наш труд. И если ученик не напрягается, уклоняется от учебы, то его родители задумываются: зачем инвестировать деньги в образование ребенка, если он не тянет или просто не хочет учиться. Мы всегда с миром расстаемся с такими учениками. Они пе-реходят в другую школу – частную или государственную. - Леонид Леонидович! Давайте поговорим о воспитании. Говорят, за границей школа не занимается воспитанием. Считается, что ребенка должны воспитывать в семье. - Совершенно верно, но я уточню, за границей в школах специально не организуют воспитательные мероприятия, хотя хороший учитель и на уроке воспитывает – своим знанием предмета, своей целеустремленностью, личностью, если хотите. Но наша школа ведь – наследница советской образовательной системы, не самой худшей, замечу, поэтому, как нам без воспитания? Как и в советские времена, у нас есть заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители. Помните, у нас были раньше октябрята, пионеры, комсомол со своими программами, сейчас этих идеологических организаций нет. - Хотя я лично с большим удовольствием вспоминаю свое пионерское детство, школьный комсомол, лагеря с кострами… - Я тоже хочу сказать спасибо и своему пионерскому детству, и ком-сомолу. Мало того, отмечу, что и сам я «родом из комсомола» – когда-то работал в Магаданском обкоме комсомола заведующим отделом учащейся молодежи. Всю Чукотку объездил. Был в лагере старшим пионерским вожатым. Именно эта работа научила меня организаторской деятельности: писать сценарии, проводить массовые мероприятия. Этот огонек «горит» во мне и поныне, и, надеюсь, будет «гореть» до последнего моего вздоха… Если же говорить о воспитательной работе в нашей школе, то она, конечно же, ведется. У нас есть совет старшеклассников – орган самоуправления. У нас имеется прекрасная изостудия, вы здесь видите картину, которую нарисовала наша ученица Карина Крылова. У нас четыре хора, и в течение учебного года в школе организуются четыре больших концерта. Работают кружки бальных танцев, ритмики, вокала, выразительного чтения. Все сразу не перечислишь. Кстати, один наш выпускник поступил в Московскую консерваторию им. Чайковского в класс вокала. - Как-то одна директор школы мне сказала, что школа для детей должна быть домом радости, а в Интернете сегодня можно встретить сообщества «Ненавижу школу», «Хочу поджечь школу» и так далее. - Надеюсь, это к нам не относится. Понятно, если в школу дети приходят с радостью, то и результаты у них будут выше, чем если бы они «отбывали каторгу». Наши выпускники дарят школе картины, мы собираемся создать собственную картинную галерею. В окружении прекрасного трудно быть злым, непорядочным, завистливым… Мы стремимся к тому, чтобы наши ученики росли высоконравственными людьми, пытаемся прививать им понятия доброты, честности, порядочности. Кроме того, я всегда хотел, чтобы наши ученики формировались, как личности, лидеры, имели активную жизненную позицию. Когда наши выпускники приезжают из своих вузов на ка-никулы, они в первую очередь бегут в школу… - Мамы и папы - ваши помощники? Ведь ваши богатые родители скорее всего заняты добыванием денег, работают с утра до ночи, до детей ли им? - Во-первых, вы напрасно думаете, что у нас в школе учатся дети очень богатых родителей. Порою родители берут кредит только для того, чтобы вложить деньги в образование ребенка. И еще я хочу сказать, что в большинстве своем у нас очень хорошие, умные родители. Это молодые семьи новой формации. Наши мамы и папы, и особенно папы, которые работают очень серьезно – порою до 9 вечера, по выходным дням, часто заходят ко мне, интересуются успехами своих детей. И то, что они вкладывают в своих детей деньги, хорошо говорит о них. Это раньше был дикий рынок: «купил-продал – бизнес». Подобные бизнесмены сегодня уже почти вымерли. Сейчас у нас на рынке работает большинство порядочных бизнесменов. Авантюристы, рвачи, проходимцы вымирают. - Ну хорошо, а если вот тут, с вами по-соседству, живет талантливый ребенок с матерью-уборщицей. Ему в вашу школу вход заказан? - Наша школа - не благотворительный фонд. Когда мы открылись, у нас было 10 бесплатных мест – на них было подано 40 заявок. Это были лучшие дети, одаренные, и их родители их не могли оплачивать обучение. Сегодня мы делаем скидки для малообеспеченных учеников – 10-20 процентов, но бесплатно не учим никого. - В зарубежных романах читаешь о каких-то многочисленных фондах, попечителях, которые поддерживают бедных, но талантливых детей… - У нас пока эта система, к сожалению, не развита, но у нас есть к ней первые шаги. Например, благодаря поддержке государства, по президентской программе "Болашак" ежегодно, порядка трех тысяч выпускников казахстанских школ направляются в зарубежные вузы - Когда я училась в школе, то считала, что живу в лучшей стране в мире – СССР, а сейчас многие выпускники школ стараются уехать за границу и там остаться. - Многие наши выпускники учились за границей, но они возвращаются, потому, что видят перспективы для себя не на чужбине, а в родной стране. Казахстан бурно развивается, у нас есть возможность зарабатывать здесь, причем независимо от национальности. Вот я кореец. Никто на это не смотрел, когда меня назначали заведующим районо, начальником управления среднего образования, а ведь – это ключевой работник в Министерстве образования. Сейчас у меня две школы, два детских сада. Это моя работа, мой бизнес. Мы работаем, даем результат, поэтому люди к нам идут. Мне это нравится, хотя отмечу, что на образовательной деятельности большой бизнес не сделаешь. - Цитата, соответствующая сегодняшнему вашему душевному настрою. - Уинстон Черчилль как-то сказал: «Молодые люди, никогда не сдавайтесь, никогда, никогда, никогда...» Я с ним согласен. - Задайте вопрос самому себе. - Получаю ли я удовлетворение от своей жизни? Я могу с уверенно-стью сказать: «Да, получаю». Я наслаждаюсь своей жизнью, потому что смысл всей моей жизни – работа. Я благодарен родителям, которые, когда я окончил школу, не пытались сориентировать меня на другую, более денежную, как тогда казалось, профессию. Я пошел учиться в педагогический институт, работаю в системе образования и считаю себя счастливым человеком… Интервью брала Людмила Мананникова. Сайт школы "Достар": http://www.dostar-school.kz/ | |
Просмотров: 2745 | | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|