Главная » Статьи » Школа, как она есть |
К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ПОДРОСТКОВОЙ ДЕВИАЦИИ Назмутдинов Ризабек Агзамович, Каскеева Индира девиантное поведение, подросток, дезадаптация, делинквент, саморазрушающее поведение Я всегда говорю: молодежь - опора нашего будущего. Государство открыло перед новым поколением все двери и все пути! «Нұрлы Жол» - вот где можно приложить усилия, развернуться нашей креативной динамичной молодежи! (Послание Президента РК Н. Назарбаева народу Казахстана «Нұрлы жол - Путь в будущее», Астана, 11 ноября, 2014 г.). Изучение психологических механизмов девиантного поведения несовершеннолетних проводилось Г.Г. Бочкаревой [1]. Она отмечает, что в структуре мотивационной сферы таких подростков доминируют элементарные потребности, стремление удовлетворить мотивы личного, эгоистичного самоутверждения [1]. Автор выделяет несколько групп подростков в зависимости от соотношения устойчивости и структуры мотивационной сферы. Особенно интересная группа – «глобально неустойчивых» (по терминологии Г.Г.Бочкаревой. «Испытуемые этой группы, имея положительные моральные взгляды, высказывали под давлением группы отрицательные моральные суждения. Все неустойчивые подростки совершали преступления в группе, а не в одиночку, никто из них не был организатором или инициатором преступления. Влияние группы является для таких подростков решающим для совершения преступления» [1, С. 23]. В последнее время в силу ряда причин, в том числе и из-за нестабильности общества интенсивных социальных сдвигов, усилились негативные тенденции, предъявляющие повышенные требования к самоопределению, стабильности личности, а также провоцирующие ее девиантное поведение, аномалии развития, а нередко деградацию и саморазрушение. Наиболее интенсивно и многообразно эти явления проявляются у подростков, хотя, казалось бы, процессы саморазрушения и не должны практически проявляться в этом периоде. И все же в настоящее время именно в подростковом возрасте наблюдается относительный пик этих расстройств, определяемый прежде всего падением субъективной ценности нравственного здоровья [2]. Нездоровый образ жизни, размывание ценностных ориентиров являются тем фоном, на котором продолжают распространяться алкоголизация и никотинизация подростков, быстрыми темпами увеличивается употребление наркотиков и токсических веществ, все более широкое распространение получают отступления от общечеловеческих норм и правил поведения, глубоко опустошающие и разрушающие духовный мир человека [3]. В этом свете саморазрушающее поведение должно быть рассмотрено не только и не столько как нанесение физического ущерба организму, сколько как нарушение развития личности, трудновосполняемые утраты духовности, нравственности, приводящие, в конечном счете, к дисфункции личности и социальной дезадаптации различной степени. Таким образом, девиации – это то, что создается и поддерживается как реакция общества на поведение, отличающееся от общепризнанного. Следовательно, девиантность заключается не в самом поведении, а в том, что оно приходит в столкновение с установившимися нормами и правилами поведения. Сходное определение предлагает Я.И. Гилинский, подчеркивая, что отклоняющееся поведение «является результатом противоречия между формой и практической деятельностью людей» [4]. Этот же автор предлагает выделить два типа отклоняющегося поведения: поступки, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям. социальное явление, выражавшееся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям [4, С. 7]. Т. Шибутани указывает на расхождение стандартов поведения и оценки норм во всевозможных группах той или иной общности, тем самым подтверждая, что наличие отклоняющегося поведения оказывается чуть ли не «естественным» [5]. Стороны того или иного существующего социального противоречия, феноменологически поляризуясь в противоположных образах, концентрируют вокруг себя и мобилизуют реальных агентов социального действия – индивида, социальные группы, классы – для разрешения их силами обострившегося противоречия [6]. Формируется предельно фиксированный стереотип, не допускающий малейшего сомнения в его истинности, побуждающий к строго однозначному действию: «с нами или против нас». Что дает «нормативному» обществу навешивание на определенную группу ярлыка «девиантов»? П.Н. Шихарев считает, что это дает возможность организовывать и интегрировать (на психологическом уровне) сознание людей, принадлежащей одной социальной группе, осознавать себя носителями идеи порядка, одобряемым большинством [7]. Таким образом, характеристика и определение девиации, которая опирается на идею отклонения от нормы, не выдерживает критики. Нужен подход, основанный на изучении личностных особенностей лиц с поведением явно социально-конфликтным. Проблема личностных особенностей лиц с отклоняющимся поведением ставилась как на теоретическом, так и на эмпирическом уровнях. Имеются интересные исследования дисгармоничности развития характера, структуры акцентуаций подростков – делинквентов [8], исследования самооценки подростков-делинквентов [9], исследования личностных особенностей подростков-делинквентов в связи с их ролевыми позициями и социальным статусом в группе [10]. ЛИТЕРАТУРА 1.Бочкарева Г.Г. Психологическое изучение трудновоспитуемых школьников. – М.: Академия, 2004. – 366 с. 2. Муздыбаев К. Психология ответственности. – Л., 1983. – 243 с. 3. Леонтьев А.Н. Некоторые психологические вопросы воздействия на личность. – М.: Аспект-Пресс, 2006. – 464 с. 4. Деев В.Г. Личность в системе общественных отношений. – М.: Наука, 1989. – 190 с. 5. Шибутани Т. Социальная психология. – М.: Владос, 200. – 662 с. 6. Московичи С. Век толпы. Исторический трактат по психологии масс. – М.: Творческий Центр, 2010. – 622 с. 7. Шихарев П.Н. Социальная установка как предмет социально-психологического исследования. – М.: Просвещение, 1976. – 297 с. 8. Александров А.А. Нарушение поведения у подростков как один из критериев оценки степени психопатизации. – Л.: Наука, 1973. – 214 с. 9. Леев В.Г. Личность в системе общественных отношений. – М.: Наука, 1989. – 264 с. 10.Меджидова С.М. Социально-психологические типы несовершеннолетних осужденных. – Л., 1985. – 264 с. | |
Просмотров: 420 | Комментарии: 3 | | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|