Главная » Статьи » Школа, как она есть |
ФОРМИРОВАНИЕ Я-КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ В СВЕТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ Назмутдинов Р. А., Монько А. «Я-концепция», самотождественность, самоактуализация, самопредъявление, самопринятие Молодежи Казахстана необходимо помочь четко обозна¬чить пространство для приложения своего интеллектуального и инновационного потен¬циала. В Послании Президента Казахстана Н.А. Назарбаева «Новое десятилетие - новый эко¬номический подъем - новые возможности Казахстана» определено, «молодежь - основа будущего, получит новые возможности строить свое будущее» [1]. Как научное понятие Я-концепция вошло в обиход специальной литературы сравнительно недавно, хотя это, разумеется, не означает, что описываемая им реальность психической жизни индивида ранее не изучалась. Труды У. Джемса говорят об этом с достаточной убедительностью. Основополагающими в нем стали работы А. Маслоу, К. Роджерса, А. Комбса, некоторых других американских психологов и педагогов. Они выступили с абстрактно-антропологических, внеисторических позиций в понимании индивида и его личностного развития, обратившись к изучению собственно человеческих проявлений (эмоций, чувств, установок и т.п.). В их понимании человеческое Я не является фатально приговоренным к антисоциальным побуждениям, как считают фрейдисты, приписывая бессознательным и необузданным влечениям главенствующую роль в жизни человека. Психологи и педагоги этого направления отклоняют и бихевиористский подход к человеку, согласно которому его поведение можно адекватно изучать по аналогии с реакциями животных. Что же означает термин «Я-концепция», какой реальный психологический смысл в него вкладывается? В литературе нет единой его трактовки, ближе всего по смыслу к нему находится самосознание. Но Я-концепция – понятие менее нейтральное, включающее в себя оценочный аспект самосознания. Это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов. Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение. Оно накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека – с самого детства до глубокой старости. Первоначальная зависимость Я-концепции от внешний влияний бесспорна, но в дальнейшем она играет самостоятельную роль в жизни каждого человека. Окружающий мир, представления о других людях воспринимаются нами сквозь призму Я-концепции, формирующейся в процессе социализации, воспитания, но имеющей и определенные соматические, индивидуально-природные детерминанты. С возрастом происходит развитие потребностей развивающейся личности. Именно них и через них проявляется человек и соответственно преломляется его Я-концепция. В свою очередь и она служит для них значимой обратной связью. В отличие от ситуативных Я-образов (каким индивид видит, ощущает себя в каждый данный момент) Я-концепция создает у человека ощущения своей постоянной определенности, самотождественности. Так и выглядит в общих чертах диалектика становления и проявления противоречивых, всегда незавершенных представлениях о собственном Я - Я-концепции с ее интеллектуальным, эмоциональным, поведенческим компонентами [2]. Негативное представление о себе отмечается у людей, далеких от самоактуализации, и особенно яркого выражения, как правило, оно достигает у людей с асоциальными, девиантными и делинквентными, особенностями поведения. Выбор в качестве объекта исследования лиц подросткового возраста связан с тем, что на данном этапе жизненного пути происходит выработка стилей общения и формирование Я-концепции, которая находит выражение в образах самопредъявления. Большинство подростков уже способны управлять своим поведением, но имеют противоречивую Я-концепцию, обусловленную переходом от детства к взрослости. Результаты исследования демонстрируют, что целостная Я-система подростка, а особенно его самооценка зависит от семейной ситуации, родительского воспитания. Родительское воспитание понимается как сложная структура, состоящая из комплекса факторов: эмоционального отношения родителей к ребенку, представлений о нем и способов обращения родителей с сыном или дочерью. При этом мы полагаем, что родительское воспитание оказывает существенное влияние на самоотношение подростка. В данной работе под самоотношением мы понимаем эмоционально-оценочную составляющую Я-концепции. Самооценка же, на наш взгляд, в большей мере связана с термином «самосознание», это и процесс (самооценивание) и его результат (самоотношение). Мы полагаем, что самопринятие является генетически первичной структурой самоотношения. Этот элемент самоотношения в большей мере связан с общей самооценкой, которую выделяют различные авторы. Суть самопринятия – некритичное, безусловно положительное отношение к себе. В отличие от самопринятия самоуважение, видимо, является интериоризацией условного отношения других людей к ребенку. На этом уровне появляется критичность по отношению к себе. Критичность, по нашему мнению, является результатом сравнения себя с определенными эталонами, в качестве которых выступают представления о Я-идеальном, в свою очередь, являющееся интериоризацией общественных норм. Хочется обратить внимание на еще один очень важный момент: несмотря на то, что самоотношение является дифференцированной структурой, связи между отдельными его компонентами довольно сильны. Многие авторы обращают внимание на то, что есть общая установка – либо положительная, либо отрицательная – в отношении самого себя. По всей видимости, она представляет собой результат взаимодействия всех компонентов самоотношения. В настоящее время в психологической литературе принято рассматривать отдельно материнское и отцовское воспитание, считается, что они имеют значительные различия. Поэтому в данном исследовании мы попытались выявить специфику влияния матери и отца на формирование отношения к себе и к ним у ребенка. Анализ зависимости стилей родительского воспитания продемонстрировал, что наиболее стрессогенными стилями родительского воспитания являются отсутствие позитивного интереса со стороны матери (LT=47), враждебность отца (LT=46,8) и крайняя его непоследовательность (LT=49). Отсутствие позитивного интереса со стороны матери, воспринимаемое подростками как отсутствие эмоционального принятия и опеки, непредсказуемость реакций отца создают ситуацию неопределенности для подростка, поскольку они в результате не уверены в своей значимости для матери и находятся в постоянном ожидании недовольства или сурового наказания со стороны отца. Вернувшись к тому, как оценивают вклад каждого из стилей взаимоотношений в семье в процесс социально-психологической адаптации подростка автор методики «Подростки о родителях», мы видим, что полученные результаты опроса позволяют предположить. Что картина этой адаптации и вообще картина внутреннего психологического комфорта подростков примерно такова: 1. Испытывая по отношению к себе прежде всего равнодушное по сути отношение родителей (высокая автономность), подростки приобретают опыт безразличных и формальных взаимоотношений в семье, что, вероятно, является источником их неуверенности и беспокойства по поводу создания в будущем собственной счастливой семейной жизни. Внутренняя опасность этой ситуации состоит в том, что актуально сами подростки не осознают этих проблем, на данном моменте своей жизни они оценивают отстраненность родителей как доверие к себе, отсутствие авторитарности и отвержения и приравнивают такой стиль взаимоотношений к позитивному для себя. 2. Отмечаемая подростками непоследовательность воспитательных воздействий со стороны родителей способствует формированию у них неуверенности в себе и отсутствие ощущения постоянства окружающего мира. Наверное, это приводит и к формированию недостаточной ответственности у детей, поскольку несмотря на предоставляемую им свободу (высокая автономность, низкая директивность), подростки не испытывают в достаточной мере наличия жестких и незыблемых правил и, соответственно, следующих за их нарушениями санкций. Все это приводит к формированию у них экстернальной жизненной позиции, то есть к привычке перекладывать ответственность за происходящее с ними на других. 3. Баланс враждебности и позитивного интереса со стороны родителей демонстрирует, как нам кажется, наличие выраженных проблем в сфере эмоционального благополучия подростков, в области формирования их самоуважения, отношения к себе как к самоценной и достойной личности. Эти результаты позволяют сделать вывод об актуальности психологической работы с родителями подростков, причем основными направлениями этой работы могут быть следующие: - особенно важной представляется работа по формированию у родителей подростков отношения к ним как к самоценным личностям, имеющим сильные стороны и все необходимые возможности для достойной жизни; - необходимо повысить в глазах родителей ценность общения со своими детьми-подростками, при этом давая им понять, что отсутствие гиперопеки и жесткого контроля не означает равнодушия, а для осуществления заинтересованного взаимодействия требуется не столько время, сколько умение испытывать и проявлять искренний интерес к нуждам ребенка и его психологическому состоянию; - целесообразным является формирование у родителей подростков системы навыков, обеспечивающих партнерское взаимодействие с ними; овладение такими навыками и систематическое применение их могло бы снять проблему непоследовательности при общении с детьми. Столь же актуально и психологическая работа с подростами по проблеме их взаимоотношений с родителями, поскольку, как показывают полученные результаты, достаточно большое количество детей не удовлетворено своими взаимоотношениями с родителями или по крайне мере, хотя бы одни из аспектов этих отношений. ЛИТЕРАТУРА 1.Назарбаев Н.А. Послание Президента Казахстана: Новое десятилетие - новый экономический подъем - новые возможности Казахстана // Казахстанская правда. - 2010. - 30 января. 2.Мороз О.М. Анализ содержания образа «Я» у несовершеннолетних правонарушителей // Личность в системе общественных отношений. – М., 1983. – 402 с. Источник: http://.Назарбаев Н.А. Послание Президента Казахстана: Новое десятилетие - новый экономический подъем - новые возможности Казах | |
Просмотров: 554 | Комментарии: 4 | | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|