Главная » Статьи » Школа, как она есть |
Назмутдинов Р.А., Ильина Д. К РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ Молодежь выступает как совокупность воплощенных в нем ценных ресурсов - знаний, способностей, мотиваций, навыков к восприятию и продуцированию ин-формации, полученных в процессе образования, самообразования, практической деятельности. В лице современной молодежи в казах¬станском обществе сформировался абсолютно новый культурный тип, существенно отличаю¬щийся от прежних поколений: сформировался слой молодежи с новыми ориентирами, цен-ностными установками на достижение успеха, рациональным экономическим поведением. В этом плане, на своих многочисленных встречах с молодежью Казахстана Н.А. Назарбаев подчеркивает: «Каждому человеку надо привить умение делать, умение учиться, умение жить, умение жить вместе в современном мире». При раскрытии природы и причин социальных отклонений поведения, мы исходили прежде всего из того, что они, как и социальные нормы, есть выражение отношений людей, складывающихся в различных социумах [1]. Мы исходили из того, что девиантное или отклоняющееся поведение - понятие социально-психологическое, так как обозначает отклонения от принятых в данном социуме норм и правил поведения, совершаемых в рамках психического здоровья. Другими словами, эти нарушения поведения не обусловлены нервно-психическими заболеваниями. Таким образом, девиация - это то, что создается и поддерживается как реакция общества на поведение, отличающееся от общепризнанного. Следовательно, девиантность заключается не в самом поведении, а в том, что оно приходит в столкновение с установившимися нормами и правилами поведения. Определяющей посылкой нашего понимания ценностно-потребностной сферы личности может быть позиция ученых В.А. Сластенина и В.П. Каширина: "Ценность того или иного объекта определяется в процессе его оценки личностью, которая выступает средством осознания значимости предмета для удовлетворения ее потребностей" [2]. Изучение психологической литературы (Л.И. Божович, И.А. Джидарьян, Б.И. Додонов, В.С. Магун), подводит нас к пониманию значения потребности как важнейшей побудительной силы человеческой активности. Под потребностью мы понимаем объективное состояние субъекта, выражающее противоречие между имеющимся и необходимым (или представляющимся субъекту необходимым) и побуждающее его к деятельности по устранению данного противоречия. Рассматривая многосторонние связи потребности и деятельности, С.Л. Рубинштейн отмечает, что потребности являются не только мотивом, источником деятельности, но и ее результатом [3]. В научной литературе (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн) превалирует мнение о том, что поведение человека (и социально-одобряемое, и асоциальное) мотивируется как потребностями, нуждами, так и целями, идеалами, ценностями. При этом девиация определяется как нарушение баланса в сфере ценностно-потребностной регуляции, смещение в сторону собственных потребностей, с неразвитостью для субъекта сферы личностных ценностей. Предполагается, что такое смещение проявляется в фиксации субъекта на собственных, относительно быстро насыщаемых потребностях. Анализу влияния ценностно-потребностной сферы личности на ее осложненные формы поведения и посвящено наше эмпирическое исследование. Экспериментальную группу (далее мы будем обозначать буквой D) составили юноши и девушки, допустившие правонарушения и состоящие на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Контрольную группу (далее мы будем обозначать ее буквой N) составили юноши и девушки в возрасте также от 13,5 до 15 лет. Для того, чтобы получить представление об особенностях ценностно-потребностной сферы личности испытуемых, мы использовали различные методические пути. Наиболее интересными и впечатляющими оказались результаты экспериментальной и контрольной групп с использованием методики исследования самоотношения. Анализ полученных данных показывает, что испытуемым-девиантам в большей степени, чем испытуемым контрольной группы свойственно закрытое отношение к собственной личности, достаточно неглубокая оценка собственных качеств. Высокий средний балл по шкалам внутренней конфликтности и самообвинения свидетельствует о тенденции к самоуничижению, переживанию малой ценности и значимости своей собственной личности. Общий негативный фон отношения к себе, недовольство собой – все это также в большей степени присуще испытуемым из экспериментальной группы. При этом девианты в значительно меньшей степени, чем испытуемые групп, переживают свою самоценность, испытывают меньший интерес к своему внутреннему миру, а также ниже оценивают свою способность вызывать у других людей понимание, одобрение, уважение и симпатию. Можно сделать предварительный вывод: подростки-девианты в меньшей степени, чем их сверстники из контрольной группы, приписывают свои успехи, удачи себе и своим личным достоинствам. Испытуемые из группы D в меньшей степени, чем их сверстники из контрольной группы, считают себя способными к самостоятельному формированию своего круга общения, а также склонны приписывать инициативу развития межличностных отношений своим партнерам по общению. Показательными являются результаты экспериментальной и контрольной групп по тесту смысложизненных ориентации. Испытуемые из группы D получили более низкие баллы как по всем субшкалам, так и по общему показателю осмысленности жизни. Таким образом, мы можем утверждать, что испытуемые-девианты по сравнению с испытуемыми контрольной группы: а) в большей степени ориентированы на сегодняшний день и имеют меньше целей в жизни; больше склонны к фатализму, принимают события такими, каковы они есть; наблюдается отказ от попыток что-либо планировать и менять самостоятельно; б) меньше верят в способность и возможность контролировать события своей жизни, в собственные силы; при этом не удовлетворены прожитой жизнью, хотели бы, чтобы она прошла иначе; однако при этом не считают, что в их силах было сделать иной свою прошлую жизнь. По результатам работы с методом мотивационной индукции было получено два набора данных. Первый набор ("МИМ-мотивы") дает представление о мотивации поведения, сфере интересов, устремлений испытуемых экспериментальной и контрольной группы. По отдельным видам мотивации получены заметные различия между испытуемыми-девиантами и их сверстниками из контрольной группы. У испытуемых из группы D превалирует восприятие себя как пассивного и зависимого от других людей, обстоя¬тельств, мало влияющего на ход событий окружающего мира и потому не могу¬щего нести ответственность за происходящее вокруг. Эти данные согласуются с полученными данными об особенностях локуса контроля у испытуемых – девиантов, а также с показателями двух последних шкал теста смысложизненных ориентаций – ("Я – хозяин жизни"; "Управляемость жизни"). Это может подтверждать мысль о восприятии испытуемыми как "внешнего" того, что в большей или меньшей степени определяет его поведение, а именно нормы, правила поведения и ценности многих социумов (семьи, референтной группы, государства) и отсутствии или несформированности "внутреннего", а именно, личностных ценностей, которое могло бы определять его самостоятельный выбор и позицию. Субъекты с девиантным поведением обнаружили целый ряд личностных свойств, свидетельствующих о значительных эмоциональных нарушениях. Для девиантных подростков характерны такие свойства эмоционально-волевой и ценностно-потребностной сфер личности, как тревожность, низкий самоконтроль, потребительская ориентация, отсутствие ориентации на общечеловеческие ценности. Можно предположить, что девиация как форма поведения находится в прямой зависимости от системы личностных свойств. Именно эти свойства порождают девиации, как отклонения в социально-значимом поведении. Вместе с тем, рассмотрение личности и отклонения ее поведения необходимо изучать в социально обусловленной, развивающейся личности к окружающей её социальной действительности. ЛИТЕРАТУРА 1. Назарбаев Н.А Актовая лекция Президента РК. Казахстан в посткризисном мире: интеллектуальный прорыв в будущее. - Алматы: Казак, университеті, 2009. - С. 20. 2.Назмутдинов Р.А. Ценностная сфера личности с осложненными формами поведения /Аспирантский сборник НГПУ-2001 /Под ред. А.Ж. Жафярова. – Часть 4. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2001, с. 174-181. (0,4 п.л.) 3.Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. М.: Издательский центр "Академия". 2012. – 480с. 4.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т.т. – М.: Педагогика, 1988. Т. II. – 249 с. Источник: http://1. Назарбаев Н.А Актовая лекция Президента РК. Казахстан в посткризисном мире: интеллектуальный прорыв в будущее. - Алм | |
Просмотров: 415 | | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|