Приемы формирования у школьников убеждения ценности
образования.
Актуальными задачами современного образования являются не только расширение опыта гуманистического образования, но и развитие его концепций, осмысление перспективных теоретических представлений и инновационных идей, отражающих и стимулирующих практику педагогов. Однако создание фундаментальных работ, подводящих итоги на каждом этапе изменений в сфере образования, процесс долгий. Современный педагог нуждается в постоянном осмыслении и переосмыслении всех тех изменений в образовательном пространстве и в сообществе, которые имели место в предыдущие годы и продолжаются сейчас. Он понимает, что сообществу в целом нужны качественно новые характеристики педагогической деятельности, которая теперь стала вариативной и разнообразной и не укладывается в рамки единой универсальной теории. Нужны новые смыслы для тех традиционных педагогических концепций, которые еще реально действуют и не утеряли актуальности. Полезно и обновленное понимание тех понятий, которые функционировали в прежних парадигмах (педагогических или идеологических), но не могут полноценно действовать в новых.
Ценности образования действуют на каждом этапе его развития как моральные императивы. Эти ценности – отнюдь не законы педагогической деятельности, они – основания ее самоорганизации и саморазвития, обобщенные представления о желаемом и социально необходимом для сообществ. Ценности образования нельзя установить авторитарным путем, они эволюционируют вместе с развитием содержания и технологий образования, вместе с изменением социокультурной среды и трансформацией сообществ. Люди – основные носители ценностей – выстраивают их системы в зависимости от своего субъектного опыта и направленности сознания и
используют в качестве критериев практики или меры соотнесенности с целями деятельности. Вот почему ценности постоянно меняются и уточняются, не меняясь в глубинной сути и глобальном измерении – в своей ориентированности на человека; на его права, свободы и идеалы; на условия существования и нормы (образцы) взаимодействия, соединения и общения в сообществе. Ценности, в синтезе их общечеловеческих, национально-культурных и конкретных социокультурных форм, объективно оказываются включенными в содержание и стандарты образования. Сегодня всей со-бытийной ситуацией в стране они включены в нравственные и культурные цепи образования: развития в подрастающем поколении трудолюбия, честности, предприимчивости, культурной грамотности и воспитанности, чувства собственного достоинства и независимости одновременно с чувством долга, терпимости и уважительности к каждому другому человеку.
Деятельность школы строится на основе принципов демократии, гуманизма, дифференциации, сотворчества и сотрудничества, приоритета общечеловеческих ценностей с учетом интеллектуального и творческого потенциала личности, её индивидуальных способностей и особенностей с целью профильного самоопределения ребенка. Цель школы заключается в том, чтобы способствовать умственному, нравственному, эмоциональному, физическому развитию личности ученика, её творческого потенциала, обеспечивая разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей. Образовательный процесс в основной средней школе строится как на традиционной системе обучения, так и на идеях личностно-ориентированого развивающего обучения. Выделим основные цели:
• Повышать качество и уровень образования учащихся;
• Создать условия для формирования у школьников убеждения ценности образования;
• Подготовить учащихся к выбору траектории образования;
• Создать условия для развития личности школьника;
• Освоить программу основного общего образования.
Предполагаемые результаты образования:
• Полное выполнение требований Стандарта:
• Сформированность у учащихся убеждения ценности образования в современном мире;
• Сформированность осознанного выбора траектории образования.
В своей образовательной деятельности, направленной на гармоничное развитие личности ребенка, учителя используют следующие педагогические технологии:
Здоровьесберегающие технологии
Технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья обучающихся и их психическую поддержку.
Технология развития «критического мышления»
Технология, пробуждающая мышление высокого порядка (синтез, анализ, творчество, решение проблем), направлена на развитие высокого уровня рефлексии.
Целевое назначение:
• Овладение общеучебными и навыками, способами познавательной деятельности, обеспечивающими успешное изучение учебных предметов;
• Воспитание интереса к школе и учению, развитие учебно-познавательной мотивации, стремления к самообразованию, умения организовывать, контролировать и оценивать учебную деятельность;
• Формирование готовности к получению высшего образования, к формированию учебно-познавательной деятельности в ВУЗе, к самообразованию и самосовершенствованию, формирование допрофессиональной компетентности.
Педагоги должны быть наиболее чуткими к изменениям в понимании ценностных ориентаций сообщества и в то же время наиболее мудрыми и ответственными в их выборе во взаимодействии с детьми. Поэтому научная рефлексия авторского коллектива обращена к творчески мыслящему и компетентному педагогу, который:
• способен к активной и разносторонней профессиональной и широкой социально-культурной деятельности,
• тактичен, наделен чувством эмпатии, терпелив и терпим в отношениях к ребенку и подростку, готов принять и поддержать их, если нужно, то и защитить,
• умеет обеспечить внутригрупповое и межгрупповое общение, улаживать конфликты в детском сообществе,
• понимает особенности психологии развития каждого ребенка и подростка, особенно т.н. трудных детей, от которых он не спешит избавиться (что случается), а для которых и вместе с которыми готов целенаправленно создавать их новый жизненный опыт и новые условия их саморазвития,
• способен к собственному саморазвитию, интересен для детей и коллег как личность, целеустремлен и энергичен, готов помогать другим, способен взаимодействовать с детьми и взрослыми.
Говоря о ценностях образования, необходимо учитывать три "слоя" ценностей:
- ценности образования как ценности государственной,
- как ценности общественной,
- как ценности личностной.
Первые две ценности образования отражают коллективную, групповую значимость этого культурного феномена, и в советский период отечественного образования именно они выступали во многих педагогических концепциях на первый план. В последнее время приоритет отдается личностной ценности образования, индивидуально мотивированного, пристрастного отношения человека к уровню и качеству своего образования. По-видимому, существует тесная связь между признанием личностно-ориентированной ценности образования и тенденцией к пониманию образования как непрерывного процесса, протекающего в течение всей жизни человека. Образование способно не только поддерживать на должном уровне ценности общества, ценности социума, но и обогащать, развивать их.
Настоящий период времени характеризуется деидеологизацией общества, переосмыслением и изменением системы ценностей, в том числе и ценностей образования, и определяется рядом ученых как "аксиологическая революция". Социально-экономические реформы, бурный темп жизни, экономический кризис, переход к рыночной экономике в одно мгновение низвергли то, что еще недавно казалось немыслимым. "Старые" ценности, еще недавно казавшиеся неопровержимыми, заменяются "новыми", чуждыми предшествующей практике ценностными ориентациями.
Анализ учебно – воспитательного процесса выявил основную проблему в достижении целей и задач школьного образования: низкая мотивация учащихся к обучению (особенно в старшей степени), отсутствие ценности образования и саморазвития для большинства учащихся.Основные мотивы, которые побуждают к познанию:
1. Новизна учебного материала и характера познавательной деятельности.
2. Практическая значимость и польза знаний для самих школьников.
3. Оценка. Любой человек, занятый делом, заинтересован узнать, насколько успешно он действует. Оценка должна быть справедливой, целесообразной и уместной.
4. Ситуация успеха - наиболее эффективный стимул познавательной деятельности.
5. Использование игр и включение игровых элементов в школьные знания (использование интерактивных методов на уроках, а также проектные методики). Итак, мы видим, что ситуация успеха - наиболее эффективный стимул познавательной деятельности. Важно, чтобы на каждом этапе в процессе продвижения к намеченной цели был зафиксирован успех ученика, т. к. именно успех – наилучший стимул для дальнейшего развития. Инновационный характер современного образования обусловил внедрение в практику образовательных учреждений новых педагогических идей, концепций, технологий. Осуществляемые инновации требуют формирования нового педагогического мышления, новых качеств личности и взаимоотношений участников инновационных процессов на основе принципов демократизации и гуманизации управления. Реализация этих принципов прослеживается, в частности, в усилении роли методов убеждения при управлении инновационно-педагогической деятельностью. Синтезируя наиболее общепризнанные трактовки убеждения, выделяем следующие свойства убеждающего воздействия на людей:
- способствует формированию ценностных отношений, поскольку убеждения человека можно рассматривать как устойчивые структурные компоненты отношений личности;
- стимулирует преимущественно внутреннюю активность (восприятие, осмысление и принятие педагогических ценностей в их социальном и личностном аспектах);
- создаёт внутренние установки личности;
Приняв за основу теоретического исследования системный подход, рассматриваем убеждение как интегративный способ воздействия на людей, образуемый посредством совокупности методов, из которых формируется система управленческих действий. Формированию мотивации учения способствует высокая познавательная активность школьника, которая может развиваться только в эмоционально благоприятной обстановке, в атмосфере творческого сотрудничества, на основе постоянной стимуляции инициативы. Активная самостоятельная работа мысли начинается только тогда, когда перед человеком возникает проблема, вопрос. Л.Н. Толстой писал: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памяти».
В практике педагогической деятельности нередко возникает необходимость убеждающего воздействия не только прямой, но и обратной направленности, когда акцентируются недостатки новшества, противоречия, препятствия в его реализации. Убеждающее воздействие обратной направленности применяется, если требуется доказать неприемлемость данного новшества
Убеждённость школьников в необходимости образования зависит от четырёх основных групп факторов. Факторы отличаются актуальностью, методической обеспеченностью, гарантированностью положительного эффекта, потенциальной привлекательностью. Основным средством убеждения является аргументация.
Рассмотрим методы убеждения подробней:
Демонстрация преимуществ – метод убеждения, наиболее центрированный на образовании. Суть метода состоит в том, что школьникам показываются только позитивные стороны то, что явно лучше прежнего. При использовании метода демонстрации преимуществ школьнику необходимо исходить из того, что, по мнению педагога, является преимуществом. Достоинство метода состоит в том, что он позволяет внушить интерес к новому, показать его важность, не вызывая у персонала существенных возражений.
Метод сопоставления основан на рассуждении, сравнении и выявлении специфики. Сопоставление широко используется для убеждения в беседе, диалоге, коллективном обсуждении. Достоинство метода сопоставления в том, что он позволяет трезво и взвешенно оценить ценность образования, вследствие чего формируемые им убеждения более устойчивы. Убеждающее воздействие этого метода не столь прямолинейно, как при демонстрации преимуществ, поэтому его эффективность в большей степени зависит от учителя.
Пример как метод убеждения применяется в различных сферах человеческой деятельности. Приведение примеров позволяет добиваться лучшего понимания сущности и значимости образования, разъяснить его детали, переключая внимание на разные аспекты новшества. Примеры могут быть разными: - позитивными (примеры успеха, достигнутого вследствие нововведений, личной инициативы, творческого подхода к выполняемой работе и т.д.) и негативными (примеры неудач, постигших людей из-за неприятия ими образования, из-за нежелания вникать в суть выполняемого дела и т.д.).
Поиск согласий Поиск согласий позволяет постепенно убедить школьника, находя общие черты в разных идеях, убеждениях, жизненных позициях. Суть данного метода состоит в том, чтобы сначала выявить такие аспекты инновации, которые не вызывают разногласий, а затем прийти к компромиссу по спорным вопросам. Достоинство метода поиска согласий (другое название: метод согласований) состоит в организации осмысления педагогами предстоящего образовательного процесса, поэтому формируемая с его помощью убеждённость педагогов в необходимости образования наиболее устойчива.
Эмоциональное заражение – метод, который усиливает рациональные, несущие смысловую нагрузку аргументы благодаря созданию благоприятного эмоционального фона. Психологами давно установлено, что эффективность познавательных процессов у человека зависит от его эмоционального состояния. Как правило, в подавленном настроении человека гораздо сложней чем-либо заинтересовать, чем в тот момент, когда этот же человек бодр, уверен в своих силах.
Эмоции могут транслироваться через разнообразные каналы общения: через слово, интонацию, мимику, жесты, взгляд, наглядные изображения, краткие письменные тексты и неречевые звуки. Так, прямой, открытый взгляд, энергичная речь, доброжелательные интонации в обсуждении спорных вопросов создают положительный эмоциональный фон убеждения.
Метод оказания доверия. Применяя данный метод, учитель даёт школьникам установку на проявление инициативы, как бы заявляя им: «Ценность образования настолько очевидна, а вы настолько хорошие ученики, что сами прекрасно во всём разберётесь». Таким образом, доверие – это убеждение путём своеобразного отказа от попыток убедить. Вместе с тем, очевидна и побуждающая направленность этого метода.
Метод навязывания: учитель формально не принуждает, но и не оставляет иных альтернатив, кроме согласия с ним. Ученик не имеет возможности составить собственное мнение о ценности образования, вследствие чего его внешнее согласие с руководителем не имеет глубоких личных обоснований.
Методы оказания доверия и навязывания переводят педагогическое воздействие в сферы соответственно побуждения и принуждения. Поэтому метод оказания доверия является методом, интегрирующим свойства убеждения и побуждения, а в методе навязывания сочетаются признаки убеждения и принуждения.
И в заключении хочется сказать, что педагог в современных условиях – не тот, кто учит, а тот, кто понимает и чувствует, как ребенок учится. Эта идея личностно- ориентированной педагогики получает сегодня свое дальнейшее развитие: педагог – не тот, кто учит ребенка жить, транслируя нравственные нормы (поучает), а тот, кто чувствует жизнь ребенка как свою и тактично помогает его внутреннему, душевному росту, и кто растет сам, развивая окружение детей, способствуя укреплению сообщества детей и взрослых. Настоящим педагогом становится сегодня не просто человек знающий, а человек, способный к культурному саморазвитию и творческому сотрудничеству с детьми и взрослыми.
В зависимости от ответа, который дается человеком или - более широко - обществом о смысле человеческого существования, формируется и представление о ценности образования как одного из действенных способов передать будущим поколениям свое понимание смысла человеческой жизни.
|