План педсовета: I. Актуализация темы, постановка цели педсовета ( Завуч Сарсембекова М. Д.) II. Приветствие. Название команд. Выбор руководителя команды. Девиз по теме пед.совета. (Всего 5 команд) (Ведущие: Прокудина Н. В., Бурбах Т. Ю.) III. Разминка. Игра «Найти продолжение фразы в золотых правилах воспитания» IV. Мозговой штурм «Проблема и её решение». V. Ролевая игра «Педагогические ситуации» (Ведущие: Прокудина Н. В., Бурбах Т. Ю.) VI. Выработка решений педсовета VII. Психологический тренинг «Поднятие настроения» (Психолог Горшкова М. В.) Ход педсовета: I. Актуализация темы, постановка цели педсовета ( Завуч Сарсембекова М. Д.) Давно уже прошли те времена, когда все стремились быть похожими друг на друга, ни в коем случае не выделяться из толпы. Сейчас всё наоборот. Разнообразие везде и во всём буквально овладело миром. Если раньше все учились по одной программе, то теперь каждый сам выбирает себе траекторию обучения. Обучаться можно по индивидуальному плану. Неоспоримо, что каждый индивид учится по-разному за счет различных, индивидуальных психических качеств личности – усидчивости, старательности, памяти, быстроты и гибкости мышления, творческого воображения и т.п. и достигает различных конечных результатов в овладении знаниями. Современная жизнь ставит школу перед необходимостью использовать передовые технологии, которые строятся на дифференцированном подходе к каждому ученику с учётом его уровня образования, способностей и интересов. Особенно актуальна эта необходимость в условиях нашей школы, где учатся дети, совмещающие учёбу с занятиями спортом; дети, которых мы получаем 14 – 15-летними, а иногда и старше. Зачастую это дети, достигшие определённых высот в спорте. Поэтому очень важно для учителя, воспитателя давать знания, организовать коллективно-трудовую деятельность не абстрактной группе детей под названием класс, а каждому конкретному ребёнку. Это требует от педагога строить работу таким образом, чтобы каждый обучающийся был активным участником учебного процесса, коллективно-трудовой деятельности, а не пассивным получателем знаний. С учётом требований времени и специфики нашего учебного заведениябыла определена методическая проблема «индивидуальный подход к обучению и нравственному воспитанию конкурентоспособной личности». На осеннем семинаре, на заседании методического совета рассматривались вопросы данной проблемы. Педагоги школы изучают теоретические материалы по проблеме. Сегодняшний педсовет мы, то есть ответственные за него организацию и проведение Прокудина Надежда Владимировна, Бурбах Татьяна Юрьевна, Сарсембекова Мариам Даутовна и наш новый сотрудник – психолог Горшкова Мария Васильевна, решили провести в интерактивной форме. Перед каждым этапом работы мы постараемся поставить конкретные задачи. Надеемся, что каждый член группы примет активное участие в обсуждении, принятии решения по поставленной проблеме. II. Приветствие. Название команд. Выбор руководителя команды. Девиз по теме пед.совета. (Всего 5 команд) (Ведущие: Прокудина Н. В., Бурбах Т. Ю.) III. Разминка. Игра «Найти продолжение фразы в золотых правилах воспитания» Прокудина Н. В. Сейчас каждая команда получит по два начала фразы и десять продолжений её. Вам необходимо правильно составить эти фразы, в конце задания сдать варианты и проверить правильность по ответам на плакате, который пока закрыт. 1.если ребенка критикуют 2. если ребенка высмеивают 3. если ребенка часто одобряют 4. если ребенка хвалят 5. если ребенка часто подбадривают 6. если ребенка часто позорят 7. если ребенок живет с чувством безопасности 8. если к ребенку часто бывают снисходительны 9. если ребенку часто демонстрируют враждебность 10. если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным. 1. он учится осуждать; 2. он учится быть робким 3. он учится хорошо к себе относиться;, 4. он учится оценивать;, 5. он учится уверенности в себе;, 6. он учится чувствовать себя виноватым; 7. он учится верить; 8. он учится быть терпеливым; 9. он учится драться, 10 он учится находить в этом мире любовь Необходимо продолжение предложенной фразы и объяснить свой выбор. Сарсембекова М. Д. На уроке и вне урока должны хорошо чувствовать себя все, и даже слабые ученики. Тактичный учитель не отчитывает ученика за ошибочный ответ, даже не опровергает его, а умелой постановкой наводящего вопроса переключает мысли ребёнка в нужное русло. Позиция учителя – это позиция заинтересованного собеседника, который внимательно выслушает, выражая при этом видимое удовольствие от общения с детьми, поощряя их стремление высказать, поддерживая в них уверенность, что их мнения, суждения интересны и лично для него. IV. Мозговой штурм «Проблема и её решение». Бурбах Т. Ю. Каждой команде я раздам по одной, очень актуальной для нашей школы проблеме. Необходимо обсудить её и дать пути решения, указать получит по два начала фразы и десять продолжений её. Вам необходимо правильно составить эти фразы, в конце задания сдать варианты и проверить правильность по ответам на плакате, который пока закрыт. I. Проблема посещаемости. Ученик 10 класса систематически пропускает уроки без уважительной причины. Какие педагогические способы воздействия необходимо применить, по вашему мнению, в данном случае? II. Проблема дисциплины. 2 ученика в классе сами ведут себя безупречно, но заставляют детей выполнять их поручения, не отвечать на уроках, отнимают принадлежности. Какие педагогические способы воздействия необходимо применить, по вашему мнению, в данном случае? III. Проблема взаимоотношения воспитанника и педагога. Ученик грубит взрослым, не всегда выполняет их требования, на замечания реагирует агрессивно. Какие педагогические способы воздействия необходимо применить, по вашему мнению, в данном случае? IV. Проблема работы с немотивированными учащимися. Учащийся, которого не взяли на учебно-тренировочные сборы, потерял интерес к спорту и учёбе. Как вы предлагаете решить эту проблему? V. Проблема работы с одарёнными учащимися. Ученик пришёл в нашу школу из гимназии с хорошей базой подготовленности. Выезжая на сборы, теряет самоконтроль и начинает плохо учиться. Какие педагогические способы воздействия необходимо применить, по вашему мнению, в данном случае? Итак, в любой из данных проблем необходим индивидуальный подход. Во-первых, необходимо выяснить мотивы, побуждающие ученика так себя вести. Во-вторых, найти оптимальные пути решения проблемы. Умение решать конфликты относится к коммуникативным способностям. Коммуникативная способность является частью профессиональной культуры педагога. Навыки конструктивного поведения педагога в конфликтных ситуациях являются «техникой личной психологической безопасности» в профессиональной деятельности. Поэтому каждому педагогу необходимо знать о психологической природе конфликта, эффективных способах его решения. Американский исследователь Дойч подчёркивал, что конфликты ведут к развитию общества, стимулируют поиск решения проблем. Кроме того, конфликт малой интенсивности, разрешённый мирными средствами может предотвратить более серьёзный конфликт. Вопрос заключается в том, как разрешить конфликт. (Раздать памятки для воспитателя). 1. Любите подростка. 2. Систематически изучайте подростка. 3. Верьте в него. 4. Старайтесь понять его. 5. Станьте другом подростку. 6. Будьте чутки к его духовному миру. 7. Уважайте человеческие достоинства в подростке. 8. Оценивайте поступок, а не личность. 9. Умейте слушать и слышать подростка. 10. Будьте строгими и добрыми. V. Ролевая игра « Педагогические конфликты и их решение». (раздаются задания, время подготовки – 5 мин, показ и обсуждение сценок – по 5 мин.) Команда №1. Была однажды создана школа для животных. Преподаватели были уверены, что у них очень понятный учебный план, но, почему-то, учеников преследовали неудачи. Утка была звездой урока по плаванию, но полностью проваливалась на лазании по деревьям. Обезьяна была великолепна в лазании по деревьям, но получала тройки по плаванию. Цыплята были превосходны в поиске зерен, но так срывали уроки по лазанью по деревьям, что их ежедневно отправляли в кабинет к директору. Кролики делали сенсационные успехи в беге, но им пришлось нанимать индивидуального преподавателя по плаванию. Печальнее всего обстояли дела у черепах, которые, после многих диагностических тестов, были объявлены “неспособными развиваться”. И их послали в специальный класс, в отдаленную нору суслика. Разыгрывается сценка: всем участникам раздаются маски того или иного животного или птицы. Выходит Учительница. Учительница дает замечания участникам игры в авторитарно-агрессивном стиле. Задает вопросы и выставляет двойки, не дав время на обдумывание. Учительница ругает ученика, затрагивая его личностные качества, например: “ Обезьянка! Ты, почему все время вертишься, кривляешься, как обезьяна!!! С таким отношением к учебе ты не станешь человеком. Ты - неудачница. Я тебе ставлю двойку!!!” ВОПРОСЫ 1) Оцените действия учителя. 2). Как учить разных? 3) Как выстраивать процесс так, чтобы в нём могли хорошо себя чувствовать разные дети? 4) Как оценивать разных детей? Команда № 2. Робкий, медлительный и слабоуспевающий ученик, подходит к учителю и просит помочь разобрать тему. Учитель назначает ему помощника – подвижного, умного, но любителя посмеяться над чужими промахами ученика. Первый ученик отказывается работать в паре с первым. Учитель говорит: «Если тебя не устраивает такой вариант, попроси родителей нанять репетитора, который тебя устроит». ВОПРОСЫ 1) Какие ошибки были допущены учителем? 2) Что нужно учитывать при выборе пары учащихся? Команда № 3. На тренировке с разновозрастным составом спортсменов, тренер даёт задание: «Отжимание 50 раз, бег 10 км, подтягивание – 20 раз. Если хоть один не выполнит норму – накажу всех». Младший сильно огорчён, а старший его подгоняет, от чего младший начинает плакать. Тренер : « Вытри сопли, я сделаю из тебя олимпийского чемпиона». ВОПРОСЫ 1) Учитывает тренер возрастные особенности на тренировке? 2) Как могут отразиться завышенные притязания тренера на поведении спортсмена? 3) Предложите оптимальный стиль работы тренера? Команда № 4. Ученик 11-го класса демонстративно нагрубил воспитателю. Воспитатель сделала замечание. Ученик в ответ снова оскорбил педагога. Не найдя, что ответить, воспитатель пригрозил, что обратиться в милицию. Ученик крикнул : « Ну и что будет?» Воспитатель: «Как что? Посадят в тюрьму за оскорбление личности». ВОПРОСЫ 1) Почему стал возможен этот конфликт? 2) Как работать с агрессивными детьми? Команда № 5. Учитель проводит один из последних уроков. Ребята утомлены, многие сидят отсутствующим взглядом. Учитель чувствует, что его никто не слушает и говорит: «Повтори, Иванов, что я сказала!(вызывает одного ученика, другого, третьего – никто не дает правильного ответа). Сегодня половине класса я ставлю два! Давайте дневники!» ВОПРОСЫ 1) Актуальна ли проблема для нашей школы? 2) Нужно ли учителю учитывать эмоциональное состояние учащихся на последнем уроке? 3) Какие способы выхода из состояния утомления вы можете предложить. В данных ситуациях показано, что для эффективности учебно-воспитательного и тренировочного процессов необходимо учитывать: тип темперамента, возрастные особенности, способности и т. п. кроме того, стиль пед воздействия и общая культура общения играют в данном вопросе ведущую роль. Хотим ознакомить вас с такими рекомендациями: ПАМЯТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ВОСПИТАТЕЛЯ "ДА" • Стремитесь к оптимальному общению с подростком. • Вырабатывайте в себе потребность систематически общаться с учащимися в различных сферах деятельности. • Учитесь овладевать определенными коммуникативными умениями и навыками. • Старайтесь быть наблюдательными, всесторонне изучайте своего воспитанника в повседневной жизни и деятельности. • Вырабатывайте в себе способность проникать в мир чувств и переживаний подростка. • Старайтесь вырабатывать в себе бодрость духа, оптимизм, расположенность к общению с учащимися. • Стремитесь вызвать в себе эмоциональный настрой на общение с подростком в конкретной ситуации. • Старайтесь наладить контакты с подростком в обычных и сложных ситуациях. • Старайтесь создать в общении с учащимися творческую атмосферу, заставляющую его думать, анализировать, находить ответы на возникающие вопросы. • Вырабатывайте в себе способность увлечь подростка интересным для него делом. • Стремитесь вызвать у подростка потребность анализировать себе и желание стать лучше, заниматься самообразованием и самовоспитанием. • Старайтесь уважительно, тактично, внимательно относиться к подростку, щадите его самолюбия. • Не уставайте верить в лучшее в подростке, стремитесь развивать его. • Неустанно одобряйте хорошие проявления в характере, психологически поддерживайте добрые поступки, труд души подростка. • Старайтесь вырабатывать в подростке бодрость духа, положительный эмоциональный настрой, ощущение счастья бытия. • Помните, главный метод воспитания - пример взрослого. Не уставайте совершенствоваться как личность, являть собой высокий нравственный образец для воспитуемого. • Вырабатывайте в себе умение владеть собой, преодолевать раздражение, вспыльчивости, нетерпеливость и т.д. • Не уставайте любить своего воспитанника, помогите ему стать счастливым. "НЕТ" • Не унижайте достоинства подростка. • Не угрожайте ему. • Ни требуйте того, что не соответствует его возрасту. • Не допускайте непоследовательности в требованиях. • Не требуйте от подростка немедленного повиновения. • Не морализуйте, не допускайте назойливых назиданий. • Не потакайте подростку. • Не опекайте его излишне. • Не вымогайте у него обещаний. • Не лишайте его права оставаться подростком. Итак, рефлексей нашей сегодняшней работы должно стать решение педсовета. И это решение будет показателем уровня профессиональной компетентности нашего педагогического коллектива, так как перенести рассматриваемые проблемы в реальную жизнь нашей школы довольно сложно.
|