Главная » Статьи » Школа, как она есть |
Маханова Айгуль Куанышевна Из опыта работы Ростовского Ресурсного центра. Одной из характерных особенностей современного образования является его вариативность, которая находит своё отражение в многообразии типов учебных учреждений. Наряду с обычными школами, стали развиваться школы инновационного типа, которые ориентируются на определённый уровень деятельности, способный объединять малокомплектные школы в единое целое. Таким проектом является проект «Ресурсный центр», который развивается в Карагандинской области уже более 7 лет. Ресурсный центр – это связывающее звено в условиях перехода на 12-летнее обучение, так как село на сегодняшний день является главным стратегическим направлением в образовании. Одна из серьёзных проблем сельской школы – недостаточная подготовленность выпускников к успешной социализации в обществе, активной адаптации на рынке труда. И именно, в условиях Ресурсного центра, создаётся система подготовки в старших классах, развивается индивидуализация и дифференциация обучения, используется вариативное образование, которые взаимосвязываясь между собой, раскрывают основные аспекты профильного обучения. Малокомплектные школы в условиях ресурсного центра объединяются в единое образовательное пространство (Ростовская СШ, Кировская СШ, Андрениковская ОШ и Краснонивская ОШ). Расстояние между магнитными школами и ресурсной школой составляет в среднем от 10 до 22 километров, что позволяет расширить поле деятельности учащихся и учителей малокомплектных школ. Сегодня при новом определении качества образования возникает понимание того, что никакие глубокие и прочные ЗУНы не могут быть целью современной школы, что это лишь одно из средств достижения целей образования и ценностей человека. В ресурсном центре образование строится так, что появляется тенденция к устранению противоречий между детьми склонными к умственной деятельности, которые обучаются на хорошо и отлично, и детьми, склонными к другим видам деятельности, достигшими в них больших успехов. Это приводит к равной социальной ценности как тех, ориентирован на ВУЗ, так и тех, кто ориентирован на рабочие профессии. Происходит восстановление высокого и достойного статуса выпускника, ориентированных на получение лучшего образования. В условиях Ресурсного центра создан «Банк данных о мире профессий и предполагаемый перечень прикладных курсов и курсов по выбору», где учащиеся по своим интересам, способностям и возможностям изучают элективные курсы, ориентирующие их на будущие специальности. Эта работа проводится совместно с психологической службой Ресурсного центра. Результаты исследований личностных особенностей и ключевых компетентностей выпускников Ресурсного центра отражаются на выборе их будущей профессии. В своей деятельности использовали «Принцип управления успехом» по теории А. Маслоу, то есть находили любые достоинства и интересные идеи в работе педагога, способствовали их развитию и развитию личности в целом, а также стимулировали развитие учеников. Педагогические кадры всего Ресурсного центра объединили в кафедры ОГН и ЕМН, составили план мероприятий, несколько раз в год собирали на большие педагогические советы, где обсуждали организационные вопросы по проведению учебных сессий и семестров, выездных занятий и межсессионного периода. Работа кафедры позволяет объединить учителей – предметников, так как в каждой школе в основном по 1-2 предметника что недостаточно для обмена опыта. Каждый учитель в создавшихся условиях мог отстоять свою точку зрения по тому или иному вопросу, прислушаться к мнению другого и принять общие выводы, рекомендации. Работа в условиях ресурсного центра делится на два периода: сессионный и межсессионный периоды. Сессионный период проводится три раза в год. В этот период развивается предусмотренная система отбора методов и форм обучения в соответствии с особенностями развития учащихся, их склонностями и интересами. По желанию учащихся, на каждой ступени обучения, предлагаются различные прикладные курсы и курсы по выбору, проводятся лабораторно-практические занятия с целью восполнения недостатков материально-технических условий малокомплектной школы. Всё это ориентированно на создание благоприятного психоэмоционального климата при усвоении учебного материала и решении задач гармоничного развития здоровой личности. Межсессионный период длится от 1,5 до 2-х месяцев. В этот период учащиеся малокомплектной школы занимаются самостоятельно, используя свои теоретические знания в групповой и индивидуальной работе. При этом непосредственно применяются справочные и учебные пособия, проводятся лабораторно-практические занятия, заполняются технологические карты зон учебных затруднений учащихся малокомплектных школ, проводятся выездные занятия. Из-за близкого расположения малокомплектных школ, выездные занятия учащихся и учителей очень удобны, так как нехватку лабораторно-практических занятий и материально-технических условий в малокомплектной школе можно восполнить в опорной школе. Удобно решать и кадровые вопросы, ведь все мы прекрасно знаем, что учителей - предметников не хватает, а за счёт выездных занятий учителей опорной школы в малокомплектные школы, эта проблема решаема. Работа в условиях ресурсного центра позволяет создавать условия для развития творческих потребностей личности учителя и как результат - самопознание, тяга к творческому росту, повышению своей роли в организации УВП, является значимым критерием деятельности и профессионализма учителя. Педагоги ресурсного центра консультируют учителей МКШ по поводу разработки исследовательских проектов, по вопросам написания научных статей и публикаций, с целью обобщения педагогического опыта в инновационной работе. Наблюдается профессиональный рост учителя малокомплектной школы, который отражается на его повышении квалификации, на его включении в практическую деятельность, участие которой требует самообразования и саморазвития. Объединение учителей всего Ресурсного центра приводит к отношениям, соглашению и успехам, через интересы, потребности, творческое взаимодействие и радость совместного общения, способствуя созданию в коллективе благоприятного психологического климата. Обучение в условиях Ресурсного центра способствует определению значимости системы обучения в условиях сельской местности, определяет инновационный интерес и пути его внедрения. Позволяет определить цели и направления деятельности каждого участника учебно-воспитательного процесса, изучить, обобщить и расширить инновационно-педагогическую деятельность педагога, разработать практические решения, направленные на реализацию поставленных задач. Отработанность мониторинга учебно-воспитательного процесса малокомплектных школ в условиях РЦ, применение современных технологий обучения гарантирует усвоение учебного материала каждым учеником малокомплектной школы на уровне требований Госстандарта. Работа учителей в МКШ имеет специфические особенности и, прежде всего, это совмещение двух параллелей в одном классе. При отсутствии нагрузки, в соответствии с малым числом классов – комплектов, учителя, как правило, ведут несколько предметов. Работая в таких условиях, учителю МКШ приходится в рамках 45 минут урока работать по двум (трем) поурочным планам, использовать различные технологии обучения и воспитания в соответствии с изучаемым материалом на уроке и учетом психолого-возрастных особенностей учащихся. Работа педагога в таких условиях требует специальной подготовки, которая в условиях РЦ решается через курсы повышения квалификации, через заседания кафедр и методических объединений, через взаимообучение равных. Необходимо в условиях высшего учебного заведения осуществлять комплексную подготовку учителей со смежными специальностями (по нескольким предметам), с целью сохранения кадрового потенциала, так как малое количество часов по предметам, способствует их текучести. Педагоги, работающие в РЦ и МКШ многофункциональны, так как по долгу своей работы в сельской МКШ им приходится быть культурологом, психологом, руководителем кружка и секции, политологом, хореографом, музыкантом, активным членом сельского совета. В связи с намеченными тенденциями, созданием сетевого образовательного взаимодействия близлежащих МКШ, внедрения дистанционного обучения, а также развития новой формы организации образовательного процесса в условиях РЦ, возникает необходимость определения роли педагога новой формации. Это педагоги координаторы, тьюторы, эдвайзеры, способные прогнозировать, проектировать, подбирать и проводить диагностические процедуры развития базовых компетенций обучающихся. За шесть лет работы по проекту «Ресурсный центр» выпускники показывают неплохие результаты на итоговой аттестации. 100% выпускников каждый год сдают ЕНТ, средний балл постоянно увеличивается от 65 баллов до 96,6 баллов в Ростовской СШ и от 57 баллов до 69 баллов в Кировской магнитной школе, что в среднем по РЦ составляет 83 балла, который выше среднего показателя по району и области. Процент учащихся набравших пороговый уровень в ресурсном центре также увеличивается. Количество выпускников поступивших по гранту с каждым годом растёт и выпускники Ростовского Ресурсного центра поступают на бюджетной основе в ВУЗы Казахстана и России. Тем самым, мы содействуем формированию навыков группового сотрудничества и коммуникативности учащихся и учителей, через введение новых форм и методов работы. Способствуем развитию информационной компетенции на основе информационных технологий, предоставляем возможность для развития аналитических навыков, навыков мышления, посредством введения исследовательской и проектировочной деятельности. Формируем общие принципы развития личности на основе личностно-ориентированного обучения. Результативность работы Ростовского Ресурсного центра: Результативностью работы Ресурсного центра является профилирующая ориентация школьников, положительная мотивация учеников к исследовательской и проектировочной деятельности, формирование социально-значимых качеств и способностей учащихся, развитие ключевых компетенций, рейтинговая система оценивания, самоконтроль и самооценка учащихся, создание портфолио выпускника, последовательная и системная работа с одарёнными детьми и ведение здорового образа жизни. Наш Ресурсный центр стал домом для большой и дружной школьной семьи. В школе есть всё , для её главных хозяев – детей. Ведь любая школа славится и держится своими традициями и если они сильны, значит жить школе и процветать, радовать всех, кто отдаёт ей своё сердце и душу, тех, кто идёт сюда с добром и миром. | |
Просмотров: 2568 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|