«Успешная социализация личности в условиях Ресурсного центра, как средство развития ученика.» Маханова А.К.(заместитель директора по НМР Ростовской СШ Бухаржырауского района Карагандинской области) Глава государства, Президент РК Н.А.Назарбаев, выделил образование как стратегически важную сферу жизни казахстанского общества, ориентированного на социализацию обучающихся с учётом их потребностей, призванную готовить специалистов, конкурентно-способных на рынке труда. Наблюдается развитие новых моделей образовательного пространства, т.е. школ создающих условия для развития образования и обучения, которое должно служить духовному, нравственному развитию чувств и воли человека. Одним из таких проектов является инновационный проект «Ресурсный центр». Ресурсный центр - это связывающее звено в условиях перехода на 12-летнее обучение, так как село на сегодняшний день – это самое главное стратегическое направление в долглсрочной программе развития образования. Одна из серьезных проблем сельской школы – недостаточная подготовленность выпускников к успешной социализации в обществе, активной адаптации на рынке труда. Решение данной проблемы видится в создании системы специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся, организованной в профильном обучении. Внедрение профильного обучения непосредственно связано с дифференциацией индивидуализацией, вариативным образованием, базисным учебным планом, которые взаимосвязываясь между собой, раскрывают основные аспекты профильного обучения. Сегодня при новом определении качества образования возникает понимание того, что никакие глубокие и прочные ЗУНы не могут быть целью современной школы, что это всего лишь одно из средств достижения целей образования и ценностей человека. Сегодня увеличивается тенденция к справедливому выравниванию социально-значимых оценок качества образования, устраняющее противоречие между детьми, склонными к умственной деятельности, которые обучаются хорошо и отлично, и детьми, склонными к другим видам деятельности, достигшими в них больших успехов. Это приводит к равной социальной ценности как тех, кто ориентирован на ВУЗ, так и тех, кто ориентирован на рабочие профессии. Происходит восстановление высокого и достойного статуса выпускников, ориентированных на получение лучшего образования. Соотношение понятий «социализация личности» и «процесс воспитания» представляются как процесс усвоения социального опыта, освоения и присвоения общественных отношений, способствующие становлению и развитию личности. Процесс воспитания – это взаимосвязанная цепь развивающихся воспитательных ситуаций (воспитательных дел), каждая из которых строится с учётом предыдущих результатов. Недаром, российский психолог Я.А.Пономарёв отметил, что «усилия, направляемые на развитие творческих способностей школьников, множатся с каждым днём и вместе с тем становятся всё яснее » и этот факт позволяет определить развитие личности в целом на завершающей ступени обучения. Таким образом, факторами развития личности является стремление к ощущению собственной значимости, стремление стать самим собой, жажда самоутверждения, стремление найти смысл жизни, стремление к самоактуализации и к творческой самореализации. Важным является то, что человек не просто усваивает, но и преобразовывает социальный опыт в собственные ценности, установки, ориентации, то есть проявляет не пассивность, а активность. Процесс социализации тесно связан с процессами развития личности и воспитания (об этом подробнее будут говорить психологи и воспитатели). Для нас главное понять, каким образом, и по каким критериям и показателям определяется уровень социализированности ученика. Социализация личности в условиях Ресурсного центра Этапысоциализации Критерии Показатели Общение 1.Коммуникативное общение 1.1 взаимодействие в учебной деятельности 1.2 взаимодействие в мероприятиях 1.3 взаимодействие с другими людьми, 1.4 умение общаться 1.5 навыки тьюторства ( консультирование и убеждение) 1.6 искусство фасилитации (последовательность в изучении) 1.7 высокая адаптация в других условиях 2.Общекультурная компетентность 2.1 знание основ этических и эстетических норм 2.2 этическая и эстетическая культура 2.3 потребность к самосовершенствованию 2.4 умение оценивать происходящие события 2.5 уважение к старшим и младшим 2.6 забота об окружающих людях 2.7 желание прийти на помощь 2.8 усвоение культурных норм Деятельностный подход 1.Предметно-содержательная компетентность 1.1 знание предмета 1.2 умение организовать своё обучение 1.3 умение организовать своё время 1.4 интерес к получению своих знаний 1.5 владение методикой исследования и экспериментальной работы 1.6 необходимая база знаний для приобретения соответствующей профессии 2.Информационная компетентность 2.1 компьютерная грамотность 2.2 владение разными способами работы с информацией на бумагоносителях и электроносителях 2.3 потребность использования информации для решения той или иной проблемы 3.Исследовательская компетентность 3.1 положительная мотивация к исследованию 3.2 умение анализировать, систематизировать, ранжировать проблемы 3.3 умение сопоставлять 3.4 умение составлять собственные оригинальные задания 3.5 высказывать правильно свои мысли 3.6 умение преподать и аргументировать свои суждения 4.Экологическая компетентность 4.1 ведение здорового образа жизни и соблюдение здоровьесберегающих принципов 4.2 моральная устойчивость 4.3 активное занятие спортом 4.4 сохранение природы в повседневной жизни 4.5 участие в экологических проектах 4.6 участие в субботниках 4.7 участие в озеленении школы, улицы, посёлка 4.8 понимание необходимости сохранения экологического равновесия Развитие самопознания 1.Социальная компетентность 1.1 выполнение своей роли в семье 1.2 чувство собственного достоинства 1.3 умение постоять за себя 1.4 быть ответственным за свои поступки и за свою жизнь 1.5 правильная реакция на справедливую критику 1.6 понимание и принятие жизненных норм 2.Образовательная компетентность 2.1 приоритет «само» (способность к самоопределению, самовоспитанию, саморазвитию и самореализации в конструктивной деятельности) 2.2 желание учиться лучше 2.3 стремление выполнять требования и рекомендации учителей 2.4 участие в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, смотрах 2.5 участие в творческих проектах 2.6 умение рационально организовать учебную работу 2.7 гибкость и оптимизация индивидуального стиля На успешную социализацию личности влияет предусмотренная система отбора методов и форм обучения в соответствии с особенностями развития учащихся, их склонностями и интересами. По желанию учащихся, на каждой ступени обучения, предлагаются различные прикладные курсы и курсы по выбору. Всё это ориентированно на создание благоприятного психоэмоционального климата при усвоении учебного материала и решении задач гармоничного развития здоровой личности. Для качественного оценивания достижений обучающихся используются следующие формы и методы работы: (слайд) - наблюдения, - анализ, - тестирование, - психологический и общественный опрос, -собеседование, -семинары-обсуждения, - зачётные мероприятия, - рефлексия, - срезы знаний, - участие в круглых столах и ролевых играх, - защита практических работ и проектирование, - участие в олимпиадах и интеллектуальных марафонах или конференциях, - творческие работы, - учебные ситуации и тренинги. - оформление портфолио, Учащиеся Ресурсного центра, начиная с начальной школы разрабатывают творческие и исследовательские проекты, которые затем защищают на итоговой научно-практической конференции РЦ. Ведут дневник исследователя и индивидуальный маршрутный лист, где указывают цели и задачи исследования, пути решения поставленных задач, как работали с литературой и с информацией. Собирают «Портфолио ученика», являющийся совокупностью индивидуальных достижений учащихся, выполняющих роль накопительной оценки, которая наряду с результатами экзаменов определяет образовательный рейтинг выпускников профильных классов. «Портфолио» - это инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексия его собственной деятельности, его завершённость и целостность. Критерии разрабатывания «Портфолио»: 1.Самооценка результатов – отражает особенность той или иной предметной области в соответствии с программой обучения; умение самостоятельно принимать решения в процессе познания, прогнозировать последствия этих решений; участие в дискуссии, полилоге, различных конкурсах и олимпиадах. Составляют резюме обучающегося, где обобщают свои достижения. 2.Систематичность и регулярность самомониторинга – отражает успехи ученика по какому-либо предмету, где отслеживаются результаты деятельности в этой области, отбираются наиболее интересные, с его точки зрения, работы в своё «досье» и складываются в предусмотренную структуру. Данная задача способствует умению проанализировать эти работы, внести коррективы, дать им объяснения, составить краткий отчёт самооценки, при защите «портфолио» высказать свои суждения, аргументы, сущность которых и есть рефлексия, ради которой и используется данная технология. 3.Структуризация материалов «Портфолио», логичность и лаконичность всех письменных пояснений. Аккуратность и эстетичность оформления «Портфолио». Целостность, тематическая завершённость представленных в «Портфолио » материалов. 4.Наглядность и обоснованность презентации «Портфолио» выпускника Всё это вместе взятое, определяет рейтинг выпускника Ростовского ресурсного центра. Рейтинг учащихся 10-х классов Ростовского РЦ Успешной социализации личности способствует изучение дополнительных предметов и специальных прикладных курсов. Среди специальных предпрофильных и профильных курсов предлагаются: - предметные курсы, направленные на расширение знаний шольников по конкретной учебной дисциплине - ориентировочные курсы (или краткосрочные модули), способствующие выбору дальнейшего обучения - информационая работа, знакомящая учеников с многообразием возможностей продолжения образования, организационные и содержательные особенности предмета. Начальная школа Логика Развитие речи Творчество учащихся Основы проектирования Уроки нравственности Основная школа Комнатные растения Занимательная физика Занимательная математика Основы экономики Практическая биология Мир животных Казахстан в современном мире Страноведение Технология приготовления пищи Моделирование одежды Электротехника Старшая школа Лекарственные растения Исторические события ХХ века Закономерности химических реакций Основы биотехнологии Задачи с параметрами Математические задачи с практическим содержанием Технология швейного дела Математическое моделирование в экономике Кроме образовательных ресурсов, используется система дополнительного образования (кружки и секции), о которых подробнее расскажут (во второй части нашего семинара) заведующие лабораторией воспитания и социализации личности. За пять лет работы по проекту «Ресурсный центр» выпускники показывают неплохие результаты на итоговой аттестации. 100% выпускников каждый год сдают ЕНТ, средний балл постоянно увеличивается от 65 баллов до 88 баллов в Ростовской СШ и от 57 баллов до 68 баллов в Кировской магнитной школе, что в среднем по РЦ составляет 78 баллов, который выше среднего показателя по району и области. Процент учащихся набравших пороговый уровень в ресурсном центре также увеличивается. Количество выпускников поступивших по гранту с каждым годом растёт и выпускники Ростовского Ресурсного центра поступают на бюджетной основе в ВУЗы Казахстана и России. Хороших результатов при сдаче ЕНТ добились по предметам: история Казахстана, физика, математика, казахский язык, русский язык, химия, биология. Такие результаты добиваемся благодаря хорошей материально-технической базе, созданной в Ростовском ресурсном центре. Кабинеты в школе оснащены современным учебным оборудованием, эстетически оформлены и соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям. Созданы три лаборатории Ресурсного центра: 1.Лаборатория «Эколого-экономическая» - учащиеся центра посещают кружок «Экология вокруг нас»(5-8 классы), воспитывающий экологическую культуру, который проявляется в его духовной жизни, поступках, быту и как результат усвоенные экологические знания. Изучают курсы по выбору, связанные с экологией и экономикой, а именно: «Казахстан в современном мире» (9класс), «Страноведение»(7класс), «Математическое моделирование в экономике»(10класс), «Основы экологических знаний»(10 класс), где применяются исследовательские , интеллектуальные, поисковые и игровые формы обучения, осуществляется тесная взаимосвязь с «Экомузеем». При этой лаборатории создан «Зимний сад» для практического развития биологических навыков и умений учащихся. 2.Лаборатория «Технологическая» - учащиеся изучают прикладные курсы, связанные с «Технологией швейного дела» (10-11 классы), «Электротехника»(8-9 классы), «Технология приготовления пищи»(6-9 классы), «Моделирование одежды»(7-11 классы). Имеется кабинет домоводства, кабинет для сервировки стола, швейная мастерская, столярные и слесарные мастерские, кабинет для работы с электротехническим оборудованием. 3.Лаборатория «Социализации личности и её духовно-нравственного воспитания» - созданы - Зал Боевой Славы и краеведческий музей «Атамекен», содержат экспонаты собранные учителями и учениками, которые дают возможность ученикам узнать историю Великой Отечественной Войны, подвиги наших односельчан не только на фронте, но и в тылу. Эти знания способствуют воспитанию патриотизма, учат мужеству и героизму. Экспозиции Краеведческого музея дают возможность углубленно изучать историю села и её переселенцов. На собранном материале музея, члены научного общества учащихся пишут и защищают исследовательские проекты на научно-практической конференции Ресурсного центра и в областном конкурсе исследовательских проектов при МАН ЮИ г. Караганды. - Город Юных инспекторов движения позволяет практически проводить занятия по изучению правил дорожного движения, ознакомлению с различными дорожными ситуациями, создан кружок Юных инспекторов движения (учащихся до 14 лет), целью которого является совершенствование работы по предупреждению и профилактике детского дорожно- транспортного травматизма. - Военно-спортивный комплекс «Сұңқар» создан с целью привлечения детей к занятиям различными видами спорта, их физической подготовленности и укрепления здоровья. Учащиеся активно занимаются в различных кружковых и спортивных секциях. Это способствует гармоничному развитию, ведению активного образа жизни и многие учащиеся уже выступают на областных, республиканских соревнованиях и международных турнирах. Занятия военно-прикладными видами спорта способствуют в будущем быстрой адаптации ребят к армейской жизни, выбору ими военных специальностей и воспитания чувства патриотизма к своей Родине. Для этих целей материально-техническая база НВП полностью соответствует требованиям. Результативностью работы Ресурсного центра является профилирующая ориентация школьников, положительная мотивация учеников к исследовательской и проектировачной деятельности, формирование социально-значимых качеств и способностей учащихся, развитие ключевых компетенций, рейтинговая система оценивания, самоконтроль и самооценка учащихся, создание портфолио выпускника, последовательная и системная работа с одарёнными детьми и ведение здорового образа жизни. Таким образом, образование полученное в условиях ресурсного центра позволяет успешно социализироваться учащимся, добиваться определённых успехов и результатов. Наши ученики знают к чему надо стремиться, чего добиваться в жизни, каким образом готовиться, а педагогический коллектив всегда этому будет способствовать. Список использованной литературы: 1. ГОСО – 2006 2. Журналы «12-летнее образование» 3. Научно-методический журнал «Творческая педагогика» 4. Научно-практический журнал «Завуч» 5. Лизинский В.М. «Психолого-педагогический и управленческий дневник директора школы» 6. Закон «Об образовании в РК» 7. Методология 12- летнего образования. Алматы ИИЦ «Ауылым»2003 8. Концепция предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся (2006) 9. Проект оценивания учебных достижений учащихся. Министерство образования и науки РК, Астана 2006 10. Государственная программа развития системы образования РК на 2005-2010гг. 11. Концепция развития образования РК до 2015 года. 12. Программа РНПЦ, Астана 2005
|