ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СЕЛЕ И ПОСЕЛКЕ ГОРОДСКОГО ТИПА Образование является одним из ключевых элементов современного цивилизованного общества. В течение XX века в Казахстане была сформирована развитая система народного образования. Однако в конце XX - начале XXI века государство столкнулось с рядом политических, демографических, социальных и экономических проблем, которые оказали существенное и зачастую отрицательное влияние на развитие системы образования. Проводимые в этот период рыночные преобразования привели к развитию ряда негативных тенденций в системе образования: упадку роли образования в обществе, разрушению образовательной инфраструктуры, снижению числа общеобразовательных учреждений и численности обучающихся в них. Произошло значительное снижение социального статуса педагога и престижа преподавательской деятельности вследствие ее низкой оплаты, что привело к проблемам высокой текучести и старения педагогических кадров, уменьшению притока молодых специалистов с высшим профессиональным образованием. В сфере образования это привело к количественному снижению обучающихся, а также вызвало нехватку квалифицированных специалистов - преподавателей и воспитателей. Необходимо отметить, что в последние годы положение в области развития образовательной сферы стало меняться в лучшую сторону. В федеральном бюджете стало выделяться больше государственных инвестиций на финансирование сферы образования. Во многих районах Казахстана высокими темпами ведется ремонт, реконструкция и строительство образовательных учреждений. Большим стимулом для развития образования в сельских регионах стала реализация приоритетных национальных проектов. В рамках этих проектов в Казахстане осуществляются меры по поддержке и развитию лучших образцов отечественного образования, поощрению лучших учителей и поддержке талантливой молодежи, внедрению современных образовательных технологий (компьютеризации, интернетизации и др.), повышению уровня воспитательной работы в школах, приобретению школьных автобусов и оснащению школ учебными и учебно-наглядными пособиями и оборудованием. Важное место в системе образования занимает развитие образования в сельской местности. Современное состояние сельской школы определяется: *местоположением и социально-экономическими условиями жизни населения (удаленность от центра, обеспеченность дорожно-транспортными коммуникациями и т.д.), от которых напрямую зависит система работы сельской школы по развитию личности ученика; *выполнением сельской школой особых социально-педагогических функций по оздоровлению среды обитания сельского населения, предоставления ему культурно-образовательных услуг. Школа является на селе не только детским образовательным учреждением, но и центром культурной жизни, зачастую единственным центром воспитания подрастающего поколения. Данное обстоятельство обуславливает необходимость организации на селе развитой сети образовательных учреждений. Однако проблема сохранения сельских школ приобретает особую социальную значимость, так как в ряде случаев они являются определяющим фактором в выживании небольших сел и поселков и их наличие снижает уровень социальной напряженности в сельской местности. С 1990 года в нашем посёлке существует устойчивая тенденция уменьшения числа дошкольных учреждений. Единственный детский сад, разрушенный в 90-годы, так и не восстановлен. Предполагается открыть новый миницентр для детей дошкольного возраста, но он будет открыт в приспособленном для него помещении. Наблюдается стабильная тенденция к количественному снижению контингента учащихся; молодые педагоги, окончившие вузы, не хотят работать в школах поселкового типа. Снизилось число массовых библиотек. Если раньше в посёлке работал филиал городской библиотеки, то в течение последних 15 лет лишь школьная библиотека остаётся очагом просвещения. Более того, даже в школьной библиотеке библиотечный фонд (не считая учебники и учебные пособия) или не пополняется, или пополняется теми книгами, которые приносят преподаватели и ученики школы. Необходимо компьютеризировать все сельские школьные библиотеки, оснастить школьные библиотеки учебными дисками, специальными учебными программами, тогда ученики сельских школ смогут иметь доступ не только к классической литературе, но и приобщиться к чтению современной мировой литературы. Это особенно важно, т.к. в последнее время формируется новый подход к пониманию роли библиотеки в обществе. Если раньше библиотеки рассматривались как идеологические учреждения, ориентированные, прежде всего, на поддержание государственных ценностей, то сейчас библиотеки разворачиваются к широкому спектру интересов личности. В ряде принятых нормативных документов предусмотрены специальные меры по поддержке и реструктуризации сельской школы. Для реализации в сельской местности принципа общедоступности образования, повышения качества образования в соответствии с экономическими и социальными требованиями, обеспечения адаптации выпускников школ к новым социально-экономическим условиям, повышения их конкурентоспособности при поступлении в образовательные учреждения должны быть осуществлены следующие мероприятия: *развитие сети общеобразовательных учреждений в сельской местности; *создание гибких форм дошкольного, дополнительного, начального профессионального образования в сельской местности, развитие центров довузовской подготовки обучающихся; *более полное удовлетворение потребностей образовательных учреждений в квалифицированных кадрах. В условиях модернизации образования существующая сеть общеобразовательных учреждений на селе нуждается в оптимизации и реструктуризации с учетом особой социальной функции сельского образования. В связи с этим, на мой взгляд, необходимо создание на базе общеобразовательных учреждений культурно-образовательных центров, объединяющих в себе общеобразовательную сельскую школу, библиотеку, медпункт, учреждение дополнительного образования, культурно - досуговый центр. Наиболее перспективным направлением в области обеспечения доступности образования представляется внедрение в процесс обучения современных технологий и, в первую очередь, вычислительной техники. Их применение позволяет развивать систему дистанционного образования с использованием сети Интернет, которая позволяет детям, проживающим в удаленных и труднодоступных местностях в полной мере пользоваться всеми информационными ресурсами, получать консультации опытных педагогов, виртуально в интерактивном режиме участвовать в проводимых ими уроках. Проводимая в регионах оптимизация образовательной сети позволяет создавать условия для равного доступа детей к образовательным услугам, максимального развития и самореализации школьников, проживающих в сельской местности. Для решения проблемы доступности качественного общего образования было решено, что школьников, живущих далеко от школы, к месту учёбы будет подвозить школьный автобус, т.е. государство обеспечило школьников гарантированным бесплатным проездом к месту обучения и возвращения из школы домой. Идея замечательная, но… По каким дорогам едет этот автобус? Очень часто – по грунтовым, с ямами и выбоинами. И хотя все автобусы, выделенные для школ, комфортабельные и отвечают всем требованиям безопасности, за то время, пока дети едут в школу, они успевают устать уже в дороге. На современном этапе сложилась проблемная ситуация в сфере сельского образования между заинтересованностью сельской семьи в получении доступного и квалифицированного образования детей, способного обеспечить их дальнейшее профессиональное и индивидуальное развитие в качественно новых социально-экономических условиях, и неуклонно сокращающимися реальными возможностями сельских школьников в получении конкурентоспособного по качеству образования; усиливающейся вынужденной информационной замкнутостью сельских школ, их учителей и школьников и возрастающей потребностью сельских школ в доступности каналов информации для развития сельского образования; потребностью сельского социума в сохранении его самобытной социокультурной среды, общинной солидарности и культурно-духовного обмена, способствующих социальной адаптации и выживаемости сельских семей в сложных условиях переходного периода и долговременными негативными социальными последствиями деформации культурно-образовательного пространства на селе, закрытием сельских школ, домов культуры, библиотек, дошкольных учреждений. Важнейшим социальным институтом, призванным обеспечить социализацию личности в сельской местности, сохранение национальной культуры, традиций и обычаев, формирование гражданина своего Отечества, выступает сельская школа, где важная и системообразующая роль принадлежит педагогическому коллективу. Необходимость подготовки будущего учителя к работе в сельской школе обоснована рядом объективных причин: типологическими особенностями сельского ребенка; спецификой жизнедеятельности сельских школ; преимущественным количеством общеобразовательных учреждений, расположенные в сельской местности. Особенности личностного развития ребенка, проживающего в сельской местности, во многом определяются окружающей его социокультурной средой. Воздействие факторов этой среды на развитие личности ведет к формированию определенного типа, обладающего как позитивными особенностями этого влияния, так и неблагоприятными последствиями. Чтобы педагогическому коллективу правильно строить стратегию социально-педагогического сопровождения сельского ребенка, необходимо учитывать наиболее важные его особенности. Пространственная ограниченность сельской среды, узость и однообразие поведенческих, нравственных и культурных образцов способствуют повышению уровня психологического пресыщения, связанного с ограниченным кругом общения; медленному темпу культурного развития, коммуникативных навыков, речевой культуры и общей образованности; школьник младшего возраста медленнее, чем городской, овладевает речевыми навыками родного языка. Бедность словаря обусловлены бедностью стимулов среды, слабостью литературных влияний, отсутствием читательских интересов. Однообразие сельской среды способствует выработке статического внимания, статического типа поведения, медленно переключающегося на новые раздражители, но обладающего общей устойчивостью. Внимание носит сравнительно пассивный характер. Раннее включение ребенка в трудовую жизнь, с одной стороны, формирует ценностно-целевую установку на практический результат, а с другой - идет за счет подавления и ослабления целого ряда других функций, способствующих его раннему развитию (игровой деятельности, художественному творчеству, интеллектуальной работе, физкультурно-оздоровительной деятельности). Постоянное пребывание взрослых на глазах ребенка способствует тому, что сельские дети быстро овладевают не только несложными трудовыми навыками взрослых, но усваивают и нормы поведения старших, нравственные ценности взрослых. Ассоциативное поведение взрослых служит мощным стимулом для подражания. Близкое знакомство с природой позволяет сельскому школьнику иметь обширный запас предметных представлений о явлениях природы и животном мире, наблюдательность, устойчивость внимания, особый характер мышления (недоразвитие анализирующего, логического мышления). Отличительным свойством живых, ярких представлений ребенка служит наглядность, предметность (городскому ребенку свойственна более сильно выраженная вербальность, сравнительно меньшая наглядность). Здесь, видимо, кроются и затруднения сельских школьников в восприятии отвлеченных, абстрактных понятий. Чтобы выжить и развиваться, школа на селе должна стать организатором социально-педагогической и социокультурной работы в открытой среде, имея целью оздоровление среды обитания ребенка, преодоления отчужденности детей и родителей, восстановления вековой крестьянской традиции воспитывать всем миром ; инициатором социальной работы с детьми и их семьями; институтом поддержки детских и молодежных объединений села; базовым институтом профильной и допрофессиональной подготовки учащихся. БАЖЕНОВА Г.К., СИНЕЕВ С.К. ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СЕЛЕ И ПОСЕЛКЕ ГОРОДСКОГО ТИПА В статье «Проблемы обеспечения образовательного процесса на селе и поселке городского типа» обозначены основные проблемы образовательной системы, проанализировано их появление и предложены варианты их разрешения. Среди основных проблем названы: малое освоение ИКТ, отдаленность от центров и трудности доставки учащихся в школу. In article «The problem of the educational process in the villages and in the little towns» is marked the main problems of the educational system, analyzed their appearance and expected variants their decision. According the main problems are named: small mastering IKT, remoteness from the centre and difficulties of delivery pupils to school. Справка 1. Баженова Галина Константиновна, Синеев Салимбек Казиевич 2. Проблемы обеспечения образовательного процесса в селе и поселке городского типа. 3. Заочная форма участия. 4. ГУ СОШ № 12, г.Семей, Республика Казахстан. 5. Баженова Г. К.- преподаватель русского языка и литературы,Синеев С.К..- преподаватель русского языка и литературы. 6. ---- 7. ---- 8. Индекс: 071413, РК г. Семей, поселок Восточный, ул. 6 линия, д. 18. 9. 87222671858 10. sh12juyrik@mail.kz
|