РАЗВИТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В КЛАССАХ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ Начальная школа призвана формировать учебные и общетрудовые умения и навыки, повышать и совершенствовать интеллектуальное развитие каждого ученика, дать знания основ наук, приобщить к общекультурным ценностям человечества. В Законе «Об образовании» Республики Казахстан говорится: «....основным принципами государственной политики в области образования являются: 1) равенство прав всех граждан Республики Казахстан на образование; 2) доступность образования всех уровней для населения с учетом интеллектуального развития, психофизиологических и индивидуальных особенностей каждого гражданина...»[1]. Требования современного общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуального подхода к личности, учитывающую, во-первых, готовность детей к школе; во-вторых, состояние их здоровья; и, в-третьих, индивидуально – типологические особенности. Проблема оказания помощи неуспевающим детям многие годы является актуальной в педагогике. Для них неприемлемы условия, методы и приёмы, существующие в общеобразовательных школах. В данной статье рассказывается об обучении детей с задержкой психического развития в общеобразовательной школе. Каждый ребёнок индивидуален и у каждого свои особенности и способности. Развитие способностей, которые плохо развиты в силу психологических и индивидуальных особенностей детей с задержкой психологического развития возможно в классах коррекционно развивающего обучения. В свете перехода общеобразовательной школы на двенадцатилетнее обучение нужно отметить, что целью является формирование и развитие образованной, творческой, компетентной и конкурентноспособной личности, способной жить в динамично развивающейся среде, готовой к самоактуализации как в своих интересах, так и интересах общества. Модель образовательного процесса в 12-летней школе должна формироваться на основе разноуровневого, вариативного содержания образования, гармоничного сочетания репродуктивных и творческих, преобразующих технологий обучения на основе сотрудничества учителя и ученика. В модели образования ориентированного на результат определяются следующие цели деятельности учителя: - регулирование личностно-деятельностной направленности усвоения учебного материала учащимися; - создание атмосферы психологического комфорта и поддержки, стимулирование положительных эмоций от достижения индивидуальных результатов; - поиск возможностей расширения образовательного пространства учащихся для приобретения ими субъектного опыта по использованию полученных знаний и приобретение готовности к самоопределению и самореализации; - оценка текущих результатов, своевременная коррекция обучения, направленная на достижение поставленных целей. Изучив материалы концепции, нужно отметить, что цель, ставящаяся перед учителем, близка с целью коррекционной педагогики. Коррекционно-развивающее обучение в условиях общеобразовательных организаций является педагогической системой, обеспечивающей индивидуализацию обучения детей с трудностями в обучении (с ЗПР). Главная цель названной педагогической системы – развитие общих способностей к учению и преодаление индивидуальных недостатков в работе. [8] Преодоление индивидуальных недостатков у детей неотрывно связано с развитием индивидуальных способностей. Не существует детей, у которых не было бы абсолютно никаких способностей. Одни учащиеся не понимают смысл сложения и вычитания, но прекрасно читают и пишут диктанты, у других наоборот, способности в решении примеров и задач по математике, но низко развит фонематический слух и плохие навыки чтения. В классе коррекционно – развивающего обучения развиваются именно эти индивидуальные особенности детей. Классы коррекционно – развивающего обучения в нашей школе функционирует седьмой год. Большинство детей пришли в классы после года обучения в общеобразовательной школе. Детям с задержкой психического развития, поступающим в школу присущ ряд специфических особенностей. Прежде чем начать работать с детьми, мы вместе с психологом школы провели диагностику умений и навыков детей и определили особенности развития каждого ребёнка. Свою работу в дальнейшем я построила в зависимости от того, какие способности нужно развивать у детей. В первую очередь необходимо было развивать психологические процессы. Дети с задержкой психического развития не обнаруживают готовности к школьному обучению. Для развития интереса в классе был создан игровой уголок, где во время перемен дети играли в игры, общались друг с другом и можно отметить, что стали с удовольствием приходить на уроки в школу. При поступлении в класс с помощью метода беседы был определён уровень отношения к школе. После обработки данных оказалось, что у 3 детей негативное отношение к школе, у 3 детей – низкая школьная мотивация, у 2 – положительное отношение к школе и у 3 детей хороший уровень школьной мотивации. Повторная беседа проводилась после года обучения в классе. Данные получились такие: 1 человек с низкой школьной мотивацией, 4 человека с положительным отношением к школе, 4 человека с хорошим уровнем мотивации и 2 человека с высоким уровнем школьной мотивации. Таким образом, можно отметить повышение у детей положительного отношения к школе. Учащиеся с задержкой психического развития быстро утомляются, работоспособность их падает, а иногда они просто перестают выполнять начатую деятельность, поэтому распорядок дня устанавливается с учётом их повышенной утомляемости. При составлении режима учитывалось уменьшение время занятий и увеличение время отдыха. Также щадящий режим учитывался при составлении расписания уроков. Обязательным является использование не менее одной физкультурной паузы на уроке. При планировании урока пауза использовалась после выполнения наиболее трудоёмкого задания. Было установлено, что свойственные детям снижение работоспособности и неустойчивость внимания имеют разнообразные формы индивидуального проявления. У одних детей максимальное напряжение внимания, высокая работоспособность обнаруживаются в начале выполнения задания и неуклонно снижаются по мере продолжения работы, у других, - сосредоточение внимания наступает лишь после некоторого периода деятельности; у третьих - отмечаются периодические колебания внимания и неравномерная работоспособность на протяжении всего времени выполнения задания. [6] Для развития внимания на уроках я использую игры и частую смену деятельности. Развивать внимание помогают такие игры, как «День и ночь», «Что изменилось», «Сравни», «Найди похожее». Использую их практически на всех уроках. На уроках русского языка детям даю задание вычеркнуть букву из текста (игра «Корректурная проба»), что развивает внимание и закрепляет .У всех детей с ЗПР наблюдаются и недостатки памяти, причём эти недостатки касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. Они распространяются на запоминание как наглядного, так и словесного материала, что не может не сказаться на успеваемости. Для развития этих особенностей детей я использую следующие приёмы. На уроках словесности, при описании картин даю опорные слова, иногда целые предложения. Затем мы играем в игру «День и ночь». По команде «Ночь», дети «засыпают», я стираю некоторые слова, а затем после команды «День» прошу восстановить их. В начале каждого урока русского языка я пишу предложение, мы разбираем его орфограммы, учим наизусть, а затем пишем по памяти. Такой приём позволяет без ошибок писать предложения, запоминать последовательность слов в предложении, и развивает память детей. У детей с ЗПР наблюдается сравнительно низкий уровень развития восприятие. Об этом свидетельствует ограниченность, фрагментарность знаний детей об окружающем мире. Работая с такими детьми, учителя должны считаться с тем, что все сообщаемые детям сведения нужно неоднократно повторять. Т.А. Власова, М.С. Певзнер указывают на снижение произвольной памяти у учащихся с ЗПР как одну из главных причин их трудностей в школьном обучении. Эти дети плохо запоминают тексты, стихи. Им свойственны колебания продуктивности памяти, быстрое забывание выученного. Поэтому большое значение в обучении имеет практическая деятельность детей. Это работа со схемами, а позже таблицами и памятками. Вся эта работа повышает его интерес к учебному материалу и является одним из основных учебных средств, с помощью которых возможно пробуждение познавательной активности и формирование полноценной активной деятельности. Известно, что знания, полученные в результате деятельности самого ребёнка, усваиваются им легче и более прочно. Следует отметить, что для детей с ЗПР характерна конкретность мышления, слабость регулирующей роли мышления, его некритичность. Некоторым детям свойственно не сомневаться в правильности своих, только что возникших предположений. Они редко замечают свои ошибки. Для развития мышления я прошу детей объяснить, почему у них получается такой результат или почему они выбрали именно эту букву. Им тяжело объяснить, поэтому мы вместе подбираем нужные правила. Также я прошу, чтобы учащиеся проектировали свою деятельность. Для этого даю самостоятельно выполнять упражнение или и прошу сказать, что и в какой последовательности они будут выполнять. Первое время этапы выполнения задания я записываю на доске. К каждому ребёнку на уроке я подхожу индивидуально. Дети, у которых хорошо развиты навыки чтения, читают более большой текст по объёму. В обучении русскому языку также применяется индивидуальный подход к каждому ребёнку. Дети, которые хорошо справляются с заданием, даётся более сложное задание. Более конкретные инструкции, менее сложное задание даётся детям, которые плохо усваивают материал по русскому языку. Они на каждом уроке повторяют правила, им даётся больше времени для подготовки и более подробная инструкция к выполнению. Например, при обучении детей написаню сочинения по картинкам было дано три варианта. Первый вариант – более сложный – предполагал самостоятельное написание сочинения после орфографической подготовки и работы по вопросам. Второму варианту давались написанные на карточках вопросы и предлагалось ответить на эти вопросы. Для детей третьего варианта - которые плохо уверены в своих силах и с плохой памятью, предлагалось вставить в готовые предложения слова и дополнить своими предложениями. В дальнейшем задания усложняются. Таким образом, учитываются индивидуальные особенности детей и развиваются их индивидуальные способности. У детей с задержкой психического развития наблюдается неточность основных мыслительных процессов и памяти, замедление скорости приёма и переработки информации. Для наиболее полного усвоения такими детьми нового материала необходимо сообщать его предельно развёрнуто и небольшими дозами. Все свои практические действия ученик должен сопровождать речью, в которую постепенно вводятся специальные термины. Постепенно необходимо свертывать чёткую последовательность и поэтапность действий и рассуждений, возвращаясь к ним в случае затруднения. Например, при изучении состава слова, учащимся предлагалось сделать разбор по схеме. Схема на первом уроке выполняется в присутствии учащихся. Затем схему можно вывесить на доску, чтобы в течение нескольких уроков дети выполняли разбор, используя памятку. Затем памятка убиралась, дети продолжали выполнять разбор по памяти. Таким образом, учебная деятельность в классах коррекции организуется в форме дифференцированного подхода к учащимся. Обучение в таких классах с учётом сохранных интеллектуальных возможностей детей группы риска ведётся по действующим в школе программам, с опорой на действующие учебники.
|