Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Школа, как она есть

Информационная культура – основа компетенстности ученика в современной школе.
Информационная культура – основа компетенстности
ученика в современной школе.

Информационная культура - способность формировать и использовать информационные ресурсы, современные средства информатики и информационных технологий в интересах обеспечения жизнедеятельности и развития
(К.К. Колин)

В 60 годы Тоффлер ввел в научный оборот теорию трех революций, согласно которой человечество пережило уже аграрную и индустриальную революции и стояло на пороге информационной революции.
В современном мире педагогу и ребенку становится все труднее ориентироваться в потоке информации. Возникает потребность в оптимизации поиска и отбора научной информации. А значит, чрезвычайно важным делом становится для всех овладение высокой информационной культурой.
Гершунский в книге “Философия образования для XXI века” разработал иерархию уровней образования, которая включает:
• грамотность;
• образованность;
• профессиональную компетентность;
• культуру;
Образованность - это грамотность, доведенная до общественного и личностно необходимого минимума.
Профессиональная компетентность - ориентирована на определенную сферу трудовой деятельности человека, сфера социального образования.
Информационная компетентность - это способность интерпретировать, систематизировать, критически оценивать и анализировать полученную информацию с позиции решаемой задачи, делать аргументированные выводы, использовать полученную информацию при планировании и реализации своей деятельности в той или иной ситуации, структурировать имеющуюся информацию, представлять ее в различных формах и на различных носителях, адекватных запросам потребителя.
Культура - высшее проявление человеческой образованности и профессиональной компетентности. На этом уровне может выразиться индивидуальность.
Каждый учитель регулярно задает себе вопросы: «Как сделать эффективным процесс обучения?», «Какая методика будет адекватна современной модели образования личности?»
Я тоже задавала себе эти вопросы, пока не прочитала одну китайскую притчу. Она гласит: «Скажи мне – и я забуду, Покажи мне – и я запомню, Дай сделать – и я пойму».

Для меня стало совершенно очевидно, что наибольшая эффективность образовательного процесса достигается в условиях активизации учебной деятельности учащихся.
Информатика в настоящее время является одной из фундаментальных областей научного знания, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации, стремительно развивающаяся и постоянно расширяющаяся область практической деятельности человека, связанная с использованием информационных технологий.
Информационная грамотность – основа для развития и деятельности современной личности. Понятие «грамотность» традиционно относилось к умению читать и писать. Однако в современной трактовке данное понятие получило более широкое толкование. Например, часто говорят о профессиональной грамотности следующим образом: «грамотный врач», «грамотный педагог», «грамотный воспитатель».

Информационная грамотность является частью информационной культуры человека.
Составляющие компоненты информационной культуры
Понимание закономерностей информационных процессов.
Умение организовать поиск и отбор необходимой информации.
Умение оценить достоверность,ог полноту, объективность полученной информации.
Умение оптимально подбирать необходимые приложения для обработки информации, форматы для сохранения.
Умение представлять информацию в различных видах.
Умение применять полученную информацию для принятия решений
Этичное поведение при использовании информации: уважение авторских прав, грамотная переписка по e-mail, запрос на использование информации и т.д.
Таким образом, информационно грамотная личность – это человек, способный эффективно работать с информацией во всех аспектах ее деятельности, в том числе и с помощью современных средств обработки информации. В школе формирование информационной культуры возможно через:
• кружковую работу;
• интегрированные уроки;
• интегрированные творческие проекты;

Кружковая работа – расширяет кругозор учащихся, позволяет осваивать знания, умения и навыки, выходящие за пределы школьной программы. Например, у нас в школе работают кружки: «Информатика для всех», «Кружок программирования».
Интегрированный урок – это урок, в котором вокруг одной темы объединяется материал нескольких предметов. Такой урок имеет ряд преимуществ:
• Способствует формированию информационной компетентности учащихся;
• Способствует обогащению мышления и чувств учеников за счет включения интересного нетрадиционного материала;
• Позволяет с разных сторон познавать явления или предметы изучения.
Интегрированные уроки – расширяют кругозор, обеспечивают системность обучения, показывают взаимосвязь между различными дисциплинами, дают учащимся целостное восприятие мира. Я проводила интегрированные уроки с другими учителями, такие как: «Система счисления», «От Абака до компьютера», «Компьютерные вирусы и основные методы защиты», «История программирования», «Интернет для всех» и др. (приложение1)
Интегрированные проекты – позволяют обобщить, систематизировать и закрепить, полученные знания, умения и навыки на практике. Способствуют развитию творческого потенциала учащихся, реализуют деятельностный и личностно-ориентированный подходы к обучению и воспитанию.
Интегрированные проекты - это работа с информацией с помощью современных средств и способов, где взаимодействие “учитель–ученик” происходит на новом качественном уровне. Виды интегрированных проектов, представленных в электронном виде, могут быть следующими: презентации, флипчарты.

Я помогала в составлении проектов: “Компьютер и здоровье”, “Дети на дороге”, ”Внимание дорожное движение”, “Великие люди истории”, “Трагедия Семипалатинского полигона ”- эти проекты выполнили учащиеся 10-х -11-х классов (приложение2).
Исходя из всего выше изложенного, можно сделать следующие выводы:
1. Работа над интегрированными проектами развивает информационную культуру учащихся, способствует их личностному, социальному и учебному росту.
2. Наиболее успешным является разноуровневый подход в организации учебного процесса, когда учитываются личностные особенности учащихся, определяющие их способности, цели, профессиональную ориентацию и уровень подготовки.

Приложение 1.
Интегрированный урок (ОИ и ВТ и Валеология)
«Компьютерные вирусы и основные методы защиты»
Цель урока: расширить знания по ОС- компьютерный вирус и основные методы защиты;
Задачи: 1. Ознакомить с понятием компьютерный вирус, с видами и методами защиты;
2. Развивать познавательный интерес, стремление к самостоятельному поиску знаний, стимулировать творческую мыслительную деятельность;
3. Воспитание правильного восприятия основных технологических приёмов работы на ПК, компьютерной грамотности, усидчивости и умение работать в группах;
Тип урока: объяснительно-демонстрационный с элементами практики;
Форма проведения: межпредметная групповая творческая работа;
Метод: частично-поисковый;
Оборудование: наглядные пособия по предмету, программа Power Point, техника, кроссворды, карточки, оценочный лист.
ХОД УРОКА.
1. Побуждение: организационные вопросы, класс поделить на 3 группы, постановка темы и цели урока.
2. Осмысление: Слово учителю валеологии Зайцевой В.Р. (рассказывает о человеческих вирусах). Знакомство с компьютерным вирусом (каждой группе выдается материал в виде презентации: 1. компьютерный вирус, 2. Классификация вирусов, 3. Методы борьбы с вирусом). После работы на ПК, ученики возвращаются в группы, обсуждают, выбирают спикера- учащийся записывает маркером на приготовленном плакате основные тезисы
Физкультминутка: кроссворд (приложение 4).
3. Рефлексия: практическая часть на ПК (презентация карточки, задача),оценивание, домашнее задание (приложение 5).
Компьютерная грамотность – это умение читать,
писать, считать и рисовать, а также искать
информацию на ЭВМ и умело её применять.
Джон фон Нейман

Приложение2.
Автор проекта: Серикова Фариза 10 Б класс.
Тема мини проекта: «Дети на дороге».
Целью мини-проекта: является разработка модели системы для знакомства учащихся с правилами дорожного движения;
Задачи:
1. Изучение имеющейся литературы по заданному вопросу.
2. Проведение анкетирования;
Содержание
I. Введение
II. Практическая часть. Анкетирование
III.Теоретическая часть.
1.Дорожные знаки для пешеходов;
2.Светофор и их виды;
3.Правила для участников дорожного движения;
4.Правила дорожного движения;
IV. Выводы.
V. Список литературы
Методика исследования
• Анкетирование, построение диаграмм
• Анализ литературы по теме исследования.

Проводили опрос школьников от 7 до 12 лет. На основе опроса строили диаграммы:
«Знаете ли правила дорожного движения?» ответили: да -5 %, немного 45 %.
Знаете ли вы правила перехода на светофоре? ответили: да -100 %, нет-0 %.
А всегда ли вы соблюдаете это правило? ответили: да -33 %, иногда- 7%, нет.
Знаете ли вы виды светофоров? ответили: да -7 %, нет.
Знаете ли вы как ходить по улице? ответили: да -90 %, нет-4 %.
Как переходить дорогу? ответили: да -100 %, нет-0 %.
Знаешь ли дорожные знаки для пешеходов? ответили: да -0 %, не все- 45%, нет-15%.
Где вы познакомились с правилами дорожного движения?
ответили: школа-55%, библиотека-6%, ПК и ТВ-12%, сверстники-14%, родители-12%.
После опроса давалась теоретическая часть:
1. Дорожные знаки для пешеходов;
2.Светофор и их виды;
3.Правила для участников дорожного движения;
4.Правила дорожного движения;
Реализация профилактических мероприятий
1. Создание рекламы ; 2. Распространение памятки;

В конце презентации пожелание детям, чтобы они всегда соблюдали правила дорожного движения.
Категория: Школа, как она есть | Добавил: 2011 (2011-06-17) | Автор: Хакимова Наталья Валерьевна E
Просмотров: 1619 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 7:04 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru