Главная » Статьи » Школа, как она есть |
Информационная культура – основа компетенстности ученика в современной школе. Информационная культура - способность формировать и использовать информационные ресурсы, современные средства информатики и информационных технологий в интересах обеспечения жизнедеятельности и развития (К.К. Колин) В 60 годы Тоффлер ввел в научный оборот теорию трех революций, согласно которой человечество пережило уже аграрную и индустриальную революции и стояло на пороге информационной революции. В современном мире педагогу и ребенку становится все труднее ориентироваться в потоке информации. Возникает потребность в оптимизации поиска и отбора научной информации. А значит, чрезвычайно важным делом становится для всех овладение высокой информационной культурой. Гершунский в книге “Философия образования для XXI века” разработал иерархию уровней образования, которая включает: • грамотность; • образованность; • профессиональную компетентность; • культуру; Образованность - это грамотность, доведенная до общественного и личностно необходимого минимума. Профессиональная компетентность - ориентирована на определенную сферу трудовой деятельности человека, сфера социального образования. Информационная компетентность - это способность интерпретировать, систематизировать, критически оценивать и анализировать полученную информацию с позиции решаемой задачи, делать аргументированные выводы, использовать полученную информацию при планировании и реализации своей деятельности в той или иной ситуации, структурировать имеющуюся информацию, представлять ее в различных формах и на различных носителях, адекватных запросам потребителя. Культура - высшее проявление человеческой образованности и профессиональной компетентности. На этом уровне может выразиться индивидуальность. Каждый учитель регулярно задает себе вопросы: «Как сделать эффективным процесс обучения?», «Какая методика будет адекватна современной модели образования личности?» Я тоже задавала себе эти вопросы, пока не прочитала одну китайскую притчу. Она гласит: «Скажи мне – и я забуду, Покажи мне – и я запомню, Дай сделать – и я пойму». Для меня стало совершенно очевидно, что наибольшая эффективность образовательного процесса достигается в условиях активизации учебной деятельности учащихся. Информатика в настоящее время является одной из фундаментальных областей научного знания, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации, стремительно развивающаяся и постоянно расширяющаяся область практической деятельности человека, связанная с использованием информационных технологий. Информационная грамотность – основа для развития и деятельности современной личности. Понятие «грамотность» традиционно относилось к умению читать и писать. Однако в современной трактовке данное понятие получило более широкое толкование. Например, часто говорят о профессиональной грамотности следующим образом: «грамотный врач», «грамотный педагог», «грамотный воспитатель». Информационная грамотность является частью информационной культуры человека. Составляющие компоненты информационной культуры Понимание закономерностей информационных процессов. Умение организовать поиск и отбор необходимой информации. Умение оценить достоверность,ог полноту, объективность полученной информации. Умение оптимально подбирать необходимые приложения для обработки информации, форматы для сохранения. Умение представлять информацию в различных видах. Умение применять полученную информацию для принятия решений Этичное поведение при использовании информации: уважение авторских прав, грамотная переписка по e-mail, запрос на использование информации и т.д. Таким образом, информационно грамотная личность – это человек, способный эффективно работать с информацией во всех аспектах ее деятельности, в том числе и с помощью современных средств обработки информации. В школе формирование информационной культуры возможно через: • кружковую работу; • интегрированные уроки; • интегрированные творческие проекты; Кружковая работа – расширяет кругозор учащихся, позволяет осваивать знания, умения и навыки, выходящие за пределы школьной программы. Например, у нас в школе работают кружки: «Информатика для всех», «Кружок программирования». Интегрированный урок – это урок, в котором вокруг одной темы объединяется материал нескольких предметов. Такой урок имеет ряд преимуществ: • Способствует формированию информационной компетентности учащихся; • Способствует обогащению мышления и чувств учеников за счет включения интересного нетрадиционного материала; • Позволяет с разных сторон познавать явления или предметы изучения. Интегрированные уроки – расширяют кругозор, обеспечивают системность обучения, показывают взаимосвязь между различными дисциплинами, дают учащимся целостное восприятие мира. Я проводила интегрированные уроки с другими учителями, такие как: «Система счисления», «От Абака до компьютера», «Компьютерные вирусы и основные методы защиты», «История программирования», «Интернет для всех» и др. (приложение1) Интегрированные проекты – позволяют обобщить, систематизировать и закрепить, полученные знания, умения и навыки на практике. Способствуют развитию творческого потенциала учащихся, реализуют деятельностный и личностно-ориентированный подходы к обучению и воспитанию. Интегрированные проекты - это работа с информацией с помощью современных средств и способов, где взаимодействие “учитель–ученик” происходит на новом качественном уровне. Виды интегрированных проектов, представленных в электронном виде, могут быть следующими: презентации, флипчарты. Я помогала в составлении проектов: “Компьютер и здоровье”, “Дети на дороге”, ”Внимание дорожное движение”, “Великие люди истории”, “Трагедия Семипалатинского полигона ”- эти проекты выполнили учащиеся 10-х -11-х классов (приложение2). Исходя из всего выше изложенного, можно сделать следующие выводы: 1. Работа над интегрированными проектами развивает информационную культуру учащихся, способствует их личностному, социальному и учебному росту. 2. Наиболее успешным является разноуровневый подход в организации учебного процесса, когда учитываются личностные особенности учащихся, определяющие их способности, цели, профессиональную ориентацию и уровень подготовки. Приложение 1. Интегрированный урок (ОИ и ВТ и Валеология) «Компьютерные вирусы и основные методы защиты» Цель урока: расширить знания по ОС- компьютерный вирус и основные методы защиты; Задачи: 1. Ознакомить с понятием компьютерный вирус, с видами и методами защиты; 2. Развивать познавательный интерес, стремление к самостоятельному поиску знаний, стимулировать творческую мыслительную деятельность; 3. Воспитание правильного восприятия основных технологических приёмов работы на ПК, компьютерной грамотности, усидчивости и умение работать в группах; Тип урока: объяснительно-демонстрационный с элементами практики; Форма проведения: межпредметная групповая творческая работа; Метод: частично-поисковый; Оборудование: наглядные пособия по предмету, программа Power Point, техника, кроссворды, карточки, оценочный лист. ХОД УРОКА. 1. Побуждение: организационные вопросы, класс поделить на 3 группы, постановка темы и цели урока. 2. Осмысление: Слово учителю валеологии Зайцевой В.Р. (рассказывает о человеческих вирусах). Знакомство с компьютерным вирусом (каждой группе выдается материал в виде презентации: 1. компьютерный вирус, 2. Классификация вирусов, 3. Методы борьбы с вирусом). После работы на ПК, ученики возвращаются в группы, обсуждают, выбирают спикера- учащийся записывает маркером на приготовленном плакате основные тезисы Физкультминутка: кроссворд (приложение 4). 3. Рефлексия: практическая часть на ПК (презентация карточки, задача),оценивание, домашнее задание (приложение 5). Компьютерная грамотность – это умение читать, писать, считать и рисовать, а также искать информацию на ЭВМ и умело её применять. Джон фон Нейман Приложение2. Автор проекта: Серикова Фариза 10 Б класс. Тема мини проекта: «Дети на дороге». Целью мини-проекта: является разработка модели системы для знакомства учащихся с правилами дорожного движения; Задачи: 1. Изучение имеющейся литературы по заданному вопросу. 2. Проведение анкетирования; Содержание I. Введение II. Практическая часть. Анкетирование III.Теоретическая часть. 1.Дорожные знаки для пешеходов; 2.Светофор и их виды; 3.Правила для участников дорожного движения; 4.Правила дорожного движения; IV. Выводы. V. Список литературы Методика исследования • Анкетирование, построение диаграмм • Анализ литературы по теме исследования. Проводили опрос школьников от 7 до 12 лет. На основе опроса строили диаграммы: «Знаете ли правила дорожного движения?» ответили: да -5 %, немного 45 %. Знаете ли вы правила перехода на светофоре? ответили: да -100 %, нет-0 %. А всегда ли вы соблюдаете это правило? ответили: да -33 %, иногда- 7%, нет. Знаете ли вы виды светофоров? ответили: да -7 %, нет. Знаете ли вы как ходить по улице? ответили: да -90 %, нет-4 %. Как переходить дорогу? ответили: да -100 %, нет-0 %. Знаешь ли дорожные знаки для пешеходов? ответили: да -0 %, не все- 45%, нет-15%. Где вы познакомились с правилами дорожного движения? ответили: школа-55%, библиотека-6%, ПК и ТВ-12%, сверстники-14%, родители-12%. После опроса давалась теоретическая часть: 1. Дорожные знаки для пешеходов; 2.Светофор и их виды; 3.Правила для участников дорожного движения; 4.Правила дорожного движения; Реализация профилактических мероприятий 1. Создание рекламы ; 2. Распространение памятки; В конце презентации пожелание детям, чтобы они всегда соблюдали правила дорожного движения. | |
Просмотров: 1619 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|