Главная » Статьи » Школа, как она есть |
Развитие творческих способностей в процессе обучения. Замдиректора по ВР: Богаева Л.Г Творчество-высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Расположенность к твор-честву может выступить в любой сфере человеческой деятельности: научной, художественной, производственно-технической, хозяйственной и т. д. Мас-штаб творчества может быть самым различным, но во всех случаях происхо¬дит возникновение, открытие чего-то нового. Творчеством созданы науки и искусство, все изобретения человеческой ци-вилизации, сами формы жизни людей. Творчество в тру де-это не редкость, не исключение, а наиболее естественное, полноценное выражение человече¬ских возможностей. Психологические исследования показали, что творчеству благоприятствуют развитие наблюдательности, легкость комбинирования извлекаемой из па¬мяти информации, чуткость к появлению проблемы, готовность к волевому напряжению и многое другое. Считается, что научное творчество связано с направленностью на поиск «логически возможного» (в отличие от «логиче¬ски необходимого»), что позволяет приходить к неожиданным результатам. При этом установлено, что никакое отвлеченное познание невозможно в полном отрыве от чувственного. Поэтому важное значение в процесс е твор¬чества, в любой области деятельности- имеет воображение, т. е. мысленное представление образов и оперирование ими. Известно также, что творческие возможности зависят не только от способностей, ума, но и от определенных черт характера. Истоки творческих сил человека восходят к детству- к той поре, когда творческие проявления во многом непроизвольны и жизненно необходимы! В младшем школьном возрасте, когда дети вносят элементы фантазии в по-знавание: для учеников начальных классов характерны неожиданные сопос-тавления, необычные предположения. Сама новизна предлагаемой им умст-венной работы требует интуиции, своеобразной умственной инициативы. Нельзя забывать и о том, какое важное место в жизни младшего школьника продолжают занимать игры, опирающиеся на воображение. Тяготение к иг¬рам-творческое начало в детях- по-своему характеризует и последующий, переходный возраст. Потребность подростков в играх-это потребность в свершениях, в созидании. Бурно развивающееся в дошкольные и младшие школьные годы наглядно-образное мышление играет важную роль не только на этих этапах 'развития-оно может стать предпосылкой творческой дея-тельности, взрослого человека: рабочего, инженера, ученого, художника. Психологические черты, которые уже выступают в подростковом возрас¬те,- независимость суждений, смелость МЫСЛИ,упорство,-по данным пси¬xoлoгoB, необходимы и зрелой творческой личности. Таким образом, многое в творческих возможностях человека зависит от того, насколько были выра¬жены и какое место заняли в дальнейшем те свойства психики, которые, от¬личают периоды детства. Все психические свойства ребенка формируются и развиваются в ходе взаимодействия его с окружающим миром, под влияни¬ем обучения и воспитания в самом широком значении этих слов. Но несомненно то, что обусловленные возрастом, созреванием особенности растущего человека-неповторимые стадии развития. На этих стадиях ста-новление некоторых психических свойств происходит легче, чем в даль-нейшем, и каждая из стадий несет с собой новые возможности формирова¬ния личности. Именно в определенные годы детства обнаруживаются воз¬растные предпосылки творчества. Но используются они недостаточно и не¬редко оказываются лишь чем-то преходящим. Очевидно, необходимы свое¬временные и целенаправленные воспитательные и обучающие воздействия, чтобы закрепить их, обогатить и направить в желаемую сторону. В новом свете предстают здесь способности к художественному творчеству: их становление связано с общим настроем на познавание и сопереживание. Только при этом условии достоинства памяти, зрения, слуха могут содейст-вовать возникновению и осуществлению художественных замыслов. Тем самым раскрывается зависимость роста специальных способностей от мно-гостороннего развития самой личности ребенка. Правильно организованное художественное развитие выявляет и укрепляет творческое начало в детях. Своевременное приобщение ребенка к миру искусства помогает становле¬нию творческой активности не только в художественной сфере. При этом в основе потребности в созидании нового - полнота восприимчи-BocTи И заинтересованное отношение к окружающему. Отсюда идут сту-пеньки к творчеству. Художественным творчеством продолжают заниматься очень немногие - в основном те, кто рано ощутил внутреннюю потребность посвятить этому всю жизнь, или те, за кого такое решение приняли родители, удостоверив¬шись, что у ребенка имеются для этого необходимые качества. Но главная цель - в том, чтобы каждый, независимо от будующей его профессии, при¬обрел способность так относиться к жизни, к природе, к другому человеку, к истории своего народа, к ценностям культуры, как относится ко всему этому настоящий, большой художник. Без опыта такого отношения ребенку труд¬но стать гармонически развитым человеком. Что значит учить творчеству? По нашему мнению, единственно правильного, объективного толкования творческой деятельности, приемлемого для всех случаев, дать вообще нельзя, так как проявления творчества настолько многообразны, что сколько-нибудь четкой границы между творческой деятельностью и высоким уровнем мас-терства провести, по-видимому, нельзя. Например, человек изобрел машину, которой до него еще не было, действует она по принципу, ДО сих пор не-известному. Здесь, пожалуй, все согласятся, что такое изобретение¬результат творчества. Но вот пианист, исполняя чужое произведение, тракту¬ет его по-своему. И тут мнения разойдутся. Одни скажут, что это творчество, а другие, что это проявление квалификации, мастерства" исполнителя. Или игра в шахматы. Принято считать, что эта игра требует творческого подхода. Ну а игра в домино? Вряд ли кто будет утверждать, что игра в домино связа¬на с творчеством. б Но если игра в шахматы-творчество, а игра в домино нет, то какие объек-тивные основания для такого утверждения? Таких объективных, единственно правильных оснований нет. И уж, конечно, толкование термина (понятия) «творческая деятельность» применительно к взрослому и младшему школьнику будет различным. Согласно, например, Б. М. Теплову, «творческой деятельностью в собст-венном смысле слова называется деятельность, дающая новые, оригиналь¬ные продукты высокой общественной ценности». Конечно, школьники в массе не могут создавать продукты, имеющие общественную новизну и зна¬чение, да это и не входит в задачи школы. Поэтому такое определение твор¬ческой деятельности для общеобразовательной школы, да еще для учащихся начальных классов, очевидно, принято быть не может. Мы считаем, что творчество младшего школьника- это создание им ори-гинального продукта, изделия ( а также решение задачи, написание сочине¬ния и т. д.), В процессе работы над которыми самостоятельно применены ус-военные знания, умения, навыки, в том числе осуществлен их перенос, ком-бинирование известных способов деятельности или создание нового для ученика подхода к решению (выполнению) задачи. Обучающая творческая деятельность рассматривается нами в первую оче¬редь как деятельность, способствующая развитию целого комплекса качеств творческой личности: умственной активности, быстрой обучаемости, сме¬калки и изобретательности, стремление добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы, самостоятельности в выборе и решении задачи, трудолюбия, способности видеть общее, главное в различ¬ных и различное в сходных явлениях. Результатом такого обширного и эф-фективного развития качеств, необходимых для творческой деятельности, должен стать самостоятельно созданный (творческий) продукт, макет, мо¬дель, стихотворение, игрушка и Т.д. Творчество, индивидуальность, художе¬ство проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образа. Однако, создать конкретный продукт, нужны кроме образовательных, обще профес¬сиональные знания, а самое главное - овладение ими на высоком уровне. А так как у школьников даже младшего возраста свои индивидуальные интере¬сы, способности, склонности, то надо в учебный процесс включить самые различные виды тру да, поощряя проявление творчества. Разнообразие работ позволяет выявить индивидуальные способности каждого и обеспечить ус-ловия для развития, сделать процесс обучения интересным. Как только уча-щиеся снабжены определенным минимумом профессиональных знаний. Можно уже можно говорить о самостоятельном создании, оригинальных, разнообразных, творческих, продуктов. Проектирование уроков творчества начинаются с четкого определения цели. Выбор этой цели исходит из общих целей обучения творчеству .. . !:f - Развитие и формирование качеств творческой личности младших школьни-ков- это конечная цель и она может быть достигнута благодаря созданию условий разнообразной деятельности для выявления и развития способно¬стей детей, вооружения их способами деятельности, обучение действиям с реальными предметами и их образами. Раскрытие путей и способов осуще-ствления деятельности. На основе этого сформированы следующие задачи. 1. Включить детей в разнообразную деятельность. Это достигается специ¬ально подобранными видами практических работ (20-25 наименований). у спешное выполнение этих работ (в своем неповторимом варианте, т. е. творческое) требует использования знаний по труду, рисованию, черче¬нию и др. Усвоение этих основных знаний в процессе" изготовления кон¬кретных изделий способствует, в свою очередь, их глубокому теоретиче¬скому осмыслению в старших классах. 2. Выработать гибкие умения, позволяющие учащимся быстро осваивать но-вые виды труда (деятельности), т. е. перенос знаний и навыков. 2. Развить сообразительность и быстроту реакции при решении различ¬ных новых задач, связанных с практической деятельностью. Исходные nрuнцunы. Анализируя наш многолетний опыт, учитывая цели и задачи обучения творчеству, а также психологические особенности школь-ников этого возраста, мы сформулировали исходные принципы, ориентиры, которыми руководствуемся при проектировании и организации уроков твор-чества. Знания это фундамент творчества. Творческая деятельность ученика не мо¬жет выйти за пределы имеющихся у него знаний. До начала обучения твор¬ческой деятельности у младшеклассников практически отсутствуют не¬обходимые для выполнения работ знания" Следовательно, надо детям сооб¬щить эти необходимые" основные знания, научить таким навыкам и приемам работы, которые были бы нужны для создания запроектированных (заплани¬poBaHHыx) продуктов, в том числе и творческих. Творчество не игнорирует знания норм. Наоборот, зная правила, мы можем оценить своеобразие, инди¬видуальность исполнения и целесообразность отступления от правила. К творчеству ребенка надо подводить постепенно, основываясь на уже имею¬щейся у него информацию, которую учитель сообщил ему и которую надо закрепить на практике Ребенка надо учить целенаправленно, целеустремлен¬но и постепенно, многократно закрепляя ранние навыки. Основные принципы, на которых строится программа: 1. Системность. 2. Комплексность. 3. Нестандартность. 4. Преемственность и осуществление меж предметных связей. 5. Свобода выбора. 6. Принцип открытости. 7. Принцип деятельности. 8. Принцип идеальности. 9. Принцип обратной связи. 10. Учёт возрастных особенностей. Мы считаем, что данные технологии способствуют познавательной активно¬сти, творческой самостоятельности и развитию интеллектуальных способно¬стей учащихся, а учителю дает возможность использовать в соей работе бо¬лее новые формы и методы работы, которые помогают овладеть новыми приемами запоминания, мышления и речи учащихся. | |
Просмотров: 1708 | Комментарии: 1 | | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|