Главная » Статьи » Школа, как она есть |
Тема урока: Фразеологизмы. Пословицы. Поговорки. Крылатые выражения. Цели урока: 1. Выявить значение, происхождение и употребление фразеологизмов, крылатых выражений, поговорок, пословиц в речи. 2. Выработать навык определения значения фразеологизмов и пословиц, правописание фразеологизмов, отличие фразеологизмов от свободных словосочетаний, развитие логического мышления, использование сравнения, гиперболы, литоты во фразеологизмах. 3. Пробудить интерес к родному слову, культуре речи, вкус к языку, развитие познавательных способностей. Методические приёмы: Работа сообща в группах, синтаксический и пунктуационный разборы, орфографическая работа, викторины, упражнение на развитие логического мышления, конструирование предложений, индивидуальная работа на этимологию, творческая работа на сочинение сказки с использованием фразеологизмов, пословиц, поговорок. Оборудование: Выставка фразеологических словарей, словарей поговорок и пословиц, словари крылатых выражений, иллюстративный материал, раздаточный материал по теме. Ход урока: 1. Вступительное слово учителя. Сегодня мы держим путь в страну Фразеологии. Но въезд туда закрыт. Добродушный стражник хочет помочь нам. Он готов пропустить, но с условием, что мы ответим на все его вопросы. Что такое фразеология? Что такое фразеологизмы? Стражник приветствует добрым фразеологизмом: «Добро пожаловать!» (учитель сообщает цели урока) В работе над фразеологизмами сегодня работают группы: «Плечом к плечу», «Бок о бок», «Душа в душу», «Сеять разумное», «Себе на уме». Названия групп – известные фразеологизмы, раскрывающие суть каждой группы. Индивидуальные вопросы каждой группе. Желаю вам, чтобы вы в красочных водах фразеологии не были немы как рыбы, не бились как рыбы об лёд, не всплывали на поверхность, чтобы глотнуть последнего воздуха и не плыли, как черепахи. В тестовых заданиях по подготовке к ЕНТ имеются вопросы, связанные со значением, употреблением фразеологизмов в речи. Имелись ошибки на эту тему, на которых мы остановимся. I. Объяснительный диктант. Обоснуйте выбор написания частицы не или ни, слитно или раздельно. В какую лексическую группу можно объединить записанные словосочетания. 1. (Не, ни) шатко (не, ни) валко, (не) чуять ног под собой, час от часу (не) легче, 2. (Не) говоря худого слова, (не) початый край, (во) (что) (бы) (то) (ни) стало. 3. (Не) тут (то) было, как (бы) (то) (ни) было, (не, ни) чего (не) попишешь. 4. Спать (не) пробудным сном, (не, ни) жданно (не) гаданно. 5. (Не) взирая на обстоятельства, (не,ни) кола (не, ни) двора. II. Использование фразеологизмов в предложении. В каком предложении необходимо поставить пунктуационный знак. Обоснуйте выбор. А) Он рассуждал не видя дальше собственного носа. Он рассуждал не видя сидящих рядом людей. Б) В каком значении употреблено предложение? Не успеешь оглянуться, как наступит ЕНТ. Определите вид предложения: 1) ССП, с соединительным союзом. 2) СПП с придаточным определительным. 3) СПП с придаточным обстоятельственным образа действия. Определите схему предложения: 1) [простое, двусоставное], (простое, двусоставное) 2) [простое, односоставное, определённо-личное], (простое, двусоставное) 3) [простое, односоставное, неопределённо-личное], (простое, двусоставное) В) В каком предложении несвободное словосочетание? Мальчик приветливо махнул мне рукой. Махни рукой на все невзгоды. III. Фразеологический зоопарк. Использование сравнения во фразеологизмах. Пишет как … лапой. Делить шкуру неубитого … . На сердце … скребут. … носа не подточит. Лучше синица в руках, чем … в небе. IV. Использование преувеличения и преуменьшения во фразеологизмах. Живого места нет, пушкой не прошибёшь С гулькин нос, тише воды, ниже травы, астрономическая цифра, пожарная каланча От горшка два вершка V. Ответьте на вопросы викторины. Сосёт под ложечкой или под вилочкой? Сражаться с ветряными мельницами или с паровым двигателем? Совать палки в колёса или в гусеницу? Встать с левой, с правой или не с той ноги? Вызвать фураж, фурор, фужер? Чепуха может быть на постном масле или на машинном масле? Усвоить с детства – это всосать с молоком матери или высосать из пальца? Один шаг – это дистанция от мала до велика или от великого до смешного? Пахнет жареным, тушёным, вареным? Чем Демьян угощал: щами, сурпой, ухой? Чем не заманишь: крендельком или колобком? Тот, кто платит деньги: заказывает музыку или танцы? Кто может добраться до столицы независимого государства? VI. Фразеологическая скорлупка. Фразеологизмы – жемчужины речи. Они в скорлупках, нужно извлечь жемчужины из скорлупок. Упражнение на развитие логического мышления 1. Как называется болезненный нарост на кончике птичьего языка? 2. Толочь воду в ступе – это танталовы муки или сизифов труд? 3. Им не верит столица Российской Федерация. 4. Животное, покрытое струпьями, способное испортить всё стадо. 5. Назовите день недели после дождя. 6. Мера веса для соли. 7. Сверкали ли они, когда в одну из них попала стрела Париса? 8. Назовите канцелярское фразеологическое животное. VII. Фразеологический конструктор. Образуйте фразеологизм и объясните его значение. 1. а) принять сидячее положение б) предлог в) часть тела, соединяющая голову с туловищем 2. а) предлог б) незначительный по весу в) центральный орган кровеносной системы 3. а) принять сидячее положение б) предлог в) низкая резиновая обувь 4. а) хлебобулочное изделие с дыркой посередине и шипящим на конце б) отрицательная частица в) завести в тупик или лабиринт (действие) 5. а) действие, когда виноград жмут на вино б) жидкость H2O в) предлог г) на ней летала Баба – Яга VIII. Посёлок синонимов и антонимов. Подберите слова – синонимы к фразеологизмам. Бить баклуши – … , сломя голову - … , в час по чайной ложке - … , водить за нос - … , себе на уме - … , Подберите к данным фразеологизмам фразеологические синонимы: Бить баклуши - … , в чём душа держится - … . Подберите к данным фразеологизмам фразеологические антонимы: Кот наплакал - … , спустя рукава - … , как кошка с собакой - … , за словом в карман не полезет - … , от горшка два вершка - … . IX. Откуда родом фразеологизмы? Индивидуальная работа (выступление учащегося). Этимология фразеологизма «Попасть впросак». Слово впросак произошло от слов «В» и «Просак». Так назывался станок для кручения верёвок. Попасть волосами в такой стан было очень неприятно. Этимология фразеологизма «Лясы точить». Слово «Лясы» означало точёные столбики для поддержки перил. Эта лёгкая и весёлая профессия для людей, вытачивающих эти столбики, любителей поговорить, поболтать во время работы. Этимология фразеологизма «Задать стрекача». «Стрекач» в старину называли бегством. Многие думают что «Остаться с носом» и «Водить за нос» это фразеологизмы, связанные с определённой частью лица. Хотя это омонимы. Нос во фразеологизмы «Остаться с носом» - это слово от глагола носить, то есть то, что когда-то приносили родителям невесты как выкуп. В выражении «Водить за нос» слово нос связано с названием части лица. Это выражение возникло от сравнения с медведями, которых цыгане водили напоказ за кольцо, продетое в нос, и заставляли проделывать разные фокусы, обманывая обещаниями подачки. Определите профессию. 1. Топорная работа, без сучка без задоринки, снять стружку, разделать под орех 2. На один покрой, трещать по швам, семь раз отмерь, один раз отрежь, шито белыми нитками 3. Калачом не заманишь, заварить кашу, толочь воду в ступе 4. Довести до белого каления, между молотом и наковальней, из огня да в полымя 5. Позолотить пилюлю, как рукой сняло, затаить дыхание X. Переправа. Фразеологизм связан с определённой частью тела, явлением природы. Какие фразеологизмы с ними связаны? 1. а) его вешают, приходя в уныние б) задирают, зазнаваясь в) всюду суют, вмешиваясь не в своё дело 2. а) не цветы, а вянут б) не бельё, а развешивают в) из него всё сквозняком 3. а) он в голове у легкомысленного человека б) его советуют искать в поле в) куда бросают деньги или слова 4. а) им обманывают, обхитрят вокруг него б) его используют, когда нужно из ничего узнать много в) им попадают в бездонное пространство 5. а) при помощи них ищут б) при помощи них делают ускорение в) у них нет того, чего мы хотим всегда знать XI. Музей фразеологизмов. Ответьте на вопрос при помощи фразеологизма 1. Эту птичку не кормят нравоучительными стихотворениями 2. Он печального образа и без страха и упрёка 3. Назовите титулованное августейшее дитя, оказавшееся на листе цветка 4. Это фразеологическое животное приобретено в упакованном виде 5. Это фразеологическое животное, которое бегает там, куда вставляют палки XII. Пословицы. Закончите начатые пословицы, объясните тире в предложениях 28. Любишь кататься - ... 29. Тише едешь 30. Лучше синица в руках 31. Кончил дело 32. Не спеши языком 33. На вкус и цвет 34. Готовь сани летом 35. В чужом глазу сучок виден - ... 36. За двумя зайцами погонишься - ... Подведение итогов работы творческих групп, чтение сказки с использованием фразеологизмов, поговорок, пословиц. Домашнее задание: Ответить на вопросы тематических тестов по теме: «Лексика», «Фразеология». | |
Просмотров: 10939 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|