Главная » Статьи » Школа, как она есть |
Тема урока (9 класс): Изложение с элементами сочинения «Учитель». Урок развития речи. Цель: Систематизировать и обобщить материал по заданной теме, подготовив учащихся к написанию изложения с элементами сочинения, вызвать познавательный интерес учащихся к проблеме учительства на современном этапе. Задачи: 1. Сформировать представления учащихся о личности учителя, исходя из описания его внешности, отношения людей к нему, поступков и мнения автора о главных особенностях этого человека; 2. Способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, коммуникативных способностей, развитие критического мышления на основе собственных наблюдений и жизненного опыта, а также умения работать в группе, неся ответственность за знание всех участников малой группы . 3. Способствовать воспитанию уважительного отношения к личности и труду учителя, а также ответственного отношения к приобретению знаний всеми участниками учебного процесса. Форма проведения: урок развития речи, урок – дискуссия о роли учителя в судьбе каждого человека и общества в целом. Метод проведения урока: коллективные творческие группы. Оборудование: 1. Интерактивная доска с текстом изложения 2. Магнитофон 3. Карточки с заданиями 4. Высказывание знаменитых людей о личности учителя в жизни общества Методы обучения: эвристическая беседа, приём технологии РКМЧП «зигзаг» Ход урока: 1. Выступление ученицы. Стихотворение «Учитель». Счастье – это след оставить на земле, Повторив себя в ученике. Нельзя любовью к детям заболеть на время Или в доверие втереться лишь на миг, Не обмануть никак ребячье племя, Как на ладони ведь учителя у них. Много есть профессий на планете, Но учитель – лучшее из них: Крылья мы даём бескрылым детям И в полёты провожаем их! Сколько в школе дали мы уроков? Сколько мы измерили дорог? Лишь в одном уверены глубоко: Жизнь у нас – один большой урок! Какова тема этого стихотворения? Это стихотворение и будет эпиграфом к нашему уроку развития речи. Учителем сообщается цель урока. В качестве домашнего задания вам было предложено осмыслить роль учителя в судьбе каждого человека и в судьбе общества. После окончания школы многие из вас встанут перед выбором: кем быть? Дискуссия – спор, обсуждение какого-нибудь вопроса в беседе. Почему же такая нужная профессия, которая формирует всё наше общество, не востребована, не престижна, не пользуется уважением в обществе? Учащиеся дискутируют о проблемах учительства на современном этапе. Справедливо сказано, что писатель живёт в своих произведениях, художник – в картинах, скульптор – в созданных им скульптурах. А учитель – в мыслях, поступках и делах своих учеников. Говорят, не мы выбираем дороги, а они выбирают нас. Неверная мысль. Учительскую дорогу, педагогическую стезю люди выбирают сами, твёрдо зная, что без детей их жизнь будет легче, но не счастливее. Кем только учителю не приходится быть: строгим и справедливым судьёй, искусным врачевателем болезней роста, главным конструктором космических полётов детской души, диспетчером взлётов и посадок детского воображения, сеятелем разумного, доброго, вечного. Дети – огромное поле деятельности для учителя. Что взойдет, прорастёт и созреет из того, что педагог посеет. Это ответственное дело. Учитель – человек скромный и незаметный среди других людей, преображается на уроке. Он – вдохновенный оратор, властитель и кумир детских душ. Какое же огромное сердце надо иметь, чтобы изо дня в день, из года в год раздавать его по кусочкам детям! И какой же должна быть доброй, терпеливой и нестареющей душа! Учитель даёт путёвку в жизнь, открывает дверь в мир. Без энтузиазма, самоотверженности и безграничного терпения не обойтись. Сколько добра, мудрости и внимания нужно дать детям. Учителя всегда готовы прийти на помощь, выслушать, посоветовать, помочь. Тяжёлая, но такая нужная профессия. Я не знаю ни одной профессии (кроме профессии врача), столь же достойной преклонения и уважения. Учителя – те же врачеватели, только не тел, а душ, так как они учат добру, нравственности. Вот и Фёдор Абрамов пришёл к осмыслению роли учителя в его собственной жизни и судьбе всей страны. Презентация учащегося о писателе и публицисте Фёдоре Абрамове, авторе романов и повестей. 2. Обратимся к тексту изложения (текст изложения проецируется через кодоскоп, музыкальное сопровождение при чтении текста учителем). Всё поражало нас, школьников, в этом немолодом уже человеке. Поражали феноменальные по тем далёким временам знания, поражала неистощимая и в то же время спокойная, целенаправленная энергия, поражал даже самый внешний вид его, всегда подтянутого, собранного, праздничного. Никогда не забуду свою первую встречу с Учителем. Был мартовский воскресный морозный и ясный день, когда я, четырнадцатилетний деревенский подросток, паренёк, с холщовой котомкой за плечами, в больших растоптанных валенках, впервые в своей жизни вступил в нашу районную столицу. Всё мне казалось удивительным: и каменный магазин с нарядной вывеской, и огромное здание двухэтажной школы, и необычная для моей родной деревни многолюдье на главной улице. Но помню, всё это в миг перестало для меня существовать, как только я увидел его, Алексея Фёдоровича. Он не шёл, он шествовал в поскрипывающих на морозе ботинках с галошами, в тёмной фетровой шляпе с приподнятыми полями, в посверкивающем пенсне на красном от стужи лице, и все, кто попадались ему навстречу, - пожилые, молодые, мужчины, женщины – все кланялись ему, а старики даже шапку с головы снимали, и он, всякий раз слегка дотрагивался до шляпы рукой в кожаной перчатке, отвечая: «Доброго здоровья! Доброго здоровья!» В те годы в стране не хватало учителей, тем более на вес золота были они у нас, в лесной глуши. И вот Алексей Фёдорович, для того чтобы не сорвать в школе учебный процесс, годами осваивал предмет за предметом. Он вёл у нас ботанику и зоологию, химию и астрономию, географию и даже немецкий язык, который он выучил самостоятельно, уже будучи стариком, чтобы дать нам, первым выпускникам школы, хоть какое-то представление об иностранном языке. Великое дело – школы. Нет в нашем обществе фигуры более важной, чем учитель. И как тут не вспомнить слова моего старого Учителя, который любил в торжественные минуты говорить: «Учитель – это человек, который держит в своих руках завтрашний день страны, будущее планеты». Учащиеся читают текст повторно, про себя. 3. Эвристическая беседа по прочитанному тексту: а. Какие впечатления возникли у вас от прочитанного? На что особенно обратили вы своё внимание? б. Что вы можете сказать о личности учителя, исходя из мнения автора о нём, исходя из внешнего его облика, походки, отношения окружающих? Он патриот своей профессии, человек, глубоко уважаемый, всеми почитаемый, увлечённый и влюблённый в свою профессию. 4. Работа в творческих группах (класс поделен на пять творческих групп, каждая из которых выполняет задание: 1. Озаглавить абзац. 2. Пересказать. 3. Ответить на вопросы. 5. Составление плана к изложению. 1. Всё поражало в нём. 2. Встреча с учителем в многолюдном городе. 3. Шествие Алексея Фёдоровича. 4. Учитель на вес золота. 5. Будущее планеты в руках учителя. Задание № 1 1. Озаглавьте текст 2. Перескажите текст 3. Ответьте на вопросы: а. Что поражало школьников в этом немолодом человеке? в. Соответствует ли облик учителя вашим представлениям о том, каким должен быть учитель? Задание № 2 1. Озаглавьте текст 2. Перескажите текст 3. Ответьте на вопросы: а. В какой день произошла первая встреча с учителем, и сколько лет было Фёдору Абрамову? в. Откуда он приехал учиться, что в его внешности подчёркивает небогатый внешний вид? с. Что поразило деревенского парня, впервые очутившегося после деревенских раздолий в городе? d. Каким удивительным существом затмились его первые впечатления от города? Задание № 3 1. Озаглавьте текст 2. Перескажите текст 3. Ответьте на вопросы: а. Что необычного отмечает автор в учителе, когда он шёл по улице? в. Опишите внешний вид учителя с. Каково отношение тех, кто встречался по дороге? d. Какова была реакция учителя на внимание окружающих людей? Задание № 4 1. Озаглавьте текст 2. Перескажите текст 3. Ответьте на вопросы: а. По какой причине учителя были на вес золота? в. Какой предмет вёл Алексей Фёдорович? с. Что особенного было в этом человеке? Задание № 5 1. Озаглавьте текст 2. Перескажите текст 3. Ответьте на вопросы: а. Почему автор считает что, в обществе нет фигуры более важной, чем учитель? 6. Учащиеся переходят из одной группы в другую. (Приём «зигзаг») Каждый в группе пересказывает свой абзац. Таким образом, систематизируется весь текст изложения. От каждой группы на конкурсной основе учитель предлагает пересказать весь текст изложения. Подводятся итоги конкурса. Домашнее задание: написать изложение с элементами сочинения на тему: «Учитель». Всё поражало нас, школьников, в этом немолодом уже человеке. Поражали феноменальные по тем далёким временам знания, поражала неистощимая и в то же время спокойная, целенаправленная энергия, поражал даже самый внешний вид его, всегда подтянутого, собранного, праздничного. Никогда не забуду свою первую встречу с Учителем. Был мартовский воскресный морозный и ясный день, когда я, четырнадцатилетний деревенский подросток, паренёк, с холщовой котомкой за плечами, в больших растоптанных валенках, впервые в своей жизни вступил в нашу районную столицу. Всё мне казалось удивительным: и каменный магазин с нарядной вывеской, и огромное здание двухэтажной школы, и необычная для моей родной деревни многолюдье на главной улице. Но помню, всё это в миг перестало для меня существовать, как только я увидел его, Алексея Фёдоровича. Он не шёл, он шествовал в поскрипывающих на морозе ботинках с галошами, в тёмной фетровой шляпе с приподнятыми полями, в посверкивающем пенсне на красном от стужи лице, и все, кто попадались ему навстречу, - пожилые, молодые, мужчины, женщины – все кланялись ему, а старики даже шапку с головы снимали, и он, всякий раз слегка дотрагивался до шляпы рукой в кожаной перчатке, отвечая: «Доброго здоровья! Доброго здоровья!» В те годы в стране не хватало учителей, тем более на вес золота были они у нас, в лесной глуши. И вот Алексей Фёдорович, для того чтобы не сорвать в школе учебный процесс, годами осваивал предмет за предметом. Он вёл у нас ботанику и зоологию, химию и астрономию, географию и даже немецкий язык, который он выучил самостоятельно, уже будучи стариком, чтобы дать нам, первым выпускникам школы, хоть какое-то представление об иностранном языке. Великое дело – школы. Нет в нашем обществе фигуры более важной, чем учитель. И как тут не вспомнить слова моего старого Учителя, который любил в торжественные минуты говорить: «Учитель – это человек, который держит в своих руках завтрашний день страны, будущее планеты». | |
Просмотров: 16641 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|