Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Школа, как она есть

Изложение с элементами сочинения «Учитель». Урок развития речи
Тема урока (9 класс): Изложение с элементами сочинения «Учитель». Урок развития речи.

Цель: Систематизировать и обобщить материал по заданной теме, подготовив учащихся к написанию изложения с элементами сочинения, вызвать познавательный интерес учащихся к проблеме учительства на современном этапе.
Задачи: 1. Сформировать представления учащихся о личности учителя, исходя из описания его внешности, отношения людей к нему, поступков и мнения автора о главных особенностях этого человека;
2. Способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, коммуникативных способностей, развитие критического мышления на основе собственных наблюдений и жизненного опыта, а также умения работать в группе, неся ответственность за знание всех участников малой группы . 3. Способствовать воспитанию уважительного отношения к личности и труду учителя, а также ответственного отношения к приобретению знаний всеми участниками учебного процесса.
Форма проведения: урок развития речи, урок – дискуссия о роли учителя в судьбе каждого человека и общества в целом.
Метод проведения урока: коллективные творческие группы.
Оборудование: 1. Интерактивная доска с текстом изложения
2. Магнитофон
3. Карточки с заданиями
4. Высказывание знаменитых людей о личности учителя в жизни общества
Методы обучения: эвристическая беседа, приём технологии РКМЧП «зигзаг»
Ход урока:
1. Выступление ученицы. Стихотворение «Учитель».
Счастье – это след оставить на земле,
Повторив себя в ученике.
Нельзя любовью к детям заболеть на время
Или в доверие втереться лишь на миг,
Не обмануть никак ребячье племя,
Как на ладони ведь учителя у них.
Много есть профессий на планете,
Но учитель – лучшее из них:
Крылья мы даём бескрылым детям
И в полёты провожаем их!
Сколько в школе дали мы уроков?
Сколько мы измерили дорог?
Лишь в одном уверены глубоко:
Жизнь у нас – один большой урок!
Какова тема этого стихотворения?
Это стихотворение и будет эпиграфом к нашему уроку развития речи. Учителем сообщается цель урока.
В качестве домашнего задания вам было предложено осмыслить роль учителя в судьбе каждого человека и в судьбе общества. После окончания школы многие из вас встанут перед выбором: кем быть?
Дискуссия – спор, обсуждение какого-нибудь вопроса в беседе.
Почему же такая нужная профессия, которая формирует всё наше общество, не востребована, не престижна, не пользуется уважением в обществе?
Учащиеся дискутируют о проблемах учительства на современном этапе.
Справедливо сказано, что писатель живёт в своих произведениях, художник – в картинах, скульптор – в созданных им скульптурах. А учитель – в мыслях, поступках и делах своих учеников. Говорят, не мы выбираем дороги, а они выбирают нас. Неверная мысль. Учительскую дорогу, педагогическую стезю люди выбирают сами, твёрдо зная, что без детей их жизнь будет легче, но не счастливее.
Кем только учителю не приходится быть: строгим и справедливым судьёй, искусным врачевателем болезней роста, главным конструктором космических полётов детской души, диспетчером взлётов и посадок детского воображения, сеятелем разумного, доброго, вечного. Дети – огромное поле деятельности для учителя. Что взойдет, прорастёт и созреет из того, что педагог посеет. Это ответственное дело. Учитель – человек скромный и незаметный среди других людей, преображается на уроке. Он – вдохновенный оратор, властитель и кумир детских душ. Какое же огромное сердце надо иметь, чтобы изо дня в день, из года в год раздавать его по кусочкам детям! И какой же должна быть доброй, терпеливой и нестареющей душа!
Учитель даёт путёвку в жизнь, открывает дверь в мир. Без энтузиазма, самоотверженности и безграничного терпения не обойтись. Сколько добра, мудрости и внимания нужно дать детям. Учителя всегда готовы прийти на помощь, выслушать, посоветовать, помочь. Тяжёлая, но такая нужная профессия. Я не знаю ни одной профессии (кроме профессии врача), столь же достойной преклонения и уважения. Учителя – те же врачеватели, только не тел, а душ, так как они учат добру, нравственности.
Вот и Фёдор Абрамов пришёл к осмыслению роли учителя в его собственной жизни и судьбе всей страны.
Презентация учащегося о писателе и публицисте Фёдоре Абрамове, авторе романов и повестей. 2. Обратимся к тексту изложения (текст изложения проецируется через кодоскоп, музыкальное сопровождение при чтении текста учителем).
Всё поражало нас, школьников, в этом немолодом уже человеке. Поражали феноменальные по тем далёким временам знания, поражала неистощимая и в то же время спокойная, целенаправленная энергия, поражал даже самый внешний вид его, всегда подтянутого, собранного, праздничного.
Никогда не забуду свою первую встречу с Учителем. Был мартовский воскресный морозный и ясный день, когда я, четырнадцатилетний деревенский подросток, паренёк, с холщовой котомкой за плечами, в больших растоптанных валенках, впервые в своей жизни вступил в нашу районную столицу. Всё мне казалось удивительным: и каменный магазин с нарядной вывеской, и огромное здание двухэтажной школы, и необычная для моей родной деревни многолюдье на главной улице. Но помню, всё это в миг перестало для меня существовать, как только я увидел его, Алексея Фёдоровича.
Он не шёл, он шествовал в поскрипывающих на морозе ботинках с галошами, в тёмной фетровой шляпе с приподнятыми полями, в посверкивающем пенсне на красном от стужи лице, и все, кто попадались ему навстречу, - пожилые, молодые, мужчины, женщины – все кланялись ему, а старики даже шапку с головы снимали, и он, всякий раз слегка дотрагивался до шляпы рукой в кожаной перчатке, отвечая: «Доброго здоровья! Доброго здоровья!»
В те годы в стране не хватало учителей, тем более на вес золота были они у нас, в лесной глуши. И вот Алексей Фёдорович, для того чтобы не сорвать в школе учебный процесс, годами осваивал предмет за предметом. Он вёл у нас ботанику и зоологию, химию и астрономию, географию и даже немецкий язык, который он выучил самостоятельно, уже будучи стариком, чтобы дать нам, первым выпускникам школы, хоть какое-то представление об иностранном языке.
Великое дело – школы. Нет в нашем обществе фигуры более важной, чем учитель. И как тут не вспомнить слова моего старого Учителя, который любил в торжественные минуты говорить: «Учитель – это человек, который держит в своих руках завтрашний день страны, будущее планеты».
Учащиеся читают текст повторно, про себя.
3. Эвристическая беседа по прочитанному тексту:
а. Какие впечатления возникли у вас от прочитанного? На что особенно обратили вы своё внимание?
б. Что вы можете сказать о личности учителя, исходя из мнения автора о нём, исходя из внешнего его облика, походки, отношения окружающих?
Он патриот своей профессии, человек, глубоко уважаемый, всеми почитаемый, увлечённый и влюблённый в свою профессию.
4. Работа в творческих группах (класс поделен на пять творческих групп, каждая из которых выполняет задание:
1. Озаглавить абзац.
2. Пересказать.
3. Ответить на вопросы.

5. Составление плана к изложению.
1. Всё поражало в нём.
2. Встреча с учителем в многолюдном городе.
3. Шествие Алексея Фёдоровича.
4. Учитель на вес золота.
5. Будущее планеты в руках учителя.
Задание № 1
1. Озаглавьте текст
2. Перескажите текст
3. Ответьте на вопросы:
а. Что поражало школьников в этом немолодом человеке?
в. Соответствует ли облик учителя вашим представлениям о том, каким должен быть учитель?

Задание № 2
1. Озаглавьте текст
2. Перескажите текст
3. Ответьте на вопросы:
а. В какой день произошла первая встреча с учителем, и сколько лет было Фёдору Абрамову?
в. Откуда он приехал учиться, что в его внешности подчёркивает небогатый внешний вид?
с. Что поразило деревенского парня, впервые очутившегося после деревенских раздолий в городе?
d. Каким удивительным существом затмились его первые впечатления от города?

Задание № 3
1. Озаглавьте текст
2. Перескажите текст
3. Ответьте на вопросы:
а. Что необычного отмечает автор в учителе, когда он шёл по улице?
в. Опишите внешний вид учителя
с. Каково отношение тех, кто встречался по дороге?
d. Какова была реакция учителя на внимание окружающих людей?

Задание № 4
1. Озаглавьте текст
2. Перескажите текст
3. Ответьте на вопросы:
а. По какой причине учителя были на вес золота?
в. Какой предмет вёл Алексей Фёдорович?
с. Что особенного было в этом человеке?

Задание № 5
1. Озаглавьте текст
2. Перескажите текст
3. Ответьте на вопросы:
а. Почему автор считает что, в обществе нет фигуры более важной, чем учитель?
6. Учащиеся переходят из одной группы в другую. (Приём «зигзаг») Каждый в группе пересказывает свой абзац. Таким образом, систематизируется весь текст изложения. От каждой группы на конкурсной основе учитель предлагает пересказать весь текст изложения.
Подводятся итоги конкурса.

Домашнее задание: написать изложение с элементами сочинения на тему: «Учитель».

Всё поражало нас, школьников, в этом немолодом уже человеке. Поражали феноменальные по тем далёким временам знания, поражала неистощимая и в то же время спокойная, целенаправленная энергия, поражал даже самый внешний вид его, всегда подтянутого, собранного, праздничного.
Никогда не забуду свою первую встречу с Учителем. Был мартовский воскресный морозный и ясный день, когда я, четырнадцатилетний деревенский подросток, паренёк, с холщовой котомкой за плечами, в больших растоптанных валенках, впервые в своей жизни вступил в нашу районную столицу. Всё мне казалось удивительным: и каменный магазин с нарядной вывеской, и огромное здание двухэтажной школы, и необычная для моей родной деревни многолюдье на главной улице. Но помню, всё это в миг перестало для меня существовать, как только я увидел его, Алексея Фёдоровича.
Он не шёл, он шествовал в поскрипывающих на морозе ботинках с галошами, в тёмной фетровой шляпе с приподнятыми полями, в посверкивающем пенсне на красном от стужи лице, и все, кто попадались ему навстречу, - пожилые, молодые, мужчины, женщины – все кланялись ему, а старики даже шапку с головы снимали, и он, всякий раз слегка дотрагивался до шляпы рукой в кожаной перчатке, отвечая: «Доброго здоровья! Доброго здоровья!»
В те годы в стране не хватало учителей, тем более на вес золота были они у нас, в лесной глуши. И вот Алексей Фёдорович, для того чтобы не сорвать в школе учебный процесс, годами осваивал предмет за предметом. Он вёл у нас ботанику и зоологию, химию и астрономию, географию и даже немецкий язык, который он выучил самостоятельно, уже будучи стариком, чтобы дать нам, первым выпускникам школы, хоть какое-то представление об иностранном языке.
Великое дело – школы. Нет в нашем обществе фигуры более важной, чем учитель. И как тут не вспомнить слова моего старого Учителя, который любил в торжественные минуты говорить: «Учитель – это человек, который держит в своих руках завтрашний день страны, будущее планеты».
Категория: Школа, как она есть | Добавил: Irina011263 (2012-02-14)
Просмотров: 16641 | Рейтинг: 4.2/4
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 10:14 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru