Главная » Статьи » Школа, как она есть |
Интерес к знаниям – на всю жизнь… Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить. К.Д. Ушинский. «Современные дети не хотят учиться». И что же делать? Логика подсказывает два возмож¬ных пути изменения ситуации. Путь первый — заста¬вить детей хотеть, тогда и учителя смогут их учить. Путь второй — научиться учить по-другому, так, чтобы дети научились хотеть учиться. Оба пути возможны, «заставить хотеть» трудно, не¬приятно обеим сторонам, но в принципе возможно. Метод «кнута и пряника», социальное давление, под¬держка мощного социального «надо» в сознании уче¬ника — все это методы старые, проверенные. На этом пути главное — неусыпный и постоянный контроль. Как только он осла¬беет, желание учиться вновь исчезнет. Второй путь интереснее и приятнее, он предполагает опору на внутренние стимулы к учебе, но имеет и свои недостатки: его реализация невозможна без существен¬ного изменения педагогических средств, используемых для создания и поддержания учебной мотивации. Мы живем в Республике Казахстан – в независимом государстве. И этим стоит гордиться, так как наше государство занимает высокое место среди других стран. И на сегодняшний день в нашем государстве созданы условия для успешной работы педагога. Я думаю, каждый из нас, педагогов, задумывается над вопросом: «Каким должно быть образование в современном Казахстане? Должно ли измениться внутреннее состояние учителей? Какие вопросы нужно решать в первую очередь нам, педагогам?» Так где же истоки учебной мотивации? На какие «кно¬почки» можно нажимать, к каким внутренним источникам активности ребенка подключаться, для того чтобы побуждать его к учебному труду? Наверное, самой главной кнопкой является интерес к предмету. Если написать формулу, по которой подсчитывать успехи в обучении, то одним из главных коэффициентов в ней, конечно же, будет величина интереса к этому предмету, желание его изучать. Вопросам: как научиться учить по-другому, как вызвать интерес к обучению был посвящен семинар для учителей города «Привитие интереса к предметам естественно – географического цикла через урочную и внеурочную деятельность» в ГУ СШ. №40 имени Д. М. Карбышева, прошедший 30 ноября 2011 года. Семинар по традиции открыла директор общеобразовательного учреждения Гучок М. В., она отметила актуальность и значимость данной темы, пожелала участникам семинара плодотворной, творческой работы. В ходе семинара выступила заместитель директора по учебно-воспитательной работе Жакитова Ж.Ж., она ознакомила участников и гостей семинара с системой работы школы по привитию интереса у учащихся к предметам. Мастерство учителя пробуждать, укреплять и развивать познавательные интересы учащихся в процессе обучения показали учителя биологии и химии: Ломзова О.А. и Мурзатаева Р.А.. Их умение состояло в том, чтобы сделать содержание своего предмета богатым, привлекательным, а способы познавательной деятельности учащихся разнообразными, творческими, продуктивными. Все это можно было видеть на их уроках. Каждый педагог, в каком бы учебном заведении он ни работал, хорошо знает, что от умения пробудить интерес к своему предмету во многом зависит успех урока, лекции, беседы, любого воспитательного мероприятия. Ко мне на урок естествознания пришли учащиеся 5 «А» класса. Работая с пятиклашками, я вошла в информационный мир, нашла новую точку опоры, преобразовала свою деятельность на уроке таким образом, чтобы детям было интересно, т.к. дети в этом возрасте любят все яркое, красочное, а это легко удается благодаря использованию ИКТ на уроках. Эмоциональный настрой урока совсем иной, нежели при использовании традиционных наглядных пособий, результативность изучения темы значительно повышается. Кроме того, данные виртуальные наглядные пособия легко хранить и находить, они не выцветают, не пылятся, не ломаются; при желании их несложно откорректировать. С помощью все того же компьютера несложно создать и, необходимые дидактические материалы с учетом особенностей конкретного класса. Нетрудно организовать и индивидуальную работу для детей, пропустивших урок или не усвоивших материал по тем или иным причинам. Коллеги, присутствовавшие на уроке, высоко оценили работу учащихся. После всех уроков и внеклассных мероприятий учителя вновь собрались вместе для того, чтобы сделать выводы, поделиться своим опытом по данному вопросу, диалог получился интересным и содержательным. Однако надо сказать, что пробуждение познавательного интереса — это всего лишь начальная стадия большой и сложной работы по воспитанию глубокого интереса к знаниям и потребности в самообразовании. Мы с вами видим, как много дети теряют по причине своей подростковой лени, по причине своего юношеского максимализма, когда учитель уже давным-давно не является единственным источником информации, а жизнь за пределами школы – куда насыщенной и более бурная. Но ребенок теряет это по причине своего незнания, а мы знаем, и тем серьезнее становится работа учителя, направленная на собственное спокойствие в нашем беспокойном хозяйстве. Все науки не изучишь. А нам ведь надо своих детей вырастить не только умными, но и здоровыми, и счастливыми. Очень бы хотелось! Я думаю, слова ученого Сократа, сказанные в 5 веке до нашей эры: «Нынешняя молодежь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших, дети спорят со взрослыми, жадно глотают пищу, изводят учителей» вселяют нам надежду в то, что дети во все времена были детьми, не стали хуже… И наша задача как педагогов привить детям интерес к знаниям, который бы сохранялся в течение всей жизни. Заместитель директора по учебной работе, учитель географии средней школы № 40 Кожахметова Жанар Бисултановна. | |
Просмотров: 791 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|