Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Школа, как она есть

Горести и радости моей профессии
Эссе «Горести и радости моей профессии». Учитель начальных классов ГУ СОШ № 12 г. Семей Петрик Е. П.
В качестве эпиграфа к своей работе я хотела бы взять песню, написанную мною же лет восемь назад для своих коллег ко Дню учителя. Итак,

Боже, помилуй учителя
С его бесконечным днём,
С писаниной, с тетрадями,
И маленьким кошельком,
С их любимыми классами,
И планом на год вперёд,
И с улыбкою завуча,
Когда на урок он идёт.
Боже, помилуй учителя,
Того, кто остался цел,
Когда ребёнок безжалостный
Глядит в рогатки прицел…
Никто не знает его проблем,
Не видит усталости лиц.
Родители избегают его,
И дети не падают ниц.

Как им дремлется, Господи,
Когда ты даришь им сны?
И предчувствием головы
Проверки грядущей полны,
С их нехваткой учебников
И вопросами к небесам,
На которые ты отвечаешь им,
Не зная об этом сам.
Так помилуй их, словно страждущих,
Наставников юной волны,
Чтоб в переменах лавиною
Не были они снесены,
И когда ты помилуешь их
И воздашь за любовь и честь,
Удвой им оплату ставки…
И оставь их, как они есть.

Как мне кажется, в этом опусе (без притязаний на высокую поэзию) горести и проблемы учительской профессии частично отражены.
Это и ненормированный рабочий день, в который входит не только время проведения уроков, но и время дополнительных занятий по различным категориям (с одарёнными детьми, со слабоуспевающими учениками, подготовка в ПГК (у нас, в Казахстане), научным проектам, да мало ли ещё что?), время пед. советов и совещаний, родительских собраний, посещения квартир учащихся, всевозможные рейды, внеплановые мероприятия добровольно – принудительного характера и т. д. А ведь кто – то думает: «Вот, отработала полдня, да домой пошла». Фантастика, да и только.
Это и бумажный бум нашей профессии. Больно уж много у нас планов, отчётов, анализов, мониторингов и других форм письменной работы.
Безусловно, одна из главных проблем современной школы — оплата труда педагогов. Ни для кого не секрет, что многие преподаватели обычных школ вынуждены заниматься репетиторством. Но, будем надеяться, явление это временное (а точнее, кратковременное), ведь не за горами апрельское повышение заработной платы в сфере образования.
Я бы отнесла профессию учителя к категории опасных для здоровья и жизни. Родители учащихся, и их, конечно, можно понять, заняты в основном тем, чтобы накормить – одеть – обуть своих ребятишек. А воспитание, по их мнению, проблема исключительно школы. Случись какая неприятность с детьми, виноваты учителя. Сколько таких родителей, так никогда и не узнавших, каких усилий стоило педагогам обучение и воспитание их детей. Сколько сердечных приступов перенесли учителя, душою болевшие за своих воспитанников, сколько выговоров получил честно исполнявший свой долг завуч.
Следующая проблема работников сферы образования – нехватка. Чего именно? Да очень многого. Учебников, актуальных методических пособий, школьного оборудования, отвечающего современным требованиям, технического оснащения. Хотя и эта проблема сейчас решается. Наверное, уже в каждой школе есть мультимедийные кабинеты, интерактивные доски,
выделяется новая мебель.
Ещё одна проблема педагогики на мой, субъективный, взгляд, - гендерный фактор. Согласно статистике, 85 % педагогов — женщины. Печально, когда умная, образованная девушка, молодой специалист, живёт по принципу «работа – дом». Где ей познакомиться с достойным молодым человеком, да и когда, если всё её время принадлежит работе? В нашей школе есть замечательные, интересные, красивые одинокие женщины, чей возраст ближе к сорока. Все они состоялись, как высококлассные специалисты, но вот личная жизнь, увы.
Но я думаю, что перечисленные мною горести педагогической профессии имеют характер не массовый, не масштабный, не долговременный. Такую характеристику нашей профессии, наверное, дал бы пессимист. А ведь большинство учителей – люди светлые, радостные, оптимистичные. Хочется привести высказывание одной пожилой учительницы: «Пройдет время, и профессия учителя вернёт свой социальный статус, вновь станет престижной. Надо лишь пережить трудные годы. Не перетерпеть, а именно пережить, чтобы быть достойным этого звания». Наверно, права мудрая женщина: медленно, почти неуловимо, но постепенно что-то действительно начинает меняться.
И всё же учитель — прекрасная профессия, и чтобы там ни говорили — благодарная. Потому что каждый мало-мальски порядочный человек будет всю жизнь с теплотой и нежностью вспоминать людей, отдавших столько сил его воспитанию.
Я с гордостью и радостью осознаю, что двадцать лет назад, окончив школу, сделала правильный выбор профессии.
Учитель - это человек, который должен владеть комплексом знаний, не только по предмету, который он преподаёт, но и обладать общей эрудицией, дающей возможность самому продвигаться по пути познания дальше и не останавливаться на достигнутом. Какая еще профессия имеет столько разнообразных возможностей для саморазвития? А самообразование, саморазвитие – процесс позитивный и радостный!
А еще я думаю, что педагог – профессия, включающая в себя множество других видов деятельности, позволяющая перевоплощаться, меняться. Один человек должен объединять в себе психолога, научного работника, оратора, актера, организатора и еще много-много чего.
Учитель - это артист. Его роль длится не час и не два, а многие долгие годы. Он играет свою роль, полностью погружаясь в неё, живя в ней, жертвуя собой, ради других.
Учитель – это врач. Врач, который лечит не тело, а душу. Многих своих "пациентов" он лечит годами, многие не хотят и не стремятся лечиться. Может пройти и десяток лет, прежде чем твой бывший «пациент» осознает то, что дал ему учитель и скажет слова благодарности.
Учитель – это строитель. Он строит человеческие судьбы. Но при строительстве надо не забывать что они не из бетона, а из какой-то хрупкой, невесомой материи. Одно неверное слово, неаккуратное движение и можно сломать всю постройку, всё то, что ты строил так долго.
Одним словом, педагог должен быть неординарным человеком. Только нестандартно мыслящая творческая личность может дать обществу и государству настоящего человека. И осознавать это – радость!
Откуда же берёт силы учитель, чтобы быть одновременно воспитателем и педагогом, артистом и скульптором, отцом и матерью? Каким же неистощимым должно быть вдохновение учителя, пожизненно вызванного к доске?! Профессия, рождающая вдохновение – это радость!
Конечно, школа отражает и несёт в себе все проблемы нашего общества. Но я люблю свою работу. И это, на мой взгляд, важно! Нередко приходится встречать людей, отбывающих на работе время. Мне таких искренне жаль, потому что работа занимает семьдесят процентов нашей жизни, а учительская – все девяносто. По-моему, сегодня в школах остались люди, влюбленные в свою профессию, преданные ей, люди, готовые к самопожертвованию во имя будущего. Общение с такими людьми – радость!
О профессии учителя сказано и написано много умных, красивых, торжественных слов. Мне нравятся размышления о профессии учителя Л. Н. Толстого. Он видел в педагогической профессии, прежде всего, гуманистическое начало, которое находит свое выражение в любви к детям: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь и к делу, и к ученикам, он – совершенный учитель».
Моя мама, Абакумова Нина Фадеевна, тоже всю жизнь проработала учителем. Она работала в нашей же двенадцатой школе, в начальных классах. Недавно зашла к маме. У неё стоят в вазе цветы, на столе торт. Откуда? Это приходил её ученик, он здесь проездом на несколько дней, не мог не зайти к своей любимой учительнице. Ему под 50, а ей 76... Может быть, это и есть учительское счастье...
Меня иногда спрашивают, не надоедают ли мне на работе дети? А я думаю, что дети – это счастье. А разве счастье может надоесть?
Категория: Школа, как она есть | Добавил: музы4ка (2012-02-16) | Автор: Петрик Екатерина Павловна
Просмотров: 2560 | Рейтинг: 5.0/3
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 9:38 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru