Главная » Статьи » Школа, как она есть |
Сумцова Ольга Николаевна зам. директора по НР ГУ «Начальная школа № 9» Костанайская область Тема: «Компетентностный подход в обучении младших школьников» Компетентностный подход – это проблема, которая приобретает в последнее время не только актуальный, но и значимый характер для современной, в том числе и для начальной школы. Давайте представим ученика – выпускника начальной школы. И на самый банальный вопрос: « Что он будет знать, уметь, какие навыки приобретет к концу 4 класса»?Можем точно сказать, что он научится: решать задачи, грамотно писать, пересказывать тексты, писать изложения и сочинения, знать законы, свойства, правила, формулы, будет выполнять нормативы по предметам и многое, многое другое. Таким образом, за время учебы сначала в начальной, потом средней школе он станет: знающим, умеющим и накопит огромный багаж знаний. Так почему же в жизни мы часто сталкиваемся со следующими фактами: -хорошо успевающие ученики, окончив школу, не редко оказываются в жизни неуспевающими людьми; -молодые специалисты – выпускники институтов, колледжей, слишком долго адаптируются на рабочем месте, хотя объем профессиональных знаний и умений, полученных в институте или колледже, у них вполне достаточен; - почему в критический момент выясняется, что полученные в школе знания и умения не подходят к жизненной ситуации, которую нужно срочно разрешить. Все перечисленные факты являются закономерным результатом учебного процесса, когда учителя учат детей тем знаниям, обучают тем умениям и развивают те навыки, которыми современный ученик не может воспользоваться в своей дальнейшей жизни. Недаром очень часто цитируется применительно к школе древняя мудрость «Можно и коня привести к водопою, но заставить его напиться нельзя». Так и получается, что мы выпускаем ученика, которому хватает знаний, но не хватает умений, опыта применения данных знаний в различных жизненных ситуациях. Понимая сложившуюся ситуацию, реально возникает вопрос: Что же требуется от нас как от педагогов? Что нужно изменить учителям в своей деятельности на современном этапе? В связи с обновлением содержания образования, в том числе и начального, именно компетентностный подход получает в настоящее время широкое применение. И такие понятия как компетенция и компетентность являются основными для компетентностного подхода. Давайте попробуем разобраться в определениях что такое компетенция и компетентность? На сегодня существует более двухсот определений понятий «компетенция», и «компетентность». Компетентность - результат подготовки выпускника для выполнения деятельности в определенных областях (т.е. компетенциях), способность применять свои знания и умения. Компетентность – это результат образования, выражающийся в овладении учащимися универсальными способами деятельности. Цель школы – формирование ключевых компетентностей. Наиболее значимые из них: Готовность к разрешению проблем - т.е. готов анализировать различные в том числе и нестандартные ситуации, ставить конкретные цели перед собой, планировать и оценивать результаты своей деятельности, принять ответственное решение в той или иной ситуации и воплотить в жизнь. Информационная компетентность – готовность работать с информацией, т.е. человек обладающий данным видом компетентности становится способным делать выводы, доказывать свой ответ, использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности, принимать самому осознанные решения. Коммуникативная- готовность человека к общению с другими людьми, готов цивилизованно отстаивать свою точку зрения, осуществлять свободно диалог уважительно относится к мнению других, готов использовать коммуникативные умения для решения различных жизненных задач. Термин «Компетенция» в переводе с латинского- соответствие, соразмерность. Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним. (Хуторской А. В.) Таким образом, компетенция - это те знания, умения и навыки, которыми младший школьник овладевает в начальной школе и использует их во всех сферах своей дальнейшей жизнедеятельности. Что касается уровня компетенций, формируемых у выпускников начальной школы. Разные ученые выделяют различные классификации ключевых компетенций. А.В. Хуторский выделяет такие группы: Коммуникативные- владение учеником средствами коммуникации, Информационные – обеспечивает навыки деятельности ученика работы с информацией, Учебно-познавательные – это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности; Социально-трудовые – готовность к сотрудничеству с другими людьми, овладения учеником знаниями и опытом в гражданской- общественной деятельности Ценностно-смысловые – речь идет о профориентации, постановка ученика в ситуацию самоопределения, Компетенции личного самосовершенствования – готовность к решению проблем. Таким образом, компетентность- это характеристика человека, его личное качество, а компетенция – это то, чем он владеет. Что же особенно важно в младшем школьном возрасте, когда закладываются основы успешной учебной деятельности - компетенция или компетентность? Особенно важно, в младшем школьном возрасте, когда закладываются основы успешной учебной деятельности – это организовать процесс формирования ключевых компетенций: коммуникативной, социально- трудовой, информационной, учебно-познавательной, компетенции личного самосовершенствования. Аспекты учебно-познавательной компетенции, компетенции личного самосовершенствования. -Уметь выбирать собственную траекторию образования; -Ставить цель и организовывать ее достижение, уметь пояснить свою цель; -Отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание к изучаемой проблеме; -Выступать устно с результатами своего исследования -Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация , систематизация; - готовность к решению проблем. Аспекты коммуникативной, социально - трудовые компетенции. -уметь представить себя устно, написать анкету, письмо, поздравление. -уметь представить свой класс, школу, -выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос -владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо) Аспекты информационной компетенции. -владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, энциклопедиями словарями; -самостоятельно искать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию. -владеть навыками использования информационных устройств: компьютера, телевизора, магнитофона, телефона, мобильного телефона. Рассматривая виды ключевых компетенций убеждаемся в том, что именно они ( ключевые компетенции ) и характеризуют уровень развития личности учащегося, связанный с качественным освоением содержания образования по предмету, что определяется требованиями и нормами к подготовке выпускника начальной школы. Вернемся к нашему выпускнику, каким в идеале будет ученик начальной школы при формировании ключевых компетенций? При формировании ключевых компетентностей ученик становится способным и готовым: думать, изучать, адаптироваться, включаться в деятельность, искать и получать информацию, сотрудничать. Актуальность внедрения компетентностного подхода становится все более очевидной. Компетентностный подход требует оценивания более сложных и « не видимых глазу» результатов – компетенций, что предполагает не усвоения отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение и использование ими в комплексе. При этом выступают не сами по себе, а как показатели ключевых компетенций. Много труда должен приложить учитель, чтобы сформировать предметные, ключевые компетенции учащихся, обучая малыша в начальной школе. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи мудрец, какая у меня в руках бабочка мертвая или живая?» А сам думает: Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая –выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках». Так и в наших руках, в руках учителя возможность формировать личность: -Любознательную, интересующуюся, активно познающую мир; -Умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности; -Уважающую и принимающую ценности семьи и общества, историю, культуру каждого народа; -доброжелательную, умеющую слушать и слышать других, уважающую свое и чужое мнение -готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки Актуальность сказанного подчеркивается положением, существующим в действительности,- реалии нашей жизни таковы, что востребованными оказываются люди, способные мыслить самостоятельно. И компетентностный подход позволяет с успехом решить эту задачу. «Воспитание достигло своей цели тогда, когда человек обладает силой и волей себя образовывать и знает способ и средства как это осуществить»- эти слова известного философа и педагога Дистрверга, как нельзя лучше характеризуют результаты обучения при реализации компетентностного подхода. Источник: http://Из опыта работы | |
Просмотров: 5316 | Комментарии: 2 | | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|