Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Школа, как она есть

Компетентностный подход в обучении младших школьников
Сумцова Ольга Николаевна
зам. директора по НР
ГУ «Начальная школа № 9»
Костанайская область
Тема: «Компетентностный подход в обучении младших школьников»
Компетентностный подход – это проблема, которая приобретает в последнее время не только актуальный, но и значимый характер для современной, в том числе и для начальной школы.
Давайте представим ученика – выпускника начальной школы. И на самый банальный вопрос: « Что он будет знать, уметь, какие навыки приобретет к концу 4 класса»?Можем точно сказать, что он научится: решать задачи, грамотно писать, пересказывать тексты, писать изложения и сочинения, знать законы, свойства, правила, формулы, будет выполнять нормативы по предметам и многое, многое другое.
Таким образом, за время учебы сначала в начальной, потом средней школе он станет: знающим, умеющим и накопит огромный багаж знаний. Так почему же в жизни мы часто сталкиваемся со следующими фактами:
-хорошо успевающие ученики, окончив школу, не редко оказываются в жизни неуспевающими людьми;
-молодые специалисты – выпускники институтов, колледжей, слишком долго адаптируются на рабочем месте, хотя объем профессиональных знаний и умений, полученных в институте или колледже, у них вполне достаточен;
- почему в критический момент выясняется, что полученные в школе знания и умения не подходят к жизненной ситуации, которую нужно срочно разрешить.
Все перечисленные факты являются закономерным результатом учебного процесса, когда учителя учат детей тем знаниям, обучают тем умениям и развивают те навыки, которыми современный ученик не может воспользоваться в своей дальнейшей жизни. Недаром очень часто цитируется применительно к школе древняя мудрость «Можно и коня привести к водопою, но заставить его напиться нельзя».
Так и получается, что мы выпускаем ученика, которому хватает знаний, но не хватает умений, опыта применения данных знаний в различных жизненных ситуациях. Понимая сложившуюся ситуацию, реально возникает вопрос: Что же требуется от нас как от педагогов? Что нужно изменить учителям в своей деятельности на современном этапе?
В связи с обновлением содержания образования, в том числе и начального, именно компетентностный подход получает в настоящее время широкое применение.
И такие понятия как компетенция и компетентность являются основными для компетентностного подхода.
Давайте попробуем разобраться в определениях что такое компетенция и компетентность? На сегодня существует более двухсот определений понятий «компетенция», и «компетентность».
Компетентность - результат подготовки выпускника для выполнения деятельности в определенных областях (т.е. компетенциях), способность применять свои знания и умения.
Компетентность – это результат образования, выражающийся в овладении учащимися универсальными способами деятельности. Цель школы – формирование ключевых компетентностей.
Наиболее значимые из них:
Готовность к разрешению проблем - т.е. готов анализировать различные в том числе и нестандартные ситуации, ставить конкретные цели перед собой, планировать и оценивать результаты своей деятельности, принять ответственное решение в той или иной ситуации и воплотить в жизнь.
Информационная компетентность – готовность работать с информацией, т.е. человек обладающий данным видом компетентности становится способным делать выводы, доказывать свой ответ, использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности, принимать самому осознанные решения.
Коммуникативная- готовность человека к общению с другими людьми, готов цивилизованно отстаивать свою точку зрения, осуществлять свободно диалог уважительно относится к мнению других, готов использовать коммуникативные умения для решения различных жизненных задач.
Термин «Компетенция» в переводе с латинского- соответствие, соразмерность.
Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним. (Хуторской А. В.)
Таким образом, компетенция - это те знания, умения и навыки, которыми младший школьник овладевает в начальной школе и использует их во всех сферах своей дальнейшей жизнедеятельности.
Что касается уровня компетенций, формируемых у выпускников начальной школы. Разные ученые выделяют различные классификации ключевых компетенций. А.В. Хуторский выделяет такие группы:
Коммуникативные- владение учеником средствами коммуникации,
Информационные – обеспечивает навыки деятельности ученика работы с информацией,
Учебно-познавательные – это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
Социально-трудовые – готовность к сотрудничеству с другими людьми, овладения учеником знаниями и опытом в гражданской- общественной деятельности
Ценностно-смысловые – речь идет о профориентации, постановка ученика в ситуацию самоопределения,
Компетенции личного самосовершенствования – готовность к решению проблем.
Таким образом, компетентность- это характеристика человека, его личное качество, а компетенция – это то, чем он владеет.
Что же особенно важно в младшем школьном возрасте, когда закладываются основы успешной учебной деятельности - компетенция или компетентность?
Особенно важно, в младшем школьном возрасте, когда закладываются основы успешной учебной деятельности – это организовать процесс формирования ключевых компетенций: коммуникативной, социально- трудовой, информационной, учебно-познавательной, компетенции личного самосовершенствования.
Аспекты учебно-познавательной компетенции, компетенции личного самосовершенствования.
-Уметь выбирать собственную траекторию образования;
-Ставить цель и организовывать ее достижение, уметь пояснить свою цель;
-Отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание к изучаемой проблеме;
-Выступать устно с результатами своего исследования
-Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация , систематизация;
- готовность к решению проблем.
Аспекты коммуникативной, социально - трудовые компетенции.
-уметь представить себя устно, написать анкету, письмо, поздравление.
-уметь представить свой класс, школу,
-выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос
-владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо)
Аспекты информационной компетенции.
-владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, энциклопедиями словарями;
-самостоятельно искать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию.
-владеть навыками использования информационных устройств: компьютера, телевизора, магнитофона, телефона, мобильного телефона.
Рассматривая виды ключевых компетенций убеждаемся в том, что именно они ( ключевые компетенции ) и характеризуют уровень развития личности учащегося, связанный с качественным освоением содержания образования по предмету, что определяется требованиями и нормами к подготовке выпускника начальной школы. Вернемся к нашему выпускнику, каким в идеале будет ученик начальной школы при формировании ключевых компетенций?
При формировании ключевых компетентностей ученик становится способным и готовым: думать, изучать, адаптироваться, включаться в деятельность, искать и получать информацию, сотрудничать.
Актуальность внедрения компетентностного подхода становится все более очевидной. Компетентностный подход требует оценивания более сложных и « не видимых глазу» результатов – компетенций, что предполагает не усвоения отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение и использование ими в комплексе. При этом выступают не сами по себе, а как показатели ключевых компетенций. Много труда должен приложить учитель, чтобы сформировать предметные, ключевые компетенции учащихся, обучая малыша в начальной школе.
«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи мудрец, какая у меня в руках бабочка мертвая или живая?» А сам думает: Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая –выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
Так и в наших руках, в руках учителя возможность формировать личность:
-Любознательную, интересующуюся, активно познающую мир;
-Умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности;
-Уважающую и принимающую ценности семьи и общества, историю, культуру каждого народа;
-доброжелательную, умеющую слушать и слышать других, уважающую свое и чужое мнение
-готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки
Актуальность сказанного подчеркивается положением, существующим в действительности,- реалии нашей жизни таковы, что востребованными оказываются люди, способные мыслить самостоятельно. И компетентностный подход позволяет с успехом решить эту задачу.
«Воспитание достигло своей цели тогда, когда человек обладает силой и волей себя образовывать и знает способ и средства как это осуществить»- эти слова известного философа и педагога Дистрверга, как нельзя лучше характеризуют результаты обучения при реализации компетентностного подхода.

Источник: http://Из опыта работы
Категория: Школа, как она есть | Добавил: олюнька (2012-02-17) | Автор: Сумцова Ольга Николаевна E W
Просмотров: 5316 | Комментарии: 2 | Теги: КОМПЕТЕНЦИЯ, компетентностный подход, компетентность, младшие школьник | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 3:17 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru