Главная » Статьи » Школа, как она есть |
Интегрированный урок (СБО + математика) "Семейная экономика" 7 класс Минасипова Алмагуль Болатовна - учитель математики Погадаева Наталья Васильевна - учительСБО «Келген дәулет - Кеткен бейнет» «Приобретенный достаток – это затраченный труд» Казахская народная пословица Цель урока: Формирование экономической компетентности учащихся старших классов на уроке СБО и математике. Задачи: Коррекционные: Развитие познавательной активности; развитие слухового и зрительного восприятия; логического мышления; развитие устной связной речи, пополнение активного и пассивного словарного запаса; развитие мыслительной деятельности: аналитических способностей, умение выявлять главную мысль; развитие мелкой моторики, письменной речи. Образовательные: Обобщить понятие о семейном бюджете через составление модели «СБ». Расширять представления учащихся о множестве экономических потребностей, жизненноважных для людей, о товарах и услугах, в которых нуждаются люди. Формировать знания из области финансовых категорий: деньги, цена, стоимость. Закрепить понятие о семейном бюджете, его составляющих: доходной и расходной части, обязательных и необязательных расходах. Отрабатывать навыки выполнения математических действий разными способами через подсчет семейного бюджета. Воспитательные: Воспитание интереса к учебе, предметам: СБО и математике. Воспитание любознательности. Воспитание умения работать в парах, команде; воспитание самостоятельности. Воспитание толерантности, взаимопонимание, взаимопомощь. Воспитание любви к Родине. Воспитание качеств экономности. Тип урока: Урок-игра, обобщение и систематизация знаний. Форма урока: -индивидуально-групповая. Методы и приемы проведения урока: -объяснительный: работа с дидактическим материалом; -репродуктивный: сожетно-ролевая игра, самостоятельная и практическая работа; -наглядно-иллюстированный: работа с наглядностью; -индуктивный: от простого к сложному. -словесный; -наглядный; практический; -проблемно-поисковый. Межпредметная связь: Казахский язык; Математика; СБО; Казахская и русская литература. Материально-техническое оснащение: 1.Плакат - «Тыин-тенге бережет» 2.Иллюстрации членов семьи; 3.Модель семейного бюджета; 4.Казахская народная пословица; 5.Пословица, разбитая на слоги; 6.Набор карточек на каждого ученика с заданиями; 7.Карточки-опоры, плакаты-опоры, схемы, таблицы; 8.Тесты, листочки для пожеланий. 9.Ручки, калькуляторы. Ход урока I. Организационный момент. Приветствие: на казахском и русском языках Психологический настрой: Уч.СБО: Ребята, сегодня на уроке мы очень рады всех вас видеть. У нас хорошее настроение. Мы хотим пожелать гостям, вам, вашим, близким, родным друзьям,знакомым, всем людям – хорошего настроения,крепкого здоровья, добра, счастья, успехов в труде и учебе, семейного благополучия. У нас есть вот такая чудесная корзина пожеланий. Она волшебная. Все пожелания, которые в нее попадают обязательно исполняются. Главное условие, все пожелания должны исходить от чистого сердца, от всей души. Закройте глаза, подумайте, что бы вы хотели пожелать гостям, нам, себе, своим, друзьям на сегодняшний урок. Открывайте глаза и запишите свои пожелания на листочках. Складывайте в корзину. II. 1.Ознакомление с целями и задачами. Уч.СБО: Сегодня на уроке нам понадобятся знания, полученные ранее на уроках СБО и на уроках математики по разделу « Семейная экономика.», а вот тему сегодняшнего урока я хочу предложить вам расшифровать вместе А.Б. Уч.матем.: Ее название зашифровано. Шифр находится у вас на партах и у меня на доске. , На доске. : 6 8 320кг 4170 7608 31398 2127 Необходимо лишь подобрать буквы к коду. Учащимся раздаются индивидуальные карточки с примерами (по подгруппам) 634 х12 =Ж 417 х10=Д 31498 -100=Е 3ц20кг=Ю 10635 : 5 =Т 8,5 х 8 = Б 64кг Х 5 =Ю 1/2 от 136=Б Задание: Для этого вам необходимо обратиться к математическим выражениям. Посмотрите на выражения, выполните действие и найдите ответ на доске , вставьте в кармашек соответствующую букву. ((Учащиеся: записывают буквы на своих листочках с кодом ). (Каждый ученик, найдя правильный ответ, выходит к доске и над выражением вставляет свою букву)). Уч.матем.: Что у вас получилось? Учащиеся:Бюджет. ( Хором) Уч.СБО: Бюджет. Да сегодня мы с вами будем говорить о бюджете. Закрепим понятие «семейный бюджет»,соберем модель «семейного бюджета».Выясним, что такое «источники доходов», и что такое «расходы». Научимся просчитывать семейный бюджет,от чего зависит его размер. Разберемся какие расходы называют обязательными, а какие необязательными. И почему нужно бережно относиться к семейному бюджету. 2.Повторение и закрепление пройденного: Уч.СБО: Давайте вспомним, что означает слово «бюджет»? (ответы детей) - Как вы думаете, важно ли планировать семейный бюджет? Скажите, при планировании семейного бюджета нужно учитывать интересы только тех членов семьи, которые работают?.. А может вы думаете иначе?...Скажите, а есть ли бюджет у нашего государства? Кто его планирует? Кто планирует бюджет семьи? (папа, мама, вся семья) А вы принимаете участие в планировании семейного бюджета? Уч.СБО: Семейный бюджет нужно планировать и при этом учитывать интересы каждого члена семьи. (ответы учащихся) 3. Работа по теме урока: Уч.СБО: А теперь мы предлагаем вам посмотреть сценку и ответить на вопросы. Маму в магазин провожает сын, Пятьдесят тенге он ей даёт: “Вот! Купи мне самолёт. А ещё ружьё, лопатку, Танк, лошадку, шоколадку, Самосвал, тетради, краски, Маски, сказки и салазки! Постарайся не забыть. А на сдачу можешь даже И свистульку мне купить… Уч.матем.: Можно ли купить столько товаров на 50тенге? Почему? Как вы считаете? А что реально можно купить на 50тенге? ( Ученики: ??? высказываются…) Уч.СБО: Для того чтобы не попасть в подобную ситуацию мы предлагаем вам на сегодняшнем уроке поиграть. А для этого нам необходимо создать семью - это папа, мама, бабушка, дедушка, старший сын, дочь, сноха с маленьким ребенком, дочь - студентка и сын – ученик. Уч.СБО: Раз уж мы будем играть, нам нужно распределить роли. (Лотерея – каждый вытягивает для себя бейджик из коробки. На бейджиках картинки с изображениями папы, мамы, дедушки, бабушки, сына, дочери, снохи с ребенком). Уч.СБО: Предлагаем пристегнуть бейджики. Мужественный папа, справедливый дедушка, добрая бабушка, мастерица мама, работящий сын, красавица дочь и заботливая сноха. Задание №1 “Собери пословицу по слогам” Уч.СБО: Перед вами отдельные слоги, нужно их сложить так, чтоб получилась пословица. (Задание продублировано в визуальном виде на доске. /Ков-ка бот-ра-ник, ва-та-ко му-е та-пла/.) Уч.СБО: Если вы правильно выполнили задание, то у вас получилась пословица. Прочитайте её. “Каков работник, такова ему плата”. - Почему так говорят? Учащиеся:Потому что, как поработаешь, столько и заплатят. Уч.СБО: Сегодня мы и поговорим об этом, кто сколько зарабатывает. -Вот ваша модель “Семейного бюджета” («СБ»). (На доске помещаю кошелек.) -Что получают папа и мама за свой труд? -Зарплату. (Помещаю в модель «СБ» папу и маму) Уч.СБО:Что такое зарплата?Ответы учеников) Зарплата – это деньги, получаемые за работу. Зарплата – это оплата труда за месяц, или за неделю, или за день, (в модель «СБ» помещаю слово «зарплата») -Какие профессии вы знаете? Какие профессии у папы и мамы? - Сколько может получать повар, штукатур? Ответы учеников. -Повару зарплата 40 000 тенге, шахтер – 70 000 тенге. (Дать деньги) -В семье есть дедушка и бабушка. Они старенькие и не работают. Что получают дедушка и бабушка? -Пенсию. (Помещаю в модель «СБ» бабушку и дедушку) Уч.СБО:Что такое пенсия? (ответы детей) Пенсия – это деньги. Пенсию платят пожилым людям, проработавшим много лет на заводе, фабрике и других предприятиях. (В модель «СБ» помещаю слово-«пенсия») - Какая бывает пенсия у пожилых людей? ( Ответы учеников). -Пенсия совсем небольшая. Бабушка получает 20000 тенге, а дедушка 35000 тенге. (Дать деньги) -В семье есть дочь, она учится в училище. Как вы думаете, учёба – это труд? (Ученики). - Что получают учащиеся училищ, за свой труд? Ученики: Стипендию. (В модель «СБ» помещаю дочь) Уч.СБО:Что такое стипендия? (Ответы учеников) Стипендия – это тоже деньги. (В модель помещаю слово «стипендия»). Это плата за учёбу. Сколько могут получать учащиеся училищ, как вы думаете? (Ответы учеников). - Стипендия составляет 7000 тенге. (Дать деньги) Уч.СБО: В семье есть сын. Предлагаю сыну выбрать профессию. Что получает сын за работу? А как вы думаете, сколько получает шофер? ( Ответы детей). -Сыну даю купюры-50000тенге. Уч.СБО: Кто еще есть в семье? Ответы детей. (Сноха с ребенком) (помещаю в модель «СБ» сноху с ребенком) -Сноха находится дома по уходу за маленькой дочкой, которой 9 месяцев. Государство ей платит за это пособие. (Помещаю в модель «СБ» сноху и слово «пособие») -Вы знаете, какую сумму составляет пособие по уходу за ребенком. Дети:??? 12000 тенге. Уч.СБО: Мы выяснили, что деньги получают за труд. Просто так деньги никому не дают. Ваш труд сейчас, это ваша работа на уроке. За ваш труд вы получите отметки, которые заслужите. Модель «СБ» постепенно заполняется купюрами (зарплата родителей и сына, пенсия дедушки и бабушки, стипендия дочери, пособие снохи) и дети наглядно видят составляющие бюджета семьи. Зарплата родителей, пенсия бабушки и дедушки, стипендия и пособие по уходу за ребенком - это источники дохода. Как можно назвать одним словом? (Доход) Произносят хором. В модель семейного бюджета помещаю слово «ДОХОД». Уч.матем.: Я предлагаю вам сосчитать общий семейный доход нашей семьи. Для подсчета вы можете использовать калькулятор, можете считать на листе бумаги, а можно посчитать в уме. Ученики считают с помощью калькулятора,в столбик,в уме (по выбору). Уч.матем.: Что же у вас получилось?(учащиеся называют итоги подсчетов) Уч.матем.: Сейчас мы поподробнее разберём, из чего складываются доходы семьи. В этом месяце дочь за не очень хорошую учёбу не получила стипендию. (Убрать стипендию из модели «СБ») Доходы семьи увеличились или уменьшились? Ученики: Уменьшились. Уч.матем.: Папа хорошо работал и получил премию. Что такое премия? Ответы учеников. Уч.матем.: Премия – это деньги, получаемые дополнительно к заработной плате за особые успехи в работе. (Положить «премию» на модель «СБ») Уч.матем.: каким сейчас стал ваш семейный бюджет. Доходы семьи увеличились или уменьшились? Ученики: увеличились. А.Б.:младший сын в школе разбил стекло и родителям пришлось заплатить штраф в размере 5000тенге. Что произошло с нашим семейным бюджетом? (Ответы учеников) Уч.СБО: А для чего нужны доходы? - Покупка еды, одежды, школьных принадлежностей, оплата поездки в транспорте, ремонт бытовой техники, оплата комуслуг-все эти затраты можно назвать одним словом. Каким? ( Расходы) Помещаю в модель «СБ» слово – «РАСХОДЫ» Уч.СБО: Какие бывают расходы? Расходы бывают основные и неосновные. (на доске помещаю слова – основные, неосновные) Семья тратит деньги (расходует) на разные нужды. Расходов в семье много, и их никак не избежать. Без чего человеку не обойтись? Ученики: Человек не может жить без еды, одежды, жилья. Одежда спасает от непогоды, еда необходима, чтобы быть здоровыми, жильё – чтобы в нём жить. -Какие это расходы? Какие расходы можно назвать основными? Почему? Ответы учеников. Уч.СБО: К каким расходам можно отнести покупку игрушки, билетов в театр, одежды, хлеба и т.п.? (Показываются соответствующие карточки.) Уч.СБО: Неосновные расходы – приобретение товаров, без которых можно обойтись. Одни расходы требуют большего количества денег, другие – меньшего. Дети подводятся к пониманию, что сущность расходов – удовлетворение потребностей (нужд) человека. Задание №2 «Какие бывают расходы?» (Задания разноуровневые) У детей соответствующие по 2 карточки (основные и неосновные расходы) Карточки с названиями различных товаров народного потребления (промышленных, продовольственных). Дети определяют виды расходов, отмечая стрелками выбранный вариант, (взаимопроверка). Уч.СБО: Зачем люди ходят в магазин? -Какие товары покупают в магазине? Ответы учеников. -Как покупатели узнают цену нужного им товара? Ответы учеников. -Как расплачиваются в магазине? Ответы учеников. Задание №3 “Товар и цена” (индивидуальные карточки) -Перед вами картинки различных предметов (промышленных, продовольственных) и ценники к ним. Нужно расставить правильно цены к товарам. -Вы очень хорошо поработали, давайте теперь немного отдохнём. Повернитесь друг к другу и улыбнитесь. Вы в данный момент одна семья, возьмитесь за руки и образуйте замкнутый круг. Уч.матем.: Задание «Деньги любят счёт». Уч.матем.: Нужно уметь считать деньги. Даже есть такая народная мудрость «Деньги любят счет». Задание размещено на карточках для каждого ученика-названия промышленных и продовольственных товаров с ценами. Уч.матем.: Задание: (Индивидуальное для каждого ученика.) Сколько вы потратите денег на покупку молока, хлеба, чая и сахара и т.д.? Посчитайте и запишите ответ, а вот правильно ли вы посчитали, проверьте себя сами, на обороте карточки есть правильный ответ. Уч.матем.: Для следующего задания нам надо разделить нашу семью на 2 группы. Задание №4 «Приобретите необходимые товары в магазине» 1группа – продукты, 2 группа – промышленные товары. Дать каждой группе купюру в 1000 тенге и предложить на эти деньги приобрести необходимые для жизни товары первой необходимости. Дети группами подходят к витрине с товарами и делают покупку сообща. Каждая группа оглашает свою покупку, проверяет учитель и ученики другой группы. Уч.матем.: Скажите, а как можно экономить деньги? (например: электричество, транспорт, отказ от покупки ненужных вещей и т.д.) Релаксация. Уч.СБО: Вы очень хорошо поработали, давайте теперь немного отдохнём. Повернитесь друг к другу и улыбнитесь. Вы в данный момент одна семья, возьмитесь за руки и образуйте замкнутый круг. Мысленно скажите друг другу что-нибудь доброе. «Я, ты, он, она – вместе дружная семья!» Уч.СБО: И ещё одно задание. Вам необходимо ответить на 10 вопросов по теме сегодняшнего урока. На каждый вопрос есть три предполагаемых ответа. Вам необходимо кружком отметить тот ответ, который, по вашему мнению, кажется правильным. Задание №5 Тест “Экономический тест” Выберите единственный правильный ответ: Конечно Нет Да Вопрос № 1. Чем отличается домашний труд от труда на производстве? Выберите единственный правильный ответ: На производстве веселее трудится На производстве за труд платят деньги На производстве много народа Вопрос № 2. Как называются деньги, которые получают родители за работу? Выберите единственный правильный ответ: Плата Зарплата Посылка Вопрос № 3. Чем расплачиваются за покупаемый товар? Выберите единственный правильный ответ: Деньгами Фантиками Картинками Вопрос № 4. Как называются деньги, получаемые за учёбу? Выберите единственный правильный ответ: Премия Подарок Стипендия Вопрос № 5. Можно ли купить подарок без денег? Вопрос № 6. Кто в семье получает стипендию? Выберите единственный правильный ответ: Рабочие Студенты Школьники Вопрос № 7. Что можно назвать основным расходом для семейного бюджета? Выберите единственный правильный ответ: Игрушки Продукты питания Мебель Вопрос № 8. Зачем люди ходят в магазин? Выберите единственный правильный ответ: Покупать товар Играть Продавать товар Вопрос № 9. Как называются деньги, которые получают пожилые люди? Выберите единственный правильный ответ: Баранки Пенсия Стипендия Вопрос № 10. Как покупатели узнают цену нужного им товара? Выберите единственный правильный ответ: По телефону По книге По ценникам По окончанию работы дети поочередно зачитывают вопросы и ответы на них. Физминутка: «Упражнение для глаз». Обобщение: Учитель: Молодцы ребята, хорошо потрудились. Давайте посмотрим на модель «СБ» Ученики: Учитель: Чем сегодня занимались, что вспомнили? Ученики: Говорили о семейном бюджете, составляющих семейного бюджета, доходах и расходах. Определяли что такое основные и неосновные расходы в семейном бюджете, об экономии и т.д. Закрепление: Учитель: - Посмотрите на доску: Нужно закончить предложения: 1. Для исполнения желаний всех членов семьи должно быть больше…. 2. Расходы не должны превышать…. 3. По доходам и…. Проверка. Дети читают вслух предложения. Учитель оценивает ответы. Учитель: – А что нужно делать, чтобы в семье было больше доходов? Дети: – Хорошо работать, хорошо учиться, экономить. Учитель: Молодцы! Вот теперь давайте прочитаем все наши пожелания и узнаем сбылись ли они. ( Учитель читает пожелания из корзинки) Мы хорошо поработали, всем спасибо. До свидания! | |
Просмотров: 3972 | Комментарии: 4 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|