Главная » Статьи » Школа, как она есть |
Формирование умений и навыков самостоятельной работы учащихся О.А. Руди ОСШ №11, г. Караганда Учить учиться. В последние годы эта проблема стала одной из наиболее актуальных в сфере школьного образования. Это не случайно, поскольку подготовить выпускников к жизни в динамичном мире – значит вооружить их не только необходимыми знаниями, но и способами овладения ими. Однако умение учиться не возникает само собой, как следствие дополнительных педагогических требований: оно должно стать результатом серьёзной работы не только педагогов, но и самих учащихся. Формирование умения учиться является сложной задачей, на которую обращены усилия педагогов во всём мире. Эта работа ставит цель помочь школьникам сформировать общие умения и навыки самостоятельной учебной деятельности и сделать детей активными участниками учебного процесса, заинтересованными в полноценных образовательных результатах. Некоторые учащиеся не овладевают нужной системой знаний, умений и навыков, а другие овладеют ими лишь поверхностно, не умея использовать их в новых условиях. Одной из главных причин такого положения является широко распространённое среди учителей мнение, что они дают учащимся знания, они учат учащихся умениям и навыкам. На самом деле знания, умения и навыки учащиеся приобретают сами в процессе собственной деятельности. Учителя должны создавать необходимые условия для этой деятельности учащихся руководить и направлять её. Важнейшим условием эффективности учебной работы является овладение учащимися общеучебными умениями и навыками, т.е. способностью самостоятельно учиться. Общеучебные умения и навыки дают возможность учащимся наиболее рационально учиться по всем предметам, осуществлять наиболее эффективно все виды деятельности, входящие в учебный процесс. Все учебные умения и навыки, формируемые в каком-то учебном предмете, можно разделить на две категории: 1. общие, которые формируются у учащихся не только при изучении этого предмета, но и в процессе обучения другим предметам и имеющие применение во многих учебных предметах и повседневной жизненной практике. Среди множества умений и навыков из этой категории на уроках истории могут формироваться следующие: Умение работы с текстом: постановка вопросов к прочитанному тексту подбор заголовков к абзацам текста формулирование главной мысли, содержащейся в тексте разбивка текста на смысловые части составление плана текста. Культура устной и письменной речи. пересказ содержания текста выступление с докладом на заданную тему описание рисунка или картины составление конспекта составление реферата написание сочинения и т.д. 2. специфические (узкопредметные), которые формируются у учащихся только лишь в процессе обучения данному учебному предмету и имеющие применение главным образом в этом предмете и отчасти в смежных предметах. Исторические умения и навыки: 1. Правильное применение счёта лет, соотношение года, века, тысячелетия и эры (обычно формируется в 5-6 классах). 2. Определение длительности, последовательности и синхронности исторических событий. 3. Составление хронологических таблиц. 4. Чтение исторических карт и картосхем (эти четыре умения и навыка формируются на протяжении всего школьного курса истории, начиная от простых таблиц, схем и т.д. постепенно усложняя и расширяя объём материала и структуру построения). Процесс формирования учебных умений и навыков является длительным и, как правило, занимает не один год, а многие из этих умений формируются в течение всей жизни человека. Можно установить следующие уровни овладения учащимися действиями, соответствующими учебным умениям и навыкам: 0-й уровень – учащиеся совершенно не владеют данным действием; 1-й уровень – учащиеся знакомы с характером данного действия, умеют выполнять его лишь при непосредственной и достаточной помощи учителя; 2-й уровень – умеют выполнять данное действие самостоятельно, но лишь по образцу, подражая действиям учителя или сверстников; 3-й уровень – умеют достаточно свободно выполнять действие, осознавая каждый шаг; 4-й уровень автоматизированное, свёрнутое и безошибочное выполнение действий (навык). Не все учебные умения нужно формировать до уровня автоматизации, некоторые учебные умения достаточно формировать до 3-го уровня. Необходимо отметить, что правильно сформированные учебные умения и навыки оказывают большое влияние на успеваемость учащихся. Но и не следует забывать, что учебные умения и навыки являются только одной из составных частей обучения. Для выявления уровня овладения историческими ЗУН в нашей школе ежегодно проводятся исследования учащихся 11-х классов, их результаты таковы уровни 2005-2006уч.г. % 2006-2007уч.г. % 2007-2008уч.г. % 0-й уровень - - - - - - 1-й уровень 6 14,3 4 10,3 3 13 2-й уровень 28 66,6 25 64,1 11 47,8 3-й уровень 8 19,1 8 20,5 7 30,4 4-й уровень - - 2 5,1 2 8,8 42 100 39 100 23 100 Мы наглядно видим, что постепенно происходит повышение количества учащихся, владеющих 3-им уровнем действий: 2005-2006 уч. г. - 19,1%, 2006-2007 уч. г. - 20,5%, 2007-2008 уч. г. – 30,4%. За три года рост составил 11,3%. Появились учащиеся, владеющие 4-ым уровнем действий. То есть качество овладения учащимися историческими ЗУН и, как следствие, качество знаний на ЕНТ по истории Казахстана становятся более высокими. Литература: 1. Л.М. Фридман. Как предотвратить неуспеваемость учащихся? – «Завуч», 1999 г., №7 2. Д. Хамблин. Формирование учебных навыков. М., 1986 г. 3. К.Б. Бардин. Как научить детей учиться. М., 1987 г. 4. В.А. Кулько, Т.Д. Цехмистрова. Формирование у учащихся умений учиться. М., 1983 г. | |
Просмотров: 1972 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|