Главная » Статьи » Школа, как она есть |
Т. В. Цафт, заместитель директора по ВР, учитель биологии и химии КГУ ОШ № 134 г. Караганды№ «Внедрение в учебно-воспитательный процесс условий для решения проблем Малокомплектной школы ». Понятие «малокомплектная школа с малым контингентом учащихся , совмещенными класс-комплектами определено Закону Республики Казахстан «Об образовании», (ст. I,п.23) общеобразовательная и со специфической формой организации учебных занятии». На данный момент актуальными для малокомплектных школ (в дальнейшем МКШ) является недостаточное количество педагогов-предметников, что делает необходимым проводить некоторые предметы не специалистами, совмещение классов (2-х,3-х даже 4-х), большая текучесть кадров, отсутствие коммуникации, отсутствие современных методик обучения в классах-комплектах, недостаточное применение инновационных технологий. Поиск путей улучшения её деятельности идёт давно, но, к сожалению, по частным вопросам. На сегодняшний день эти попытки не привели пока к существенному улучшению качества учебно-воспитательного процесса. Малокомплектная школа…Многие, услышав такое сочетание слов, думают, что это учебное заведение не отличающееся высокой образовательной и воспитательной деятельностью, а методы работы современностью. Хочу их разубедить. Да, в малокомплектных школах много проблем, но это не проблемы, связанные с обучением и воспитанием подрастающего поколения. Основной проблемой малокомплектной школы является не качество образования и уровень знаний и воспитанности учащихся, а социальное положение семей школьников и отдалённое местораположение от центра города, т.е. в сельской местности. Роль малокомплектных школ во многом определяется демографическими, экономическими и политическими условиями жизни конкретной страны или ее региона, требованиями государственного стандарта общего образования. Воспитательные цели, сформулированы в соответствии с Концепцией модернизации образования, в которой подчеркивается необходимость «…ориентации образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей». В качестве приоритетов обозначено: 1.воспитание учащихся, проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки школьников; 2. создание условий для сохранения и укрепления их здоровья, в том числе за счет реальной разгрузки содержания общего образования; 3. обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Структура целей отражает необходимость всестороннего развития личности и включает освоение знаний, овладение умениями, развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, воспитание и использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни (ключевые компетенции). И. Я. Лернер указывает, что при творческом решении новой для себя проблемы ученик обязательно применяют усвоенные ранее знания и умения в новой ситуации, творчески преобразуя их в соответствии с содержанием про¬блемы. Этим и определяется динамическая взаимосвязь и взаимозависимость разных компонентов содержания образовательно-воспитательного процесса. Существует ряд проблем малокомплектных школ (МКШ).Малый контингент МКШ затрудняет организацию в этих школах профильного обучения. На сегодняшний день состояние материально-технической базы организаций образования не соответствует современным требованиям.Из 7576 общеобразовательных организаций Казахстана 4288 являются МКШ, что составляет 56,5% от общего числа. В сельской местности - 4139 (68,6%) – МКШ. Для них характерны предельно низкая наполняемость и совмещение классов, многопредметность в нагрузке учителя. Неравномерность плотности населения в стране обусловила региональный компонент данной проблемы. За последние 15 лет количество основных МКШ увеличилось в 2 раза. Практически каждый четвёртый учитель работает и каждый шестой казахстанский школьник учится в условиях МКШ. Одновременно с этим значительное влияние на малые школы оказывает существенно повысившийся уровень развития образовательных методик, в том числе на основе новых информационно-коммуникационных разработок. Все это, очевидно, может содействовать выявлению новой роли малокомплектной школы в целом и несомненно является актуальным для решения проблем сельских школ как отдельных регионов, так и Казахстане в целом. В этой связи опыт, который сложился в образовательных практиках малых сельских школ зарубежных стран, представляет собой значительный интерес. По определению малокомплектная школа – школа без параллельных классов, с малым контингентом учащихся, где, как правило, учащиеся двух, трех или четырех классов объединяются в один класс-комплект. С классом-комплектом работает один учитель. Такие школы распространены во многих странах главным образом в сельской местности. В каждой стране такие школы имеют свое предназначение, реализуют свою образовательную практику и политику. Сельская школа органически связана с жизнью села. Становится острой необходимостью разработка региональных компонентов образования вообще, позволяющих построить учебно-воспитательный процесс в единой взаимосвязи базового, регионального и школьного компонентов содержания образования. Однако наряду с этим фактором, на деятельность современной сельской школы воздействует целый ряд факторов, затрудняющих выполнение ею своих социальных функций. Сложная экономическая ситуация во многих регионах Карагандинской области усиливает миграционные процессы, что ведет к нестабильности ученических коллективов сельских школ. Учащиеся сельских и поселковых школ 100% после IX класса уходят из школы, то есть важнейший для их мировоззренческого развития пласт образования остается невостребованным со всеми вытекающими отсюда последствиями. В связи с выше перечисленными проблемами МКШ, расположенной в степной зоне, сравнительно далеко от центра города Караганды, хотелось бы предложить ряд мер с учётом решения: 1. при составлении учебно-воспитательного плана работы учитывать проблемы МКШ; 2. мониторинги проводить отдельно на уровне школ МКШ и «Основных школ», где имеется возможность реализации всех видов деятельности школ в образовательно-воспитательном процессе; 3. при составлении плана проведения конкурсов, в Положениях о конкурсах, учитывать возможности проведения мероприятий отдельно в МКШ с учётом малокомплектных классов с наименьшим количеством обучаемых; 4. объединить для решения задач в образовательно-воспитательном процессе отдельно МКШ и «Основные школы», с учётом всего выше перечисленного ранее. | |
Просмотров: 1444 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|