Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Школа, как она есть

Цафт Т.В., КГУ ОШ № 134:"Внедрение в учебно-воспитательный процесс условий для решения проблем МКШ"
Т. В. Цафт,
заместитель директора по ВР,
учитель биологии и химии КГУ ОШ № 134 г. Караганды№

«Внедрение в учебно-воспитательный процесс условий для решения проблем Малокомплектной школы ».

Понятие «малокомплектная школа с малым контингентом учащихся , совмещенными класс-комплектами определено Закону Республики Казахстан «Об образовании», (ст. I,п.23) общеобразовательная и со специфической формой организации учебных занятии».
На данный момент актуальными для малокомплектных школ (в дальнейшем МКШ) является недостаточное количество педагогов-предметников, что делает необходимым проводить некоторые предметы не специалистами, совмещение классов (2-х,3-х даже 4-х), большая текучесть кадров, отсутствие коммуникации, отсутствие современных методик обучения в классах-комплектах, недостаточное применение инновационных технологий. Поиск путей улучшения её деятельности идёт давно, но, к сожалению, по частным вопросам. На сегодняшний день эти попытки не привели пока к существенному улучшению качества учебно-воспитательного процесса. Малокомплектная школа…Многие, услышав такое сочетание слов, думают, что это учебное заведение не отличающееся высокой образовательной и воспитательной деятельностью, а методы работы современностью. Хочу их разубедить. Да, в малокомплектных школах много проблем, но это не проблемы, связанные с обучением и воспитанием подрастающего поколения. Основной проблемой малокомплектной школы является не качество образования и уровень знаний и воспитанности учащихся, а социальное положение семей школьников и отдалённое местораположение от центра города, т.е. в сельской местности. Роль малокомплектных школ во многом определяется демографическими, экономическими и политическими условиями жизни конкретной страны или ее региона, требованиями государственного стандарта общего образования.
Воспитательные цели, сформулированы в соответствии с Концепцией модернизации образования, в которой подчеркивается необходимость «…ориентации образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей». В качестве приоритетов обозначено:
1.воспитание учащихся, проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки школьников;
2. создание условий для сохранения и укрепления их здоровья, в том числе за счет реальной разгрузки содержания общего образования;
3. обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Структура целей отражает необходимость всестороннего развития личности и включает освоение знаний, овладение умениями, развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, воспитание и использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни (ключевые компетенции).
И. Я. Лернер указывает, что при творческом решении новой для себя проблемы ученик обязательно применяют усвоенные ранее знания и умения в новой ситуации, творчески преобразуя их в соответствии с содержанием про¬блемы. Этим и определяется динамическая взаимосвязь и взаимозависимость разных компонентов содержания образовательно-воспитательного процесса.
Существует ряд проблем малокомплектных школ (МКШ).Малый контингент МКШ затрудняет организацию в этих школах профильного обучения. На сегодняшний день состояние материально-технической базы организаций образования не соответствует современным требованиям.Из 7576 общеобразовательных организаций Казахстана 4288 являются МКШ, что составляет 56,5% от общего числа. В сельской местности - 4139 (68,6%) – МКШ. Для них характерны предельно низкая наполняемость и совмещение классов, многопредметность в нагрузке учителя.
Неравномерность плотности населения в стране обусловила региональный компонент данной проблемы.
За последние 15 лет количество основных МКШ увеличилось в 2 раза. Практически каждый четвёртый учитель работает и каждый шестой казахстанский школьник учится в условиях МКШ. Одновременно с этим значительное влияние на малые школы оказывает существенно повысившийся уровень развития образовательных методик, в том числе на основе новых информационно-коммуникационных разработок. Все это, очевидно, может содействовать выявлению новой роли малокомплектной школы в целом и несомненно является актуальным для решения проблем сельских школ как отдельных регионов, так и Казахстане в целом. В этой связи опыт, который сложился в образовательных практиках малых сельских школ зарубежных стран, представляет собой значительный интерес. По определению малокомплектная школа – школа без параллельных классов, с малым контингентом учащихся, где, как правило, учащиеся двух, трех или четырех классов объединяются в один класс-комплект. С классом-комплектом работает один учитель. Такие школы распространены во многих странах главным образом в сельской местности. В каждой стране такие школы имеют свое предназначение, реализуют свою образовательную практику и политику. Сельская школа органически связана с жизнью села. Становится острой необходимостью разработка региональных компонентов образования вообще, позволяющих построить учебно-воспитательный процесс в единой взаимосвязи базового, регионального и школьного компонентов содержания образования.
Однако наряду с этим фактором, на деятельность современной сельской школы воздействует целый ряд факторов, затрудняющих выполнение ею своих социальных функций. Сложная экономическая ситуация во многих регионах Карагандинской области усиливает миграционные процессы, что ведет к нестабильности ученических коллективов сельских школ. Учащиеся сельских и поселковых школ 100% после IX класса уходят из школы, то есть важнейший для их мировоззренческого развития пласт образования остается невостребованным со всеми вытекающими отсюда последствиями.
В связи с выше перечисленными проблемами МКШ, расположенной в степной зоне, сравнительно далеко от центра города Караганды, хотелось бы предложить ряд мер с учётом решения:
1. при составлении учебно-воспитательного плана работы учитывать проблемы МКШ;
2. мониторинги проводить отдельно на уровне школ МКШ и «Основных школ», где имеется возможность реализации всех видов деятельности школ в образовательно-воспитательном процессе;
3. при составлении плана проведения конкурсов, в Положениях о конкурсах, учитывать возможности проведения мероприятий отдельно в МКШ с учётом малокомплектных классов с наименьшим количеством обучаемых;
4. объединить для решения задач в образовательно-воспитательном процессе отдельно МКШ и «Основные школы», с учётом всего выше перечисленного ранее.
Категория: Школа, как она есть | Добавил: tatyana_tsaft (2012-09-07)
Просмотров: 1430 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 1:10 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru