Главная » Статьи » Школа, как она есть |
I. Основные направления, методика проведения и формы воспитательной работы. Обучение фортепианной игре - сложный и многогранный процесс. Он включает в себя не только пианистическое, но и обще-музыкальное развитие учащихся. Его необходимым элементом является также широкая воспитательная работа. При всем ее разнообразии она может быть сведена к нескольким основным направлениям: воспитания мировоззрения и моральных качеств, воли и характера, эстетических вкусов и любви к музыке, интереса к труду и умения работать. Воспитательную работу нельзя рассматривать как некое дополнение к процессу обучения. Она должна составлять с ним органическое единство. Надо стремиться к тому, чтобы обучение стало воспитывающим. Замечания или беседа, имеющие воспитательное предназначение, надо облекать в доступную, яркую, образную и запоминающуюся форму. Основная часть воспитательной работы проводится на уроке. Педагог. Глубоко вникающий в художественное содержание музыкальных произведений, будет касаться и их образов, и воплощения в них многих жизненно важных тем, и эстетических воззрений композитора и идеалов, которыми вдохновлялось его творчество. Пламенный патриотизм Шопена, неукротимый дух борца - свободолюбца Бетховена, солнечный оптимизм Моцарта, страстная любовь к русскому человеку Чайковского и многие другие темы этого рода должны быть затронуты во время изучения учебного репертуара. Это может оказать на ученика сильнейшее воспитывающее воздействие. Одной из важных проблем является - воспитание любви к народной музыке и понимания роли народного начала в искусстве. Педагог должен рассказать много интересного и поучительного об отношении народной музыке крупнейших композиторов прошлого и современности, о том, что они видели в ней образец высших художественных ценностей, что на ее основе они создавали произведения, близкие народу, воплощающие его характер, думы и заветные стремления. И в простенькой обработке плени, и в пьесах Чайковского, Рахманинова, Бартока, Прокофьева и многих других композиторов надо обращать внимание ученика на черты народности. Большое место должны занимать классные собрания. Они позволяют педагогу использовать весьма важные и эффективные формы коллективного воздействия на ученика. Это и беседы о композиторах, о музыке, об искусстве интерпретации, о значительных событиях общественной жизни, доклады по тем же вопросам учащихся, исполнение различных произведений и их обсуждение, конкурсы на лучшее исполнение пьесы. Хорошей формой воспитательной работы считаются посещения концертов, театров, музеев, экскурсии в памятные культурно-исторические места. II. Эстетическое воспитание. Эстетическое воспитание протекает успешнее, чем разностороннее оно ведется. Надо почаще обращать внимание ученика на красоту образа литературного произведения, картины или скульптуры. При этом желательно проводить параллели, которые помогли бы глубже понять и прекрасное в музыке. Недаром Лист говорил, что Рафаэль и Микеланджело помогли ему понять Моцарта и Бетховена. Говоря это, великий пианист не только пытался наметить некоторые общие точки соприкосновения между творчеством мастеров различных областей искусства, но и стремился научить учеников ценить прекрасное в различных его проявлениях. Очень многое для развития эстетического чувства может дать природа. Она обостряет ощущение красоты, наполняет запасом впечатлений от прекрасного в окружающей нас жизни. К.Н. Игумнов в беседах о воспитании пианиста отводили этому вопросу значительное место. Он ссылался на собственный опыт, рассказывал, как в нем проснулось что-то новое, когда он впервые увидел море, и как это помогло ему лучше понять многие музыкальные сочинения. Впечатления от природы важны для развития чувства колорита, что способствует обогащению красочных представлений и в области музыки. III. Воспитание любви к музыке. Эстетическое воспитание неразрывно связано с развитием любви к музыке. Пробуждать глубокий, длительный интерес к музыке - одна из самых важных задач педагога. Уже одним этим можно резко повысить работоспособность ученика - добиться большей сосредоточенности, усиления слухового контроля. А как благотворно сказывается повышение интереса к музыке на художественной стороне исполнения - оно сразу становится более осмысленным, выразительным, ярким! Занимаясь интересующим их делом, учащимся, сразу же преображаются, делаются сосредоточенными, проявляет инициативу, даже внутренне они становятся более содержательными, значительными. Каким образом достигается любовь к музыке? Обычно, прежде всего, тем, что сам педагог ее горячо любит, что соприкосновение с искусством заставляет его «загораться». Это создает в классе подлинно художественную атмосферу и увлекает учеников. Пробуждение интереса к музыке способствует посещение экранизированных опер, биографических фильмов о композиторах, концертов, слушание радио, рассказы педагога и чтение книг об авторах разучиваемых сочинений - словом, все то, что расширяет кругозор ученика в области искусства. Развитие любви к музыке тесно связано с усилением интереса к занятиям ею - и не только к работе за инструментом. IV. Трудовое воспитание. Необходимо с детства приучать ученика к тому, что искусство требует постоянного и упорного труда, что совершенство в исполнении рождается лишь в процессе большой и длительной работы. Воспитать любовь к работе за инструментом крайне важно и при занятиях с учениками, которые останутся любителями: насколько больше художественного удовлетворения и радости принесет им общение с искусством, если они будут им наслаждаться в процессе ежедневного будничного труда. Можно даже с уверенностью сказать, что лишь у тех любителей сохранится после окончания школы действительная связь с инструментом, кого влечет сам процесс занятий, изучения произведения. Труд должен быть не только радостным, но и умным. Этим определением хочется подчеркнуть необходимость его продуктивности, целесообразности и организованности. V. Воспитание самостоятельности. Приходя на первые уроки музыки, дети сталкиваются с новой для них областью, в которой на каждом шагу возникают явления, вызывающие интерес. Необходимо, чтобы ребенок с самого же начала мог получить ответы на те многочисленные «почему?», которые не могут у него не возникнуть, чтобы он и впредь задавал их и себе и педагогу. Это явится залогом развития его самостоятельности. Развитие навыков самостоятельной работы протекает успешно лишь в том случае, если ученик понимает, какую художественную цель преследуют указания педагога - рекомендуемая им аппликатура, динамический план, оттеним звука. Успеху самостоятельной работы во многом способствует самоконтроль. Педагог постепенно приучает ученика не только слушать свое исполнение, но и контролировать себя в процессе работы там, где, скорее всего, могут возникнуть ошибки и погрешности исполнения. Надо знакомить учащихся с типическими случаями появления тех или иных ошибок. Важно добиться их познания и устранения в домашней работе повседневного контроля над их устранением. Для этого надо сообщать о них ученику постепенно, сообразуясь с его способностями, степенью восприимчивости. Словом, это должен быть планомерно осуществляемый метод музыкального воспитания, а не попутные замечания от случая к случаю. Важно, чтобы ученик знал и о том, какие ошибки и недостатки чаще всего встречаются у него самого. Развитие индивидуально-направленного типа самоконтроля должно быть предметом заботы педагога. Для воспитания в учениках самостоятельности полезно, чтобы они время от времени сами, без помощи педагога, выучивали небольшие произведения. Литература: А.Д. Алексеев «Методика обучения игре на фортепиано» | |
Просмотров: 2159 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|