Главная » Статьи » Школа, как она есть |
Цель: «Комбинатори ка вокруг нас» Ознакомление учащихся с понятием комбинаторики и сферами её применения. Задачи: Познакомить учащихся с предметом комбинаторика. Показать применение комбинаторики в математике и в жизни. Развивать логическое мышление, внимание. Воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного. Дидактический материал: Модели параллелограмма и прямоугольника, карточки с фигурами на клетчатой бумаге, цветная бумага., ножницы, клей. Техничесмкое оснащение: кодоскоп. Ход урока. I)Организационный момент. II) Введение. 1) Учительматематики. Сегодня у нас не обычный урок, а занятие злективного кура «Комбинаторика». Мы постараемся объяснить вам, что такое комбинаторика, какое место она занимает в математике и где применяется в жизни. Оказывается с комбинаторикой мы все сталкиваемся часто, но не думаем об этом. Уже в 7 классе, изучая свойства геометрических фигур, мы по сути решали комбинаторные задачи. Во всевозможных математических конкурсах тоже применяется комбинаторика. Кроме того, коды сейфов, азбука Морзе, шрифт для слепых – всё это комбинаторика. О том како место занимает комбинаторика в нашей жизни, вам расскажет Людмила Павловна. 2)Учитель технологии. 3)Учитель математики. Итак, ребята, сегодня вам предстоит понять на какие вопросы отвечает раздел математики «Комбинаторика». Занятие будет проходить в виде конкурса: кто сообразительнеее и быстрее. III) Практическая работа. 1) Даны четыре точки, не лежащие на одной прямой. Проведите прямые через каждые две из этих точек. Сколько прямых получится? Учащиеся выполняют задание в тетради, а потом разные решения показывают на доске. Возможные случаи: а)три точки лежат на одной прямой б)никакие три не лежат на одной прямой. . . . . . . . . Рассуждения учащихся, чем отличаются эти два способа. Сколькими способами можно решить эту задачу? 2)Проведите три пересекающиесяи прямые. Сколько получится точек пересечения? Возможные варианты показываются на доске. а) б) . . . Рассуждения. Сколькими способами можно решить эту задачу? 3)На сколько частей три прямые могут разбить плоскость? Найдите ваше решение задачи. Возможные варикнты. а) б) в) г) на 4 части; на 6 частей; на 7 частей; на 6 частей Сколькими способами можно разбить плоскость прямыми. Все эти задачи мы решали мы рассматривали в 7 классе на уроках геометрии, и все они отвечают на вопрос сколькими способами можно решить задачу. 4)кто быстрее разрежет фигуру. У вас корточки с клетчатой фигурой.Эту фигуру нужно разделить на две равны фигуры. Резать можно только по линиям клеток. Начали. Ответ: Показывается на интерактивной доске 5) Учитель технологии. Ребята, у вас на столах цветная бумага. Попробуйте разрезать её на как можно более мелкие детали (треугольники, квадраты и т.д.), сделав как можно меньше движений ножницами. Рассуждения учащихся. Теперь нужно из ваших деталей на другом листе бумаги создать узор. Все узоры демонстрируются на доске. Вывод. Сколько учеников, столько узоров. IV)Итог урока. 1) Итак, вы сегодня познакомились с комбинаторными некоторыми задачами. На какой вопрос вы всё время от вечали. ___ Сколькими способами... Вывод. Комбинаторика позваляет выяснить сколько существует возможных вариантов решения той или иной задачи, причём, не только математической. 2)Домашнее задание. У вас на столах лежат геометрические фигуры. Какая фигура у первого варианта? Какая фигура у второго варианта? (Параллелограмм) (Прямоугольник) Их нужно разрезать на две части так, чтобы можно было сложить Первому варианту прямоугольник, второму – параллелограмм. Возможное решение: 3)Рефлексия. Источник: http://5. Н.Я Виленкин.»Индукция. Комбинаторика». Пособие для учителей. Москва. Просвещение. 1976г | |
Просмотров: 2148 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|