Львова С.Б., Смирнов А.К.
«Клуб прикладной химии», или новые идеи в преподавании
Наша гимназия (№67 Петроградского района СПб) относится к школам гуманитарной направленности – основными здесь являются иностранные языки. Но несмотря на это, преподавание всех предметов у нас находится на очень высоком уровне. Многие выпускники выбирают не только гуманитарные направления, но и технически – кто-то идет в программисты, кто-то в физики, а кто-то – в химики.
Наша гимназия располагает новым, хорошо отремонтированным кабинетом химии со школьной химической лабораторией. Шкафы наполнены самой разнообразной химической посудой и веществами. Как такое может не заинтересовать юного ученика, в душе которого кроится исследователь и экспериментатор!
Именно поэтому учитель химии Львова С.Б. и выпускник гимназии Смирнов А. (студент Технологического института) решили учредить в Гимназии № 67 химический клуб. Стоило определиться с темами, направленностью, кругом учащихся. Так, авторы решили выбрать направление, наиболее приближенное к жизни, тем самым связав знания по химии из школьной программы с повседневными явлениями. Так появился «Клуб прикладной химии».
Клуб имеет два основных направления деятельности: лабораторные работы согласно плану и учебно-исследовательские работы учащихся 8-11 классов.
Почему именно «клуб»? Клуб – неформальное место общения людей, имеющих общие интересы и темы для обсуждения. Занятия в нашем клубе всегда проходят в приятной атмосфере общения и труда. На занятиях всегда играет приятная музыка, а свобода действия учеников не стеснена сухими и скучными рамках обычного урока. Когда начинает работу «клуб прикладной химии», лаборатория словно оживает: слышится звук стеклянной посуды, шипение выделяющихся веществ. Все члены «клуба» обязательно выполняют определенную работу руками. Итогом каждого занятия является заполненный отчет.
У клуба появился свой стенд, на котором вывешиваются данные о работе учеников, результаты экспериментов, объявления и интересные данные по химии, которые могут пригодиться в жизни любому. В их оформлении принимают участие и сами ученики – подбирают информацию, редактируют ее. Кроме того, у «Клуба прикладной химии» имеется собственная группа в социальной сети «ВКонтакте» (http://vk.com/chemistry_67).
Неотъемлемой частью работы химического клуба являются исследования. Ученики старших классов имеют темы для собственных исследований, рассчитанные на учебный семестр. Юные восьмиклассники выполняют небольшие исследования в ходе своих еженедельных лабораторных работ: определяют предельные концентрации, составляют ряды активности, строят калибровочные кривые, проверяют различные вещества на определенную активность. Здесь ученики получают не только знания по химии, но и опыт, который им несомненно пригодится в жизни – опыт исследования. Так, учащиеся сами ставят цель, задачи, описывают ход работы и наблюдаемые явления, характеризуют результаты и делают выводы с последующим анализом.
Результаты работ учащихся представляются на конференциях в нашей Гимназии и городских школах.
|