Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Школа, как она есть

Организация самостоятельной работы на уроках русского языка и литературы в начальной школе.
Организация самостоятельной работы на уроках русского языка и литературы в начальной школе.

Про самостоятельность современных детей уже ходят легенды. Мол, они в Интернете – как рыба в воде, нужный размер одежды сами могут себе подобрать. Но такая ситуация, как правило, не распространяется на другие, более важные вещи. Я говорю о школьном обучении.
Вносить коррективы в процесс школьной подготовки подрастающего поколения обязывают многообразие и сложность современного знания. Активная позиция и инициатива со стороны учащихся здесь необходима. Ребенок нового поколения должен ориентироваться в потоке все время обновляющейся научной и политической информации.
В нашей стране приоритеты расставлены более чем ясно: конкурентоспособная, компетентная личность - главная цель образования. Необходимо расположить подрастающего гражданина к самостоятельному приобретению знаний, не заставить, а заинтересовать. Как сказал английский литератор Элберт Хаббард еще в начале прошлого века: «Цель обучения – научить обходиться без учителя».
Следовательно, одной из целей обучения является достижение такого уровня развития учащихся, когда они оказываются в силах самостоятельно ставить цель деятельности, актуализировать необходимые для решения задачи знания и способы деятельности; планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью, то есть самостоятельно осуществлять учебную деятельность.
Что подразумевается под самостоятельной работой? Во-первых, это самостоятельное выполнение учениками определенного задания, будь то списывание текста или грамматический разбор, или письмо по памяти, а также письменные упражнения типа склонения существительных и спряжения глаголов. Во-вторых, это работа, которая требует от учеников определенного умственного напряжения для правильного выполнения задания. И наконец, в-третьих, самостоятельная работа должна носить творческий характер, т.к. однообразие видов работы создаёт скуку на уроках, не оставляет живого следа в сознании детей.
Первой ступенькой в этой работе является творческое списывание. Творческое списывание обычно усложняется заданиями, связанными с развитием речи. Например, даётся текст: Наступила…зима.Выпал…снег. Он покрыл…ковром землю,деревья, крыши домов. К вечеру… мороз сковал… землю, образовал…кору на снегу. А на другой день началась метель, …ветер кружил в … воздухе…пыль. Учащимся предлагается списать текст, вставляя пропущенные прилагательные, указав в скобках вопрос, на который они отвечают, выделить окончания прилагательных.
Виды самостоятельных работ, которые используются на уроках в первом классе:

1) Списывание с доски, осложнённое грамматическим или словарным заданием.
2) Запись слов, 1-2 предложений под диктовку с простейшим грамматико-орфографическим разбором.
Во 2-4 классах:
1) Списывание с вставлением пропущенных букв.
2) Запись слов под диктовку, подбор к ним проверочных слов.
3) Запись 3-5 предложений под диктовку с грамматическим заданием, подбор родственных слов.
4) Грамматический разбор (по составу слова, по членам предложения, по частям речи).
В самостоятельной работе поставленная задача должна быть ясная и конкретная. Процесс обучения должен усложняться постепенно. Это касается всех видов самостоятельной работы. В том числе и грамматического разбора: сначала устно выделить пару слов из предложения под контролем учителя, а затем, со 2 класса можно практиковать самостоятельный синтаксический разбор предложения.
Любая работа, какой бы несложной она не казалась на первый взгляд, должна быть продумана и подготовлена. Здесь особенно важна роль учителя, ведь он не только готовит детей к выполнению заданий, но и руководит процессом, а после проверяет результат. Поэтому еще одно непременное условие плодотворной самостоятельной работы – это четкая формулировка заданий.
Например, учитель говорит:
1. Прочти первое предложение. Посмотри, на какие правила даны слова.
2. Затем проговори предложение и напиши его. При списывании пиши целые слова.
3. Проверь, как написал.
Таким образом, ученик точно знает, что от него требуется.
Схожие принципы и схемы применяются и на уроках литературного чтения. Ученики читают произведения вслух и про себя, отвечают на вопросы по содержанию прочитанного, запоминают действующие лица, оценивают их поступки, определяют основную мысль произведения, ищут цитаты для подтверждения собственных высказываний, пересказывают и т.п.
При этом самый распространенный прием – выборочное чтение, для первоклассника представляет определенные трудности. Поэтому в начале обучения границы текста указывает учитель, а затем даёт лишь начало, а конец дети определяют сами.
Один из наиболее важных видов самостоятельной работы – попытка составить связный рассказ о герое. Как правило, такое задание дети способны выполнить в третьем классе. Произведения для этого также необходимо отбирать такие, где центральным является одно действующее лицо. К примеру, «Серая шейка». Позже количество главных героев может быть больше.
Опыт работы по организации самостоятельной работы учащихся позволяет сделать следующие выводы:
1. За счёт подобных упражнений по развитию навыков самостоятельной деятельности эффективность обучающей программы действительно повышается.
2. Для детей, в особенности младшего школьного возраста, возможность самовыражения значит очень многое, ведь каждый сидящий перед нами – индивидуальность.
3. При организации самостоятельной работы следует учитывать индивидуальные особенности учащихся и осуществлять дифференцированный подход.
4. Использовать различные типы самостоятельных работ, например: воспроизводящие самостоятельные работы по образцу; реконструктивно-вариативные; эвристические;творческие(исследовательские), а также по цели применения: обучающие; тренировочные; закрепляющие; повторительные; развивающие; творческие; контрольные.
5. Следует добиваться осознанности выполнения самостоятельной работы, формировать мотивацию.
Категория: Школа, как она есть | Добавил: kleopatra (2012-12-22)
Просмотров: 1944 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 10:23 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru