Главная » Статьи » Школа, как она есть |
Организация самостоятельной работы на уроках русского языка и литературы в начальной школе. Про самостоятельность современных детей уже ходят легенды. Мол, они в Интернете – как рыба в воде, нужный размер одежды сами могут себе подобрать. Но такая ситуация, как правило, не распространяется на другие, более важные вещи. Я говорю о школьном обучении. Вносить коррективы в процесс школьной подготовки подрастающего поколения обязывают многообразие и сложность современного знания. Активная позиция и инициатива со стороны учащихся здесь необходима. Ребенок нового поколения должен ориентироваться в потоке все время обновляющейся научной и политической информации. В нашей стране приоритеты расставлены более чем ясно: конкурентоспособная, компетентная личность - главная цель образования. Необходимо расположить подрастающего гражданина к самостоятельному приобретению знаний, не заставить, а заинтересовать. Как сказал английский литератор Элберт Хаббард еще в начале прошлого века: «Цель обучения – научить обходиться без учителя». Следовательно, одной из целей обучения является достижение такого уровня развития учащихся, когда они оказываются в силах самостоятельно ставить цель деятельности, актуализировать необходимые для решения задачи знания и способы деятельности; планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью, то есть самостоятельно осуществлять учебную деятельность. Что подразумевается под самостоятельной работой? Во-первых, это самостоятельное выполнение учениками определенного задания, будь то списывание текста или грамматический разбор, или письмо по памяти, а также письменные упражнения типа склонения существительных и спряжения глаголов. Во-вторых, это работа, которая требует от учеников определенного умственного напряжения для правильного выполнения задания. И наконец, в-третьих, самостоятельная работа должна носить творческий характер, т.к. однообразие видов работы создаёт скуку на уроках, не оставляет живого следа в сознании детей. Первой ступенькой в этой работе является творческое списывание. Творческое списывание обычно усложняется заданиями, связанными с развитием речи. Например, даётся текст: Наступила…зима.Выпал…снег. Он покрыл…ковром землю,деревья, крыши домов. К вечеру… мороз сковал… землю, образовал…кору на снегу. А на другой день началась метель, …ветер кружил в … воздухе…пыль. Учащимся предлагается списать текст, вставляя пропущенные прилагательные, указав в скобках вопрос, на который они отвечают, выделить окончания прилагательных. Виды самостоятельных работ, которые используются на уроках в первом классе: 1) Списывание с доски, осложнённое грамматическим или словарным заданием. 2) Запись слов, 1-2 предложений под диктовку с простейшим грамматико-орфографическим разбором. Во 2-4 классах: 1) Списывание с вставлением пропущенных букв. 2) Запись слов под диктовку, подбор к ним проверочных слов. 3) Запись 3-5 предложений под диктовку с грамматическим заданием, подбор родственных слов. 4) Грамматический разбор (по составу слова, по членам предложения, по частям речи). В самостоятельной работе поставленная задача должна быть ясная и конкретная. Процесс обучения должен усложняться постепенно. Это касается всех видов самостоятельной работы. В том числе и грамматического разбора: сначала устно выделить пару слов из предложения под контролем учителя, а затем, со 2 класса можно практиковать самостоятельный синтаксический разбор предложения. Любая работа, какой бы несложной она не казалась на первый взгляд, должна быть продумана и подготовлена. Здесь особенно важна роль учителя, ведь он не только готовит детей к выполнению заданий, но и руководит процессом, а после проверяет результат. Поэтому еще одно непременное условие плодотворной самостоятельной работы – это четкая формулировка заданий. Например, учитель говорит: 1. Прочти первое предложение. Посмотри, на какие правила даны слова. 2. Затем проговори предложение и напиши его. При списывании пиши целые слова. 3. Проверь, как написал. Таким образом, ученик точно знает, что от него требуется. Схожие принципы и схемы применяются и на уроках литературного чтения. Ученики читают произведения вслух и про себя, отвечают на вопросы по содержанию прочитанного, запоминают действующие лица, оценивают их поступки, определяют основную мысль произведения, ищут цитаты для подтверждения собственных высказываний, пересказывают и т.п. При этом самый распространенный прием – выборочное чтение, для первоклассника представляет определенные трудности. Поэтому в начале обучения границы текста указывает учитель, а затем даёт лишь начало, а конец дети определяют сами. Один из наиболее важных видов самостоятельной работы – попытка составить связный рассказ о герое. Как правило, такое задание дети способны выполнить в третьем классе. Произведения для этого также необходимо отбирать такие, где центральным является одно действующее лицо. К примеру, «Серая шейка». Позже количество главных героев может быть больше. Опыт работы по организации самостоятельной работы учащихся позволяет сделать следующие выводы: 1. За счёт подобных упражнений по развитию навыков самостоятельной деятельности эффективность обучающей программы действительно повышается. 2. Для детей, в особенности младшего школьного возраста, возможность самовыражения значит очень многое, ведь каждый сидящий перед нами – индивидуальность. 3. При организации самостоятельной работы следует учитывать индивидуальные особенности учащихся и осуществлять дифференцированный подход. 4. Использовать различные типы самостоятельных работ, например: воспроизводящие самостоятельные работы по образцу; реконструктивно-вариативные; эвристические;творческие(исследовательские), а также по цели применения: обучающие; тренировочные; закрепляющие; повторительные; развивающие; творческие; контрольные. 5. Следует добиваться осознанности выполнения самостоятельной работы, формировать мотивацию. | |
Просмотров: 1944 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|