Главная » Статьи » Школа, как она есть |
Тема: Работа по привлечению к чтению учащихся среднего и старшего школьного возраста Заведующая школьной библиотекой КГУ «ОСШ №7 города Темиртау» «Люди перестают мыслить, когда перестают читать.» Дени Дидро. В последнее время резко упал интерес к чтению среди учащихся среднего и особенно старшего школьного возраста. Так как в этом возрасте появляется новое осознание себя, появляются новые интересы, далеко не связанные с книгой. Да и получить информацию, по их мнению, можно гораздо быстрее из Интернета. А как же художественная литература? А где собственные выводы и мнение? Именно в такие моменты нам взрослым необходимо плавно переключить подростка с Интернета в мир книги или хотя бы их совместить. От того, чем будет наполнен внутренний мир подростка, во многом зависит его подготовка к взрослой жизни в самосознании будущего «Я» при выборе профессии и вообще определении своего место в мире взрослых. Итак, к вам в библиотеку пришел подросток. Что привело его сюда? Необходимость взять что-либо по школьной программе, просто убить время, желание полистать молодежные журналы или всё же появился интерес к чтению? От того, какой прием его здесь ждет, поможете ли вы ему определиться с выбором, заинтересуете в следующем посещении библиотеке, будет ли ему комфортно с вами в беседе, во многом будет зависеть его судьба как читателя, а может быть и не только. Ведь очень часто подростки просто не знают, что существуют книги, способные им помочь или просто не знают где взять и как искать. Нужная книга в нужный момент может сыграть в жизни человека роль катализатора, подтолкнуть его к одним поступкам и удержать от других. Наконец, она может дать какую-то цель в жизни. И главная задача библиотекаря выстроить путь из нужных книг к этой цели. Соблюдение этического кодекса библиотекаря, далеко не единственный путь в решении столь серьёзной проблемы. Необходим целый комплекс форм и методов работы по привлечению школьников к систематическому вдумчивому чтению и начинать его надо ещё с предшкольной подготовки, где ребята начинают проявлять свой первый интерес к книге и библиотеке. Прежде чем приступить к планированию работы необходимо не только выяснить причины посещения библиотеки у читателей, но и выявить их читательский интерес и круг чтения. Данный вид работы нельзя считать одноразовой акцией, так как в ходе работы, в процессе бесед с читателем выявляются новые интересные факты, которые непременно должны отражаться на формуляре в заметках библиотекаря и отражать читательское развитие, что поможет активизировать в дальнейшем работу с данным конкретным читателем и работу библиотеки в целом. Ваша работа в этом направлении будет эффективнее при совместной работе со школьным психологом. Составленный вами план работы должен охватить интересы всех ваших читателей, для этого вам будет удобнее сформировать ряд групп, например: по интересам, педагоги, родители, по классам, с низкой техникой чтения, трудные подростки, актив библиотеки и так далее. Таким образом, вам легче будет планировать вашу работу. Для не читающих школьников, так же должны быть запланирован ряд мероприятий, на мой взгляд, это самый деликатный вид работы, в которой вы ненавязчиво вовлекаете ребёнка взять в руки книгу с полки. Это могут быть выставка с названием «Молодёжная книжная полка» с пометкой «Читать разрешается только 5-7 классам, что вызовет интерес, почему только им… или «Ночь с книгой» с таинственной пометкой «ты сможешь узнать всё до утра», или «Прочёл сам, советую вам» с указанием того, кто прочёл эту книгу и множество других выставок с различными уловками. Кроме того можно популяризировать книгу проводя Бенефисы читателей, Буккросенги, акции из серии «Новое поколение выбирает книгу», рекламно – дизайнерские проекты «Оформи книгу в новом стиле», презентация читательских портфолио «Я читаю!». Не маловажную роль в привлечении читателей играют уроки читательской грамотности. В ходе которых читатели учатся пользоваться книгой, библиотекой и, конечно же, библиотечными пособиями и поисковой системой библиотеке, что в конечном итоге позволяет им свободно ориентироваться в информационном мире библиотеки. Идя в ногу со временем и, так называемо, совмещая информационные системы и книгу, своим читателям можно предложить: • Электронную выставку литературы (сэкономит выставочное пространство в библиотеке, даст возможность школьнику взять в электронном виде выставку домой); • Поучаствовать в интерактивной игре или викторине (более красочный и мобильный вид традиционных массовых мероприятий) • Завести и заполнять электронный читательский дневник (в таком формате современным ученикам комфортнее излагать свои мысли); • Воспользоваться электронным каталогом или базой данных для поиска необходимой информации (при относительном владении компьютером сокращает время поиска). И это далеко не весь перечень возможных вариантов привлечения новых читателей и удержания в круге интересного чтения имеющихся читателей. Каждый библиотекарь выбирает свой способ общения, с читателем исходя из материально-технической базы библиотеки, специфики данного учреждения и, наконец, творческой заинтересованности самого библиотекаря. Главное не останавливаться на достигнутом, не бросать начатую работу на полпути и дать самим читателям увидеть результат совместной работы. | |
Просмотров: 1686 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|