Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Школа, как она есть

Тема: Работа по привлечению к чтению учащихся среднего и старшего школьного возраста
Тема: Работа по привлечению к чтению учащихся среднего и старшего школьного возраста
Заведующая школьной библиотекой
КГУ «ОСШ №7 города Темиртау»
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать.»
Дени Дидро.
В последнее время резко упал интерес к чтению среди учащихся среднего и особенно старшего школьного возраста. Так как в этом возрасте появляется новое осознание себя, появляются новые интересы, далеко не связанные с книгой. Да и получить информацию, по их мнению, можно гораздо быстрее из Интернета. А как же художественная литература? А где собственные выводы и мнение? Именно в такие моменты нам взрослым необходимо плавно переключить подростка с Интернета в мир книги или хотя бы их совместить. От того, чем будет наполнен внутренний мир подростка, во многом зависит его подготовка к взрослой жизни в самосознании будущего «Я» при выборе профессии и вообще определении своего место в мире взрослых.
Итак, к вам в библиотеку пришел подросток. Что привело его сюда?
Необходимость взять что-либо по школьной программе, просто убить время, желание полистать молодежные журналы или всё же появился интерес к чтению? От того, какой прием его здесь ждет, поможете ли вы ему определиться с выбором, заинтересуете в следующем посещении библиотеке, будет ли ему комфортно с вами в беседе, во многом будет зависеть его судьба как читателя, а может быть и не только. Ведь очень часто подростки просто не знают, что существуют книги, способные им помочь или просто не знают где взять и как искать. Нужная книга в нужный момент может сыграть в жизни человека роль катализатора, подтолкнуть его к одним поступкам и удержать от других. Наконец, она может дать какую-то цель в жизни. И главная задача библиотекаря выстроить путь из нужных книг к этой цели.
Соблюдение этического кодекса библиотекаря, далеко не единственный путь в решении столь серьёзной проблемы. Необходим целый комплекс форм и методов работы по привлечению школьников к систематическому вдумчивому чтению и начинать его надо ещё с предшкольной подготовки, где ребята начинают проявлять свой первый интерес к книге и библиотеке.
Прежде чем приступить к планированию работы необходимо не только выяснить причины посещения библиотеки у читателей, но и выявить их читательский интерес и круг чтения. Данный вид работы нельзя считать одноразовой акцией, так как в ходе работы, в процессе бесед с читателем выявляются новые интересные факты, которые непременно должны отражаться на формуляре в заметках библиотекаря и отражать читательское развитие, что поможет активизировать в дальнейшем работу с данным конкретным читателем и работу библиотеки в целом. Ваша работа в этом направлении будет эффективнее при совместной работе со школьным психологом.
Составленный вами план работы должен охватить интересы всех ваших читателей, для этого вам будет удобнее сформировать ряд групп, например: по интересам, педагоги, родители, по классам, с низкой техникой чтения, трудные подростки, актив библиотеки и так далее. Таким образом, вам легче будет планировать вашу работу.
Для не читающих школьников, так же должны быть запланирован ряд мероприятий, на мой взгляд, это самый деликатный вид работы, в которой вы ненавязчиво вовлекаете ребёнка взять в руки книгу с полки. Это могут быть выставка с названием «Молодёжная книжная полка» с пометкой «Читать разрешается только 5-7 классам, что вызовет интерес, почему только им… или «Ночь с книгой» с таинственной пометкой «ты сможешь узнать всё до утра», или «Прочёл сам, советую вам» с указанием того, кто прочёл эту книгу и множество других выставок с различными уловками.
Кроме того можно популяризировать книгу проводя Бенефисы читателей, Буккросенги, акции из серии «Новое поколение выбирает книгу», рекламно – дизайнерские проекты «Оформи книгу в новом стиле», презентация читательских портфолио «Я читаю!».
Не маловажную роль в привлечении читателей играют уроки читательской грамотности. В ходе которых читатели учатся пользоваться книгой, библиотекой и, конечно же, библиотечными пособиями и поисковой системой библиотеке, что в конечном итоге позволяет им свободно ориентироваться в информационном мире библиотеки.
Идя в ногу со временем и, так называемо, совмещая информационные системы и книгу, своим читателям можно предложить:
• Электронную выставку литературы (сэкономит выставочное пространство в библиотеке, даст возможность школьнику взять в электронном виде выставку домой);
• Поучаствовать в интерактивной игре или викторине (более красочный и мобильный вид традиционных массовых мероприятий)
• Завести и заполнять электронный читательский дневник (в таком формате современным ученикам комфортнее излагать свои мысли);
• Воспользоваться электронным каталогом или базой данных для поиска необходимой информации (при относительном владении компьютером сокращает время поиска).
И это далеко не весь перечень возможных вариантов привлечения новых читателей и удержания в круге интересного чтения имеющихся читателей. Каждый библиотекарь выбирает свой способ общения, с читателем исходя из материально-технической базы библиотеки, специфики данного учреждения и, наконец, творческой заинтересованности самого библиотекаря.
Главное не останавливаться на достигнутом, не бросать начатую работу на полпути и дать самим читателям увидеть результат совместной работы.
Категория: Школа, как она есть | Добавил: Lena1973 (2013-01-08) | Автор: Соколенко Елена Владимировна E
Просмотров: 1686 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 9:51 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru