Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Школа, как она есть

Тема. Роль классного руководителя в формировании гражданской позиции.
Тема. Роль классного руководителя в формировании гражданской позиции.
ВЫСТУПЛЕНИЕ:
Кононенко Н. М.
(Тема выступления)
Духовно- нравственное воспитание и развитие младших школьников.

Главной задачей учителя начальных классов является процесс становления в каждом ребенке Человека, но этот процесс очень сложен, а результат его во многом зависит от нашего мастерства , от того насколько мы сумеем одухотворить человеческие стремления в достижении собственного идеала.
В государственном стандарте общего образования духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом «Об образовании». Важной педагогической задачей в формировании личности является выработка учащимися активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единство слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности. Задачей нравственного развития ребенка можно считать приобретение и развитие нравственных привычек, ведущих к формированию нравственных качеств его личности.
Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день. У школьников этот процесс проявляется через поведение и его отношения к различным сторонам жизнедеятельности.
Любая деятельность младших школьников имеет нравственное содержание, поэтому его развитие, есть развитие нравственных качеств, личности и индивидуальности. В формировании и развитии нравственных качеств в каждом ребенке необходимо четкое руководство. Ребенок очень много времени проводит в школе и поэтому это руководство берем на себя мы – учителя. На нас лежит огромная ответственность за воспитание школьника: «Учитель обязан вырабатывать внутреннюю потребность жить и действовать по принципам морали». Особенно актуальна эта проблема в наше время, когда общество становится все более безнравственным, живет отступая от моральных принципов.

Для себя мы выделили причины или проблемы усиления воспитания в духовно-нравственном направлении. Это:
• Нарушения преемственности поколений;
• Недостаток гражданского, патриотического самосознания;
• Рост национализма;
• Снижение ценности труда, творчества, образования;
• Усиление миграционных процессов;
• Снижение ценностей семейной жизни;
• Ослабление физического, социального и психического здоровья населения.
И сделали вывод, что необходимо создать условия для духовно-нравственного развития и воспитания, как одно из важнейших факторов модернизации современного государства РК.
При составлении плана воспитательной работы, мы «нарисовали» портрет выпускника начальной школы.
• Любящий свой народ, свой край, свою Родину;
• Уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
• Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
• Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
• Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
• Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
• Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Для реализации данного «портрета» мы определили возможности духовно-нравственного воспитания и развития.
1. возможности духовно-нравственного воспитания и развития в процессе обучения (уроки)
2. возможности духовно-нравственного воспитания и развития в процессе внеурочной и внешкольной деятельности.
3. возможности духовно-нравственного воспитания и развития в процессе общественно-полезной деятельности.
4. возможности духовно-нравственного воспитания и развития в процессе взаимодействия семьи и школы.

Таким образом, выделили виды и формы воспитывающей деятельности.

Вид и цель деятельности Активная форма организации деятельности
1. Познавательная.
Обогащает представление учеников об окружающей действительности, формирует потребность в образовании, способствует интеллектуальному развитию. Конкурсы «Акбота», «Русский медвежонок», «Бастау», «Золотое руно», школьные туры олимпиад, участие в научно-практической конференции школы.
2. Трудовая.
Направлена на создание, сохранение и приумножение материальных ценностей, формирование уважительного отношения к материальным ценностям как средствам для существования человека.
Общественно- полезный труд- дежурство в классе, участие в субботниках по уборке территории, уход за классными комнатными растениями, самообслуживание, создание поделок на уроках трудового обучения.
Учебный труд на уроках, где формируются нравственные качества.
Уроки литературного чтения и самопознания.
3. Общественная.
Содействует социализации школьников, включает их в сопереживание проблемам общества, приобщает к активному преобразованию деятельности.
Встречи с людьми , проведение бесед, обсуждение происходящих в мире противочеловеческих действий (теракты и т.д),
4. Ценностно-ориентировочная.
Направлена на осмысление общечеловеческих ценностей мира, на осознание личностной причастности к миру во всех его проявлениях, осознание своего «Я», развитие рефлексии. Этические беседы:
1. Совесть.

2. Умей уважать других.

3. Цена одной минуты.

4. Друг познается в беде.

5. Каждой вещи - своё место.

6. Трудом славен человек.

7. Святое имя – Мать.

8. Уметь быть самим собой.

9. Традиции семьи.

10. Твоя ответственность перед самим собой и коллективом.

11. Почему нельзя брать чужое?

12. Хорошие и плохие поступки.

13. Каким я хочу быть?

14. В мире вежливых слов.

15. Умеешь ли ты дружить?
классные часы по культуре поведения.
Уроки самопознания.
5. Художественная.
Развивает чувствительные мироощущения, потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению, реализует задатки и способности. Праздники- осени, 8 – марта, Новый год, создание выставок рисунков, поделок, посещение цирка, театра.
Посещение кружков творчества – изо, танцев
6. Свободное общение.
Организует взаимно обогащающий досуг школьников, когда их общение освобождено от предметной цели и содержанием их деятельности является общение с другими людьми, как с ценностью. Классные праздники - день именинника, совместные прогулки, простое общение на переменах.
Пришкольный лагерь.

Урок литературного чтения в 4-м классе по теме "Басни И.А. Крылова" учит видеть и чувствовать за строками басен глубокий смысл. У детей формируется отрицательное отношение к человеческим порокам.
Урок литературного чтения в 4-м классе по теме "К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"
показывает воздействие музыки на слушателя,
Урок литературного чтения в 4-м классе по теме: "Г.Х. Андерсен. Сказка "Русалочка
раскрытие чувства –любви исамопожертвование во имя любви

Урок литературного чтения в 4-м классе. А.С. Пушкин. "Бой Руслана с головой» .Слишком часто в последнее время мы сталкиваемся с современными представлениями детей о настоящих мужских качествах. Инфантилизм, меркантильность прочно поселились в умах большинства будущих защитников Отечества. Очень важно именно с начальной школы воспитывать настоящих мужчин, защитников, надежную опору, богатырей. Поэтому на уроках литературного чтения необходимо, опираясь на классические примеры литературы, учить видеть в людях, их поступках черты, присущие настоящим мужественным, благородным людям: силу, ум, мудрость, великодушие.

Урок литературного чтения в 3-м классе. П.П. Бажов. "Серебряное копытце"
воспитывает внимательность друг к другу, к животным, к природе.

Урок литературного чтения в 3-ом классе "Гимн любви и верности. А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»" \

Уроки самопознания:, где уч-ся постигают ценности, как дружба, общение, взаимопонимание, сотрудничество, семья, человеческое достоинство, рассматривают значение человеческих качеств, как самостоятельность, ответственность, смелость, честность, гражданственность, постигают многогранность понятий человек, красота и гармония.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Таким образом, духовно-нравственное воспитание – это целенаправленный процесс взаимодействия взрослых (учителей и родителей) и детей.

Преемственность духовно-нравственного развития в начальной и основной школах заключается в создании и реализации комплексно-целевой программы по ступеням образования
Категория: Школа, как она есть | Добавил: учит (2013-01-08)
Просмотров: 2148 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2025-01-19, 8:42 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru