Главная » Статьи » Школа, как она есть |
Тема. Роль классного руководителя в формировании гражданской позиции. ВЫСТУПЛЕНИЕ: Кононенко Н. М. (Тема выступления) Духовно- нравственное воспитание и развитие младших школьников. Главной задачей учителя начальных классов является процесс становления в каждом ребенке Человека, но этот процесс очень сложен, а результат его во многом зависит от нашего мастерства , от того насколько мы сумеем одухотворить человеческие стремления в достижении собственного идеала. В государственном стандарте общего образования духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом «Об образовании». Важной педагогической задачей в формировании личности является выработка учащимися активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единство слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности. Задачей нравственного развития ребенка можно считать приобретение и развитие нравственных привычек, ведущих к формированию нравственных качеств его личности. Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день. У школьников этот процесс проявляется через поведение и его отношения к различным сторонам жизнедеятельности. Любая деятельность младших школьников имеет нравственное содержание, поэтому его развитие, есть развитие нравственных качеств, личности и индивидуальности. В формировании и развитии нравственных качеств в каждом ребенке необходимо четкое руководство. Ребенок очень много времени проводит в школе и поэтому это руководство берем на себя мы – учителя. На нас лежит огромная ответственность за воспитание школьника: «Учитель обязан вырабатывать внутреннюю потребность жить и действовать по принципам морали». Особенно актуальна эта проблема в наше время, когда общество становится все более безнравственным, живет отступая от моральных принципов. Для себя мы выделили причины или проблемы усиления воспитания в духовно-нравственном направлении. Это: • Нарушения преемственности поколений; • Недостаток гражданского, патриотического самосознания; • Рост национализма; • Снижение ценности труда, творчества, образования; • Усиление миграционных процессов; • Снижение ценностей семейной жизни; • Ослабление физического, социального и психического здоровья населения. И сделали вывод, что необходимо создать условия для духовно-нравственного развития и воспитания, как одно из важнейших факторов модернизации современного государства РК. При составлении плана воспитательной работы, мы «нарисовали» портрет выпускника начальной школы. • Любящий свой народ, свой край, свою Родину; • Уважающий и принимающий ценности семьи и общества; • Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; • Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; • Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; • Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; • Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. Для реализации данного «портрета» мы определили возможности духовно-нравственного воспитания и развития. 1. возможности духовно-нравственного воспитания и развития в процессе обучения (уроки) 2. возможности духовно-нравственного воспитания и развития в процессе внеурочной и внешкольной деятельности. 3. возможности духовно-нравственного воспитания и развития в процессе общественно-полезной деятельности. 4. возможности духовно-нравственного воспитания и развития в процессе взаимодействия семьи и школы. Таким образом, выделили виды и формы воспитывающей деятельности. Вид и цель деятельности Активная форма организации деятельности 1. Познавательная. Обогащает представление учеников об окружающей действительности, формирует потребность в образовании, способствует интеллектуальному развитию. Конкурсы «Акбота», «Русский медвежонок», «Бастау», «Золотое руно», школьные туры олимпиад, участие в научно-практической конференции школы. 2. Трудовая. Направлена на создание, сохранение и приумножение материальных ценностей, формирование уважительного отношения к материальным ценностям как средствам для существования человека. Общественно- полезный труд- дежурство в классе, участие в субботниках по уборке территории, уход за классными комнатными растениями, самообслуживание, создание поделок на уроках трудового обучения. Учебный труд на уроках, где формируются нравственные качества. Уроки литературного чтения и самопознания. 3. Общественная. Содействует социализации школьников, включает их в сопереживание проблемам общества, приобщает к активному преобразованию деятельности. Встречи с людьми , проведение бесед, обсуждение происходящих в мире противочеловеческих действий (теракты и т.д), 4. Ценностно-ориентировочная. Направлена на осмысление общечеловеческих ценностей мира, на осознание личностной причастности к миру во всех его проявлениях, осознание своего «Я», развитие рефлексии. Этические беседы: 1. Совесть. 2. Умей уважать других. 3. Цена одной минуты. 4. Друг познается в беде. 5. Каждой вещи - своё место. 6. Трудом славен человек. 7. Святое имя – Мать. 8. Уметь быть самим собой. 9. Традиции семьи. 10. Твоя ответственность перед самим собой и коллективом. 11. Почему нельзя брать чужое? 12. Хорошие и плохие поступки. 13. Каким я хочу быть? 14. В мире вежливых слов. 15. Умеешь ли ты дружить? классные часы по культуре поведения. Уроки самопознания. 5. Художественная. Развивает чувствительные мироощущения, потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению, реализует задатки и способности. Праздники- осени, 8 – марта, Новый год, создание выставок рисунков, поделок, посещение цирка, театра. Посещение кружков творчества – изо, танцев 6. Свободное общение. Организует взаимно обогащающий досуг школьников, когда их общение освобождено от предметной цели и содержанием их деятельности является общение с другими людьми, как с ценностью. Классные праздники - день именинника, совместные прогулки, простое общение на переменах. Пришкольный лагерь. Урок литературного чтения в 4-м классе по теме "Басни И.А. Крылова" учит видеть и чувствовать за строками басен глубокий смысл. У детей формируется отрицательное отношение к человеческим порокам. Урок литературного чтения в 4-м классе по теме "К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками" показывает воздействие музыки на слушателя, Урок литературного чтения в 4-м классе по теме: "Г.Х. Андерсен. Сказка "Русалочка раскрытие чувства –любви исамопожертвование во имя любви Урок литературного чтения в 4-м классе. А.С. Пушкин. "Бой Руслана с головой» .Слишком часто в последнее время мы сталкиваемся с современными представлениями детей о настоящих мужских качествах. Инфантилизм, меркантильность прочно поселились в умах большинства будущих защитников Отечества. Очень важно именно с начальной школы воспитывать настоящих мужчин, защитников, надежную опору, богатырей. Поэтому на уроках литературного чтения необходимо, опираясь на классические примеры литературы, учить видеть в людях, их поступках черты, присущие настоящим мужественным, благородным людям: силу, ум, мудрость, великодушие. Урок литературного чтения в 3-м классе. П.П. Бажов. "Серебряное копытце" воспитывает внимательность друг к другу, к животным, к природе. Урок литературного чтения в 3-ом классе "Гимн любви и верности. А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»" \ Уроки самопознания:, где уч-ся постигают ценности, как дружба, общение, взаимопонимание, сотрудничество, семья, человеческое достоинство, рассматривают значение человеческих качеств, как самостоятельность, ответственность, смелость, честность, гражданственность, постигают многогранность понятий человек, красота и гармония. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Таким образом, духовно-нравственное воспитание – это целенаправленный процесс взаимодействия взрослых (учителей и родителей) и детей. Преемственность духовно-нравственного развития в начальной и основной школах заключается в создании и реализации комплексно-целевой программы по ступеням образования | |
Просмотров: 2148 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|