Главная » Статьи » Школа, как она есть |
Диалог культуры и образования Моей стране 21год. Для большой страны – срок очень короткий, тем более, когда ей было всего 13 лет, мы – группа директоров школ г. Актобе в составе 10 человек отправились в США по Программе Общественных Связей Государственного Департамента США и Бюро по Делам образования и культуры. Совет Международного Взаимопонимания Штата Айовы, куда мы прибыли, разработал для нас программу, по которой мы имели возможность познакомиться, изучить организацию образовательного процесса в школах, техникумах, в вузах. Эта программа включала все наши заявки, пожелания, интересующие нас вопросы. Прошло 7 лет со дня той поездки. С уверенностью могу сказать, что наша жизнь улучшилась, образование далеко шагнуло вперед. Мы приехали с целью обмена опытом, сравнить нашу систему образования с образованием в США, почерпнуть для себя что-то интересное и полезное. Отдельные моменты организации учебно-воспитательного процесса можно без проблем использовать и у нас. Конечно, нас удивила оснащенность школ. В каждой школе по два спортивных зала с выдвигающимися трибунами, отличными спортивными оборудованиями, бассейнами, теле-радиостудиями. В столовых используется только одноразовая посуда. Для обучения детей кулинарии, шитью, техническому труду имеются хорошо оснащенные кабинеты. Дети с ограниченными возможностями обучаются вместе со здоровыми. Девиз Департамента образования: «Не оставлять ни одного ребёнка позади»! До 1961 года Федеральное правительство США уделяло образованию недостаточное внимание, практически не участвовало в вопросах образования. С 1961 года все коренным образом изменилось. И знаете почему? Это связано с полётом Ю.А.Гагарина в космос. Сейчас федеральное правительство выделяет 7% бюджета на образование, но принимает участие только в ключевых вопросах, проблемах. Основные приоритеты: государственное образование, разделение государства от церкви. Однако в образовании имеются недостатки. К минусам в организации образования можно отнести следующие факторы: школы США отстают по мировым стандартам в образовании, особенно по точным наукам и в частности по математике, большая отчётность, не хватает в школьном округе людей, дополнительные единицы берутся за счёт сокращения учительских мест. Определение успеваемости, результатов тестов не всегда отражают истинное положение дел. Школы, которые не могут дать хорошие результаты, наказываются, формы наказания указаны в законе. Если школа по результатам промежуточных, выпускных тестов имеет показатели ниже других, то ученики этой школы могут перевестись в другую школу. Если данная школа на второй год продолжает снижать свои показатели, то в эту школу привлекаются дополнительные средства округа для улучшения качества образования. Если и к третьему году положение не улучшается, то средства, выделенные государством, направляются в частную школу. Обучение в государственных учреждениях США считается элитным. Частные школы не получают федеральных средств, большинство частных школ религиозные, разделяются по нациям, вере, что противоречит демократии. Уроки длятся по 45 минут. Количество учащихся в классах не регламентируется, от 5 до 25 человек. Существуют следующие ступени в образовании: начальные 0-5 классы; средние 6-8 классы; старшие 9-12 классы. После 9 класса в школах США организуется до 80 курсов. Учитель в неделю имеет 7-8 курсов. На все курсы учитель имеет лицензии. Наряду с обычными детьми учатся в классе и дети с ограниченными возможностями. У них свой учитель, который рука об руку работает с основным учителем. Директор одной из школ общается со своими помощниками по рации и ездит по школе на электромобиле. Очень интересен такой факт в организации учебного процесса: на классных дверях имеются стеклянные окошки, через которые директор может наблюдать за учебным процессом в классе. Слоняющихся учащихся во время уроков нет. Ученики выходят из класса по специальным пропускам, если директор или его помощник встретит ученика без пропуска на выход из класса, у него будут серьезные проблемы. Если ученик не готов к уроку, пишет объяснительную на специальном бланке, одна отправляется родителям, другая остаётся у учителя. В этой объяснительной ученик обязательно указывает сроки, когда он сдаст невыполненную работу и что расскажет об этом обязательно родителям, и они вместе обсудят эту проблему. Родитель в свою очередь пишет, что вопрос обсудили и решили, ставит свою подпись. Если ученик совершил проступок, он пишет объяснительную, почему он так поступил, затем пишет обязательство, как будет дальше действовать, чтобы не совершать подобные действия. Такая работа дисциплинирует ученика, воспитывает ответственность. Каждый родитель имеет на руках программу по каждому предмету, и он знает, что должен знать и уметь его ребёнок к концу каждого семестра, полугодия, года. Средний возраст выпускника 17-18 лет. Ученик, не удовлетворённый своими результатами, может пересдать тесты, на что у него уходит больше времени. Кроме того, он может взять неполный курс и работать где – то, одновременно взяв курсы в нескольких учреждениях (по переписи, вечером и т. д.). Со временем он переходит на полный курс. Конечно, он старше других, но зато он понимает, что его ошибки принесли ему пользу. Система образования в США позволяет школьнику взрослеть до 21 года. И если школьник не смог сдать тесты, экзамены к 21 году, он выбывает из школы, а это отражается на показателях школы. Ученик должен на выпуске набрать 50 кредитов. В США всё делается для детей. Один из директоров школ сказал нам: «Родитель мне доверил самое сокровенное – своего ребенка и я должен сделать всё, чтобы ему было хорошо в школе, чтобы он чувствовал себя в безопасности, и я это требую от учителей». Мы посетили школу для детей с очень большими ограниченными возможностями. Есть и лежачие, совсем беспомощные. В каждом классе по 10 детей, на одного ученика 2 воспитателя. Все кабинеты оснащены компьютерами, библиотекой. Имеются бассейны. Родители утром привозят своих детей, вечером забирают. Все средства выделяет государство. Дети там находятся до 21 года, получают от государства пособия. Посетили мы и школы – сады, там принимают детей от 6 недель до 5 лет. В одной из таких школ-садов 165 детей обслуживало 53 человека. Родители платят до 2 лет 190 долларов в неделю, от 2 до 5 лет -175 долларов, а в 5 лет -165 долларов. Пятилеток к школе готовят по специальной программе «Хорошее начало». В школах штата Айова большой упор делается на точные науки, на чтение, привлекаются волонтёры из числа родителей и просто желающих. В любой день в школах Де-Мойна работают сотни волонтёров – добровольцев, помогающих ученику. Волонтёры – это не обязательно безработные родители, а люди, которые в своё свободное время приходят в школу. Участие родителей – важный фактор успеха учеников в обучении. Ежедневно, независимо какой предмет идёт по расписанию, 20 минут уделяется чтению. Каждый ученик, прочитавший книгу, получает бонус. Если таких бонусов в классе набирается достаточно, класс идёт, допустим, в кино. По любой теме ведётся словарная работа по языковым дисциплинам: 20 слов на правописание. Родители контролируют дома выполнение этого задания. К 2014 году они думают эту проблему решить. С родителями школы проводят семинары на темы воспитания. Собрания с родителями проводятся по графику и только индивидуально, можно с приглашением ученика. По итогам семестров, их в году 3, родителям выдаётся рапорт по предметам. Родители имеют свой фонд: 5 долларов в год с семьи. Очень активны в мероприятиях, но в дела школы не вмешиваются, погоду не делают. Питание организовано за счёт государства для малоимущих, остальные питаются за счёт средств родителей. Воспитание – задача родителей. Школа имеет право исключать ученика из школы за определённые проступки, такие, как недисциплинированность, за неуспеваемость. Далее проблема организации дальнейшего обучения ребёнка лежит на плечах родителей. При исключении, ученику выдают ведомость с его оценками, «успехами», и у ученика будут серьёзные проблемы при поступлении в другую школу. Поэтому они идут в частные школы. 10% старшеклассников обучаются в частных школах, это решается семьёй. Родители не участвуют в ремонте школ. При РОНО существуют штатные бригады, делающие ремонт в школах. Лучших родителей за помощь благодарят через СМИ. 96% школьников после учебного времени работают. Существует семейный бизнес, и дети после уроков подрабатывают в магазинах, ресторанах своих родителей. Если это мешает учёбе, вмешивается учитель. Понравилась одна из школ, которая после уроков с учениками строят дома, продают их, таким образом, самостоятельно зарабатывают средства для своей школы и для себя. Они также работают в школьных ремонтных бригадах, занимаются ремонтом автомобилей. На заработанные деньги ребята вместе с учителями путешествуют, тратят на экскурсии, на организацию различных соревнований. Ребята этой школы имеют свою радио- телестудию, организуют передачи. В этой школе имеется класс морской биологии, где есть аквариум с акулой, варан. Очень примечательно то, что если в школе нет специалиста по какому – либо предмету, организовано дистанционное обучение. Например, в школе нет учителя испанского языка, ученики по расписанию другой школы, где есть учитель, включаются в урок через интернет. Учитель их видит, также опрашивает, даёт задания и т.д. Для учащихся, совершивших правонарушения, существуют школы закрытого типа. В эту школу родители приводят своих детей утром и забирают вечером. Дети находятся на перевоспитании от 9 до 12 месяцев. Если поведение ученика улучшается, его возвращают в обыкновенную школу. Дети принесли обществу вред, поэтому они должны реабилитироваться трудом. Полиция таких детей на учёт не берёт, а сотрудничает со школами. Помимо общеобразовательных дисциплин в таких школах существует специальная программа для трудных. Исключённые из школ дети также могут обучаться в этой школе. Столы в школе закрытого типа стоят так, что дети сидят спиной друг к другу, как бы изолированно. Очень хорошо поставлена работа школьного Совета. Это орган местного самоуправления создается специально для организации помощи школам. Участники школьного Совета узнают из анонсов специализированного веб-сайта, когда будет заседание, какие вопросы будут рассматриваться. Вся работа школьного Совета транслируется по местному телевидению. Решения, принятые на Совете, обязательны для РОНО. На школьном Совете решаются и финансовые вопросы. Определяются стандарты, система контроля, условия работы учителя и другие вопросы, такие как отчёты РОНО, школ, определяют количество учебных дней в году, утверждают календарные планы. Состав школьного Совета избирается на 3 года, существует за счёт взносов родителей и оказания платных услуг. Несколько слов об американских коллегах. Их интересы, так же как и в нашей стране, представляют профсоюзы. Членские взносы составляют примерно 500 долларов в год. Каждый учитель имеет лицензию, которая даёт ему право заниматься образовательной деятельностью. Каждые 5 лет учитель проходит платные аттестационные курсы. Они доступны каждому учителю. На уроке педагог имеет помощника, сколько нужно помощников, решает РОНО. Зарплата учителя варьируется от 30 000 до 60 000 долларов в год. Избавиться от нерадивого, некачественно работающего учителя не трудно. Важным критерием для приёма на работу считают: страсть к делу, стремление, желание, самоотдачу, произвести в жизни детей положительные изменения. У каждого учителя должна быть степень бакалавра. Рабочий день учителя длится 7 часов или 195 рабочих дней в году. Учителю разрешается 3 дня в год без сохранения зарплаты на решение личных вопросов. Летние месяцы не оплачиваются. Ежедневно 1 час из семичасового рабочего дня отводится на планёрку. В субботу школы не работают. Дополнительные курсы учитель проходит в каникулярное время. На пенсию учитель уходит, отработав 33 года, и получает пенсию в размере 70 % от зарплаты. Американцы шутят: «Если мы не будем кормить учителя, он съест ученика». Существуют 5 критериев самооценки учителя: уникальность, принадлежность, чувство безопасности, чувство цели, чувство способности что – либо делать. Существуют, как и у нас, методические центры, где учитель может заказать диски, пособия, книги и т. д. Надо отметить, что для учителя созданы все условия. Впечатляют библиотеки. В общеобразовательных школах нет медработников. Каждый учитель проходит спецкурс «Оказание первой помощи». Об американской культуре. Американцы ценят время, пытаются создать равенство, равноправие, рассматривают себя, как отдельная личность в группе, ставят свои интересы выше интересов группы. Парты в классах рассчитаны на индивидуальную посадку, сидят по одному, в целях воспитания независимо мыслящих личностей. В семьях приучают детей самостоятельно зарабатывать деньги. Американцы открыты, прямолинейны, искренни. Американские студенты не хитрят, не списывают, учатся честно. Они не просят помощи от других, стараются выйти из ситуации самостоятельно. Американцы не верят в судьбу, так как считают, что её они сами создают. Они считают, что могут контролировать окружение, и убеждены, что являются лидерами в мире. Американское общество мобильное, если что-либо меняется в нём – значит есть прогресс. Если сегодня не получилось, получится завтра. Американцы - оптимисты, люди, которые в будущее смотрят с надеждой, много работают, больше, чем японцы, немцы. Они конкурентноспособны, именно этим они добились всего. Если американец говорит «да», это в самом деле означает «да», если он говорит «нет», значит - «нет». Очень вежливы и всегда улыбаются, доброжелательны. В каждой американской семье есть определённое расписание дня и все стараются его исполнять. Американец любую вещь носит только один день и отдаёт на стирку. Отдельно о городе Де-Мойн. Обыкновенный город. Все административные корпуса находятся в центре города и связаны крытыми переходами. Очень зелёный, чистый. Рано утром лавина автомобилей стремится к центру города, вечером идет обратный поток машин. На улицах практически отсутствуют пешеходы. Все имеют автомобили, причём не по одной. Через город протекает речка с однозвучным названием города, на берегу которой свободно пасутся дикие гуси, абсолютно не боясь соседства людей, машин. Автобусы ходят точно по расписанию, минута в минуту, особенно удивило отношение к людям с ограниченными возможностями. Я стала свидетелем такой ситуации: водитель вышел из-за своего рабочего места, вкатил инвалида в коляске в автобус, пристегнул к специальному месту и только потом поехал. На нужной остановке проделал обратную операцию. Проезд на автобусе стоит 1 доллар. Примерное население города Де-Мойн в то время было около 500 тысяч с пригородом, 300 школьных округов и 300 школьных Советов. Это общественные организации. В каждом штате свои образовательные требования. Мы посетили Капитолий – законодательный орган г. Де-Мойн штата Айова. Система образования в Айове – одна из лучших в США. Губернатор, не уделяющий должного внимания образованию, скорее всего, лишится своего места. Существуют местные источники пополнения средств для образования. Например, покупатель платит налог 6% к стоимости товара, из них 1% – на образование. Этот 1% идет на ремонт, на строительство новых школ и т.д. В Капитолии на заседании могут присутствовать рядовые люди. Они наглядно видят, как работают их депутаты. Кроме этого избиратели видят итоги работы на веб-странице. 50% населения Айовы имеют немецкое происхождение. Жители Айовы не хотят пользоваться государственной поддержкой, дотациями, желают владеть только тем, что они заработали сами. 60% бюджета тратится на образование. Наряду с другими штатами Айова находится в первой пятёрке штатов, где при вступительных экзаменах абитуриенты занимают хорошие позиции. Система образования в Айове – одна из лучших в стране. Существует мнение, что Америка – верующая страна. Однако государство не выделяет средства на решение религиозных проблем. В Америке проживают люди разных национальностей, разных вероисповеданий, это еще более разделяет государство от церкви. В США мы пробыли целый месяц. Посетили школы, техникумы, вузы, детские сады. Ездили в Чикаго. Побывали на берегу озера Мичиган и на реке Миссисипи. Всё увиденное оставило неизгладимый след в наших сердцах. Оставался небольшой осадок от того, что американские школьники имеют очень слабые знания о нас, о нашей стране. В их представлениях Казахстан-страна песков, верблюдов, необъятных степей. Американским коллегам очень понравился казахский вечер, организованный нами. Мы исполняли казахские песни, танцевали наш знаменитый танец «Камажай», играли на домбре, рассказали о нашей жизни, быте, культуре, истории, традициях и о своих школах и образовании. Организовали выставку поделок, рисунков, украшений, сделанных руками наших детей, подарили национальные подарки. Наши друзья были в восторге от увиденного и услышанного, Особое впечатление произвела наша национальная кухня: аромат бешбармака, баурсаков и крепкого казахского чая не оставили никого равнодушным. Американцы живо интересовались историей нашего народа, а также настоящим. Думаю, после встречи с нами, они имеют совершенно другие представления о нашей Родине. Мы подружились. Но очень хотелось домой. Соскучились по своим необъятным степям, широким просторам и родному воздуху, по школам, озорным, но очень близким нам, ученикам. Гудбай, Америка! В гостях хорошо, а дома лучше! Прошло семь лет. Очень многое изменилось в нашей стране, как в социуме, так и в образовании. В школах внедряются новые эффективные педагогические технологии, строятся новые просторные школы, соответствующие современным требованиям. Правительством Казахстана прилагается немало усилий для повышения социального статуса учителя. Казахстан далеко шагнул в вопросах работы в сфере образования. Сейчас в наших школах активно внедряются инновационные методы, происходит модернизация методик преподавания, активно развивается обучение в режиме онлайн, вводится раннее изучение английского языка и т.д. «Объявленный мной сегодня новый политический и экономический курс нацелен на то, чтобы дать вам лучшее образование, а значит ещё более достойное будущее. Помните: ваш личный успех- …,успех нашей Родины. Каждый гражданин нашей страны должен обрести чувство хозяина на своей земле» - из Послания Президента страны, 2013год. Добавлю от себя: каждый учитель, каждый ученик должен быть хозяином в своей школе, чтобы мы воспитали достойных людей, с достойным образованием, уважающих историю, культуру, традиции своей страны. Как сказал наш Президент Н.А. Назарбаев: «Мы - молодая нация, и у нас всё получится!». Поездку в США считаю одним из лучших, запомнившихся моментов в моей жизни! Есть что рассказать, вспомнить. В памяти осталось самое удивительное, самое интересное об их культуре, об образовании. Посетив эту страну, я узнала её с другой стороны. Для меня открылась новая страна! Ветеран педагогического труда, Отличник образования РК М.К. Кужантаева | |
Просмотров: 1057 | | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|