Главная » Статьи » Школа, как она есть |
В сентябре 2010 г. наша школа вступила в экспериментальную деятельность, апробируя программу ОЭР «КШДС №33 – центр компетентностно-ориентированного образования для профессионального и личностного самоопределения обучающихся». Данное направление в развитии школы оказалось неслучайным. Причина тому высокая цель, предъявляемая образованию со стороны государства: «Ключевым конкурентным преимуществом Казахстана на мировом рынке должен стать высококвалифицированный, мобильный человеческий капитал, а также постоянное внедрение инноваций». Одним из направлений гипотезы по переходу от традиционной к компетентностно-ориентированной модели образования, ориентированной на личность обучающегося является создание образовательной среды комплекса, как среды развития мотивации учения и формирования ключевых и допрофессиональной компетенций. Одним из факторов формирования допрофессиональной компетенции является личностное и профессиональное самоопределение обучающихся (см прил №1). Развивающая среда в школы понимается как совокупность социальных отношений, общего климата в организации образования, влияющих на мотивацию учения: субъект-субъектные установки и стиль отношений между учителем и учениками, оптимальность структуры среды: количество и качество лабораторий, кружков, объединений, обществ, мастерских, секций, центров, ученическое самоуправление, способствующая достижению новых результатов образования. В рамках работы над ОЭР, в прошлом учебном году мы предложили модель развивающей образовательной среды, позитивно влияющей на развитие мотивации учения и состоящую из следующих компонентов: Модель развивающей среды состоит из 4 блоков: Предметно-пространственный компонент Технологический компонент Социальное партнерство Информационно-методический В 2011-2012уч.году проведено исследование развивающей среды комплекса по методике Ясвина, которое указало на что надо обратить внимание при организации образовательного пространства: во-первых, педагогически целесообразно организовать соответствующий комплекс «развивающих» стимулов — пространственно-предметный компонент образовательной среды; во-вторых, педагогически целесообразно организовать «развивающую» деятельность субъектов образовательного процесса — технологический компонент образовательной среды; в-третьих, педагогически целесообразно организовать «развивающее» межличностное взаимодействие субъектов, опосредующее воздействие на личность соответствующих стимулов и включение ее в соответствующую деятельность в контексте образовательного процесса — социальный компонент образовательной среды. Так же образовательная среда в компетентностно-ориентированной школе должна характеризоваться субъектностью, то есть отсутствием границ и максимальной степенью свободы выбора. Но вместе с тем, также важно придание школьной образовательной среде правового характера. Кроме того, образовательное пространство в комплексе должно соответствовать принципу «возрастосообразности». То есть образовательный процесс в детском саду, начальной, основной и старшей школе должен быть спроектирован в соответствии с социально-психологическими особенностями развития учащихся. Анализ образовательной среды по Ясвнину показал следующее: Как видим, в действительности имеется разрыв между проектируемым состоянием и фактическим. Это и определяет деятельность комплекса в развитии образовательной среды. Так, в детском саду большое внимание уделяется физическому, психическому и всестороннему развитию личности. Развивающая среда в детском саду, ее правильное наполнение и построение сориентированы на создание воспитательных ситуаций, развитие интеллектуальных способностей, познавательной, мыслительной деятельности, мелкой моторики рук, глазомера. Главным в подростковой школе должны быть возможности делать и пробовать. Для этого создается комплекс необходимых условий, определенным образом организованное образовательное пространство, в которое входят клубы, секции, мастерские, общества, вузы, колледжи, ПЛ, а так же интегрируется общее и дополнительное образование. Необходимо наличие большого количество небольших учебных аудиторий, обеспечивающих возможность реализации старшеклассниками индивидуальных образовательных маршрутов. Всё это позволяет включаться подросткам в образовательные и допрофессиональные стажировки (пробы). В этом возрасте очень значимо постоянное расширение круга общения с одновременным включением в процесс проб и практик. Вместе с тем в компетентностном образовании урок сохраняется как одна из возможных форм организации обучения, но упор делается на расширение применения иных форм организации занятий: проектных групп, организацию самостоятельной работы. При всем многообразии форм организации учебной деятельности, которые можно использовать при развитии ключевых компетентностей, преимущественными могут считаться те, что ориентированы на самостоятельность ученика, где явно может быть представлен «продукт» работы, который может быть оценен учителем и классом. В качестве универсальной формы организации обучения выступает блочно-модульная технология, где объективно существует возможность реализации компетентностного подхода. Если на начало года в самостоятельная деятельность отмечалось только 10%-8а, 5%-5А (может низкий процент сказывается из-за адаптации при переходе в среднее звено) учащихся. То к концу года - проявление самостоятельности ученика в анализе текста и обобщение информации, обсуждении, создание текста, выступлении (презентации) увеличилось в среднем на 10%. Конечно, это процент незначительный и явно указывает над чем надо явно работать. За прошедший учебный год (2011 – 2012гг) мониторинг развивающей образовательной среды был проведён дважды: в декабре 2011 и в апреле 2012 года. Использовались следующие методики: карта наблюдения многоаспектного анализа урока, методика Ф.Фидлера, анкета удовлетворённости потребностей в обучении, методика анализа трудных ситуаций взаимодействия. Мониторинг проводился среди 17 учителей экспериментаторов классов КШДС №33. Как видим, в школе преобладает положительный психологический климат. Об этом заявило 62.5% респондентов – это оптимальный уровень достижения результата. Количество учителей, считающих психологический климат в школе положительным выросло в апреле 2012 года на 6,9% по сравнению с декабрём 2011 года. По результатам 2-го мониторинга отношение к работе у педагогического коллектива изменилось, т.е. показатель положительной рабочей установки стал выше на 14 %, эту установку отметили – 89% учителей – это высокий уровень достижения результата. Литературные источники: 1. «Новое десятилетие – новый экономический подъём – новые возможности Казахстана» Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана. г.Астана 2010 г. 2. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005–2010 годы Астана. 2004г. 3. Альмухамбетов Б.А., Кудышева Б.К. Самопознание как основа устойчивого развития общества и личности//Открытая школа №6 (67) 2007г. 4. Компетентностный подход как способ достижения нового качества образования. Москва 2002 год. 5. Д.Равен. «Компетентность в современном обществе, выявление, развитие и реализация». М., 2002. 6. Кудайбердиев Т.К. Проблемы реализации инновационных процессов в организациях образования области. «Проблемы реализации инновационных процессов в организациях образования области»//Материалы областной научно-практической конференции. Караганда. 2004. с.9-17 7. Битянова М.Р. Психолого – педагогическое сопровождение: идеология, метод, модель // Интернет-проект "СОМ - В помощь учителю" http://som.fio.ru | |
Просмотров: 1113 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|