Главная » Статьи » Школа, как она есть |
ТЕМА: «ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ». Почти все признают, что воспитание требует терпения… но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врождённой способности и навыка необходимы ещё и специальные знания. К.Д. Ушинский. Цель: вооружить родителей научными данными о возрастной специфике; Выработать линию поведения, учитывая возрастные особенности подростков. «Переходный», «трудный», «критический» возраст… Эти слова стали обычными, их произносят часто, желая подчеркнуть, насколько сложно протекает развитие личности в годы перехода от детства к взрослости, насколько трудно бывает воспитателям- родителям и учителям- найти правильное решение в той или иной ситуации. Подростковый возраст- это переход от детства к взрослости, от одной эпохи жизни к другой. Всегда ли мы понимаем значимость этого перехода, умеем ли увидеть первые ростки взрослости? Ведь ребята ещё много играют, бегают, шалят, часто они легкомысленны, неустойчивы в интересах и увлечениях, неуравновешенны. Однако это то, что мы видим, а где-то очень глубоко, в тайниках души идёт таинственная работа взросления. Она связана не с изменениями в обстоятельствах жизни ребёнка, а с изменениями в нём самом. Главное, что отличает подростка, как считают психологи, это возникновение у него ощущения собственной взрослости и стремления быть и считаться взрослым. Он стремится войти в мир взрослых и хочет, чтобы окружающие приняли его взрослость. На какой же основе может возникнуть у него это ощущение? Это значительные сдвиги в физическом и половом созревании, это растущая самостоятельность, это общение со старшими товарищами. Чувство взрослости- это стержневая особенность его личности. Она выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к людям и к миру, определяет содержание его поведения в кругу близких людей, ровесников, накладывает отпечаток на весь внутренний мир ребёнка. Подростка отличает совершенно особая, огромная восприимчивость к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых. Всё это определяет его переориентацию- с детских ценностей на взрослые. Он претендует на новые права. Подросток не только протестует против тех или иных ограничений, он претендует на самостоятельность в принятии решений, он как будто ставит себе целью отказаться от послушания вообще, в принципе. Он становится всё более нетерпимым к замечаниям, особенно в присутствии других людей. Это идёт от обострённого чувства собственного достоинства, от осознания себя личностью, которую нельзя подавлять, уничтожать, лишать права на самостоятельность. Подросток претендует на то, чтобы быть в известном мире равноправным в отношении с взрослыми, добивается от них, чтобы они признали это равноправие. Осознавая себя личностью, он усваивает из мира взрослых различные ценности, нормы и способы поведения, то есть делает их своими, теперь они принадлежат его сознанию, и, войдя в сознание, они превращаются в требования, которые он может предъявлять к поведению других людей, своему поведению. Самосознание- это, по выражению советского психолога Л.С. Выготского, социальное сознание, перенесённое внутрь. Раздаётся родителям памятка «Особенности возрастной психологии подростков и юношей» и предлагается проанализировать своё отношение к подростку, найти в своём ребёнке те изменения, которые указаны в памятке. Памятка для родителей «Особенности возрастной психологии подростков » Положительные изменения, происходящие с подростком: - проявление чувства взрослости; - рост самосознания, самооценки, саморегуляции; - повышенное внимание к своей внешности (рост, фигура, лицо, одежда); - проявление самостоятельности в приобретении знаний и навыков; - появление познавательной мотивации; - желание быть не хуже, а лучше других. Негативные изменения, происходящие с подростком: - ранимая не устойчивая психика, высокая тревожность; - проявления эгоцентризма; - намеренная манипуляция взрослыми; - внутренний конфликт с самим собой и окружающими; - повышенное негативное отношение к учителям, родителям, взрослым; - страх одиночества (мысли о суициде). В заключении предлагается родителям ответить на некоторые вопросы (надо подчеркнуть то, что каждый считает правильным): ____________________________________________________________________ вопросы (надо подчеркнуть то, что каждый считает правильным): - дети вправе (не вправе) обсуждать действия и решения взрослых; - дети могут (не могут) принимать участие в обсуждении семейных проблем; - с детьми можно (нельзя) обсуждать все, даже острые проблемы; - самостоятельность детей должна (не должна) быть ограничена; - детям можно (нельзя) предоставить свободу выбора; - детей можно (нельзя) делать арбитрами взаимоотношений родителей; - детям надо (не надо) предоставить полную свободу; - могут (не могут) родители стать друзьями своих детей. ____________________________________________________________________ вопросы (надо подчеркнуть то, что каждый считает правильным): - дети вправе (не вправе) обсуждать действия и решения взрослых; - дети могут (не могут) принимать участие в обсуждении семейных проблем; - с детьми можно (нельзя) обсуждать все, даже острые проблемы; - самостоятельность детей должна (не должна) быть ограничена; - детям можно (нельзя) предоставить свободу выбора; - детей можно (нельзя) делать арбитрами взаимоотношений родителей; - детям надо (не надо) предоставить полную свободу; - могут (не могут) родители стать друзьями своих детей. | |
Просмотров: 622 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|