Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Школа, как она есть

родительское собрание
ТЕМА: «ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ».
Почти все признают, что воспитание
требует терпения… но весьма немногие
пришли к убеждению, что кроме терпения,
врождённой способности и навыка необходимы
ещё и специальные знания.
К.Д. Ушинский.
Цель: вооружить родителей научными данными о возрастной специфике;
Выработать линию поведения, учитывая возрастные особенности подростков.
«Переходный», «трудный», «критический» возраст… Эти слова стали обычными, их произносят часто, желая подчеркнуть, насколько сложно протекает развитие личности в годы перехода от детства к взрослости, насколько трудно бывает воспитателям- родителям и учителям- найти правильное решение в той или иной ситуации.
Подростковый возраст- это переход от детства к взрослости, от одной эпохи жизни к другой. Всегда ли мы понимаем значимость этого перехода, умеем ли увидеть первые ростки взрослости? Ведь ребята ещё много играют, бегают, шалят, часто они легкомысленны, неустойчивы в интересах и увлечениях, неуравновешенны. Однако это то, что мы видим, а где-то очень глубоко, в тайниках души идёт таинственная работа взросления. Она связана не с изменениями в обстоятельствах жизни ребёнка, а с изменениями в нём самом.
Главное, что отличает подростка, как считают психологи, это возникновение у него ощущения собственной взрослости и стремления быть и считаться взрослым. Он стремится войти в мир взрослых и хочет, чтобы окружающие приняли его взрослость. На какой же основе может возникнуть у него это ощущение? Это значительные сдвиги в физическом и половом созревании, это растущая самостоятельность, это общение со старшими товарищами.
Чувство взрослости- это стержневая особенность его личности. Она выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к людям и к миру, определяет содержание его поведения в кругу близких людей, ровесников, накладывает отпечаток на весь внутренний мир ребёнка. Подростка отличает совершенно особая, огромная восприимчивость к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых. Всё это определяет его переориентацию- с детских ценностей на взрослые. Он претендует на новые права. Подросток не только протестует против тех или иных ограничений, он претендует на самостоятельность в принятии решений, он как будто ставит себе целью отказаться от послушания вообще, в принципе. Он становится всё более нетерпимым к замечаниям, особенно в присутствии других людей. Это идёт от обострённого чувства собственного достоинства, от осознания себя личностью, которую нельзя подавлять, уничтожать, лишать права на самостоятельность.
Подросток претендует на то, чтобы быть в известном мире равноправным в отношении с взрослыми, добивается от них, чтобы они признали это равноправие.
Осознавая себя личностью, он усваивает из мира взрослых различные ценности, нормы и способы поведения, то есть делает их своими, теперь они принадлежат его сознанию, и, войдя в сознание, они превращаются в требования, которые он может предъявлять к поведению других людей, своему поведению. Самосознание- это, по выражению советского психолога Л.С. Выготского, социальное сознание, перенесённое внутрь.

Раздаётся родителям памятка «Особенности возрастной психологии подростков и юношей» и предлагается проанализировать своё отношение к подростку, найти в своём ребёнке те изменения, которые указаны в памятке.

Памятка для родителей «Особенности возрастной психологии подростков »
Положительные изменения, происходящие с подростком:
- проявление чувства взрослости;
- рост самосознания, самооценки, саморегуляции;
- повышенное внимание к своей внешности (рост, фигура, лицо, одежда);
- проявление самостоятельности в приобретении знаний и навыков;
- появление познавательной мотивации;
- желание быть не хуже, а лучше других.

Негативные изменения, происходящие с подростком:
- ранимая не устойчивая психика, высокая тревожность;
- проявления эгоцентризма;
- намеренная манипуляция взрослыми;
- внутренний конфликт с самим собой и окружающими;
- повышенное негативное отношение к учителям, родителям, взрослым;
- страх одиночества (мысли о суициде).
В заключении предлагается родителям ответить на некоторые
вопросы (надо подчеркнуть то, что каждый считает правильным):
____________________________________________________________________
вопросы (надо подчеркнуть то, что каждый считает правильным):
- дети вправе (не вправе) обсуждать действия и решения взрослых;
- дети могут (не могут) принимать участие в обсуждении семейных проблем;
- с детьми можно (нельзя) обсуждать все, даже острые проблемы;
- самостоятельность детей должна (не должна) быть ограничена;
- детям можно (нельзя) предоставить свободу выбора;
- детей можно (нельзя) делать арбитрами взаимоотношений родителей;
- детям надо (не надо) предоставить полную свободу;
- могут (не могут) родители стать друзьями своих детей.
____________________________________________________________________
вопросы (надо подчеркнуть то, что каждый считает правильным):
- дети вправе (не вправе) обсуждать действия и решения взрослых;
- дети могут (не могут) принимать участие в обсуждении семейных проблем;
- с детьми можно (нельзя) обсуждать все, даже острые проблемы;
- самостоятельность детей должна (не должна) быть ограничена;
- детям можно (нельзя) предоставить свободу выбора;
- детей можно (нельзя) делать арбитрами взаимоотношений родителей;
- детям надо (не надо) предоставить полную свободу;
- могут (не могут) родители стать друзьями своих детей.
Категория: Школа, как она есть | Добавил: alя (2013-02-24) | Автор: Альбина Евгеньевна Груздева E
Просмотров: 622 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 3:09 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru