Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Школа, как она есть

ИКТ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ВОЗМОЖНОСТИ И РЕАЛИЗАЦИЯ
ИКТ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ВОЗМОЖНОСТИ И РЕАЛИЗАЦИЯ
«Детская природа ясно требует наглядности.
Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам,
и он будет долго и напрасно мучиться над ними;
но свяжите с картинками
двадцать таких слов - и ребенок усвоит их ни лету...»
К.Д. Ушинский

Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество и результативность, должно стать обучение, ори¬ентированное на самосовершенствование и самореализацию лично¬сти. Поэтому на смену модели «образование-преподавание» при¬шло «образование-взаимодействие», когда личность ученика стано¬вится центром внимания педагога. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятель¬ность, творческий потенциал - одна из основных задач современной школы, а успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов. Именно это, на наш взгляд, и определяет активность школьника в познании себя и окружающего мира.
Информационные технологии активно врываются в нашу жизнь, охватывая все новые сферы. Вот уже и до начальной школы добрались. Что это? Дань педагогической моде или назревшая не¬обходимость?
Мы убедились, что использование информационных технологий на уроке способствует активизации внимания, восприятия, мышле¬ния, воображения, памяти, творческих способностей и познаватель¬ных интересов, что является приоритетной целью уроков математи¬ки в начальной школе. В свою очередь, познавательный интерес ребенка и успешность обучения определяют его полноценное ин¬теллектуальное и физиологическое развитие.
Наш практический опыт свидетельствует, что педагог может добиваться серьёзных качественных результатов, работая с учащи¬мися в современных условиях с использованием возможностей мультимедиа на своих уроках и во внеклассной деятельности, что дает более высокие и качественные результаты.
Проводя мультимедийный урок, учитель не ставит перед собой цель «удивить» ученика новыми современными технологиями, однако мы не будем забывать о том, как живо реагируют наши ученики на все новое. Освоение и применение учителем новых технологий не может не вызвать у учащихся интереса, уважения, желания обмениваться ин¬формацией с учителем и одноклассниками. Таким образом, исподволь формируется новый стиль отношений в учебном коллективе, когда процесс передачи информации идет не от одного ко многим, а от всех ко всем
Возможности мультимедиа позволяют сделать урок насыщен¬нее, продуктивнее, эмоциональнее. Приходя на урок, ребята спра¬шивают: «Что нового будет сегодня? Что интересного?» А это зна¬чит, что еще до урока есть учебная мотивация, развитие и поддер¬жание которой - одна из важнейших творческих задач учителя.

В начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребенка от игровой к учебной. Урок-игра, урок - путешествие в сказку, Урок- игра особенно любимы детьми. В нашем сборнике мы представляем такие материалы. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», - гласит народная пословица. Общеизвестно, что большую часть информации мы получаем визуально. Реализовать на уроках один из важнейших принципов дидактики - принцип наглядности - значит обеспечить высокий уровень усвоения пред¬лагаемого материала.
Курс математики в начальной школе содержит большое количе¬ство абстрактных понятий, требующих осознанного глубокого ус¬воения: форма, величина, число и многие другие. Здесь на помощь ученику и учителю могут прийти средства мультимедиа и все их возможности: цвет, форму, пропорции, направление движения, про¬странственные отношения, совокупности множеств и многие другие понятия можно увидеть своими глазами. Таким образом, компью-терные технологии обеспечивают значительно более высокий уро¬вень наглядности по сравнению с традиционными схемами, табли¬цами, моделями.
Особенно благодатной почвой для создания мультимедийных уроков математики служит геометрическое содержание курса. Роль практической деятельности учащихся на этих уроках особенно вы¬сока. Мультимедийное сопровождение отнюдь не заменяет, а орга¬нично дополняет практическую деятельность учащихся, давая обра¬зец использования геометрических инструментов, алгоритм по¬строения. Презентационное сопровождение позволяет смоделиро¬вать те явления и действия, которые невозможно или затруднитель¬но продемонстрировать в реальности.
Применение ИКТ на уроке математики также способствует раз¬витию навыков контроля и самоконтроля. Проверка работы по эталону осуществляется легко и быстро, если это предусмотрено в презентационном сопровождении. Тестирование с помощью ком¬пьютера позволяет быстро оценить уровень знаний учащихся класса и в то же время способствует овладению учащимися действий с мышью, клавиатурой.
Информационные технологии предоставляют широкие возмож¬ности для индивидуализации и дифференциации обучения. Дис¬танционно управляя презентацией, учитель имеет больше возмож¬ностей оказывать индивидуальную помощь учащимся, потому что все построения, которые он должен был бы выполнить на доске во время урока, уже есть на слайдах презентации.
Детям с замедленным развитием компьютер также может оказаться помощником: выполняя индивидуальное задание (воз¬можно, с дополнительной наглядностью, со справочным мате¬риалом), ребята чувствуют себя увереннее, ситуация успеха по¬вышает самооценку, что, в свою очередь, способствует дальней¬шим победам. Отдельные модули-тренажеры могут быть исполь¬зованы не только на уроке, например во время устного счета, но и предложены некоторым учащимся на дополнительных занятиях или для работы дома, если они по тем или иным причинам не ус¬воили материал вовремя или нуждаются в дополнительных уп¬ражнениях. Подобные задания позволяют мотивировать ученика и собственно работой за компьютером, и разнообразными игровыми сюжетами, и возможностью получить «помощь», «подсказ¬ку» от компьютера, и, что на наш взгляд самое важное, возможностью самостоятельно, в индивидуальном темпе, продвигаться в овладении математическими навыками.

Для учащихся с высокой познавательной мотивацией также можно предусмотреть дополнительные индивидуальные задания на компьютере. Особенно полезно привлекать таких ребят к подготов¬ке и проведению отдельных фрагментов урока с помощью ИКТ.
Индивидуальный подход можно обеспечить не только за счет разноуровневых заданий, но также и благодаря самообразованию и самодеятельности учащегося. Обучение в игре - не об этом ли мечтают дети? Такая возможность есть. Разработанные нами ди¬дактические игры полностью адаптированы к возможностям младшего школьника, не требуют помощи взрослых, непродолжи¬тельны по времени. Эти игры с равным успехом можно использо¬вать на уроках и во внеурочной деятельности, как на внеклассных занятиях, так и дома.
Таким образом, с помощью мультимедийных уроков решаются не только задачи урока математики, но и общеучебная задача фор¬мирования ИКТ -компетенций младшего школьника. Сегодня уче¬никам известны различные источники информации, но ребята не знают, как ими пользоваться для собственного развития. Эффек¬тивное использование информации предполагает не только знание, но и понимание того, что знаешь. Этому надо учиться.
При условии, что мультимедийные уроки проводятся в систе¬ме и каждый ученик класса время от времени выполняет индиви¬дуальные задания на компьютере, в курсе начальной школы мож¬но помочь учащимся в овладении навыками работы с компьюте¬рам от манипуляций с мышью в первом классе до создания букле¬тов, презентаций и учебных фильмов в четвертом. Одновременно идет формирование общеучебных умений и навыков: умений и навыков межличностной коммуникации; оценки, отбора, перера¬ботки информации; развитие способности планировать и прини¬мать решение; развитие творческого мышления и др.
В настоящее время школьные медиатеки и личные коллекции учи¬телей регулярно пополняются все новыми СО с учебными, справоч¬ными, развивающими, игровыми материалами. Однако большинство из них имеют один существенный недостаток: их разрабатывают лю¬ди, подчас далекие от реальной школьной практики. Пособие, которое Вы держите в руках, не отличается широким охватом тем, но в его создании приняли участие учителя с большим стажем работы в школе, не понаслышке знающие все реалии учебного процесса.
Подготовка мультимедийного урока или отдельного модуля к нему - довольно трудоемкий процесс, требующий времени, доста¬точного уровня технической подготовки и владения технологией разработки презентационного сопровождения к уроку. Поэтому мы с удовольствием делимся тем, что к настоящему времени создано нашим виртуальным методическим объединением. Все представ¬ленные в сборнике разработки являются открытыми ресурсами, ко-торые можно изменять, дополнять с учетом особенностей класса, УМК.
Категория: Школа, как она есть | Добавил: Жанерке (2013-02-24)
Просмотров: 1171 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 2:58 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru