Главная » Статьи » Школа, как она есть |
ИКТ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ВОЗМОЖНОСТИ И РЕАЛИЗАЦИЯ «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их ни лету...» К.Д. Ушинский Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество и результативность, должно стать обучение, ори¬ентированное на самосовершенствование и самореализацию лично¬сти. Поэтому на смену модели «образование-преподавание» при¬шло «образование-взаимодействие», когда личность ученика стано¬вится центром внимания педагога. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятель¬ность, творческий потенциал - одна из основных задач современной школы, а успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов. Именно это, на наш взгляд, и определяет активность школьника в познании себя и окружающего мира. Информационные технологии активно врываются в нашу жизнь, охватывая все новые сферы. Вот уже и до начальной школы добрались. Что это? Дань педагогической моде или назревшая не¬обходимость? Мы убедились, что использование информационных технологий на уроке способствует активизации внимания, восприятия, мышле¬ния, воображения, памяти, творческих способностей и познаватель¬ных интересов, что является приоритетной целью уроков математи¬ки в начальной школе. В свою очередь, познавательный интерес ребенка и успешность обучения определяют его полноценное ин¬теллектуальное и физиологическое развитие. Наш практический опыт свидетельствует, что педагог может добиваться серьёзных качественных результатов, работая с учащи¬мися в современных условиях с использованием возможностей мультимедиа на своих уроках и во внеклассной деятельности, что дает более высокие и качественные результаты. Проводя мультимедийный урок, учитель не ставит перед собой цель «удивить» ученика новыми современными технологиями, однако мы не будем забывать о том, как живо реагируют наши ученики на все новое. Освоение и применение учителем новых технологий не может не вызвать у учащихся интереса, уважения, желания обмениваться ин¬формацией с учителем и одноклассниками. Таким образом, исподволь формируется новый стиль отношений в учебном коллективе, когда процесс передачи информации идет не от одного ко многим, а от всех ко всем Возможности мультимедиа позволяют сделать урок насыщен¬нее, продуктивнее, эмоциональнее. Приходя на урок, ребята спра¬шивают: «Что нового будет сегодня? Что интересного?» А это зна¬чит, что еще до урока есть учебная мотивация, развитие и поддер¬жание которой - одна из важнейших творческих задач учителя. В начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребенка от игровой к учебной. Урок-игра, урок - путешествие в сказку, Урок- игра особенно любимы детьми. В нашем сборнике мы представляем такие материалы. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», - гласит народная пословица. Общеизвестно, что большую часть информации мы получаем визуально. Реализовать на уроках один из важнейших принципов дидактики - принцип наглядности - значит обеспечить высокий уровень усвоения пред¬лагаемого материала. Курс математики в начальной школе содержит большое количе¬ство абстрактных понятий, требующих осознанного глубокого ус¬воения: форма, величина, число и многие другие. Здесь на помощь ученику и учителю могут прийти средства мультимедиа и все их возможности: цвет, форму, пропорции, направление движения, про¬странственные отношения, совокупности множеств и многие другие понятия можно увидеть своими глазами. Таким образом, компью-терные технологии обеспечивают значительно более высокий уро¬вень наглядности по сравнению с традиционными схемами, табли¬цами, моделями. Особенно благодатной почвой для создания мультимедийных уроков математики служит геометрическое содержание курса. Роль практической деятельности учащихся на этих уроках особенно вы¬сока. Мультимедийное сопровождение отнюдь не заменяет, а орга¬нично дополняет практическую деятельность учащихся, давая обра¬зец использования геометрических инструментов, алгоритм по¬строения. Презентационное сопровождение позволяет смоделиро¬вать те явления и действия, которые невозможно или затруднитель¬но продемонстрировать в реальности. Применение ИКТ на уроке математики также способствует раз¬витию навыков контроля и самоконтроля. Проверка работы по эталону осуществляется легко и быстро, если это предусмотрено в презентационном сопровождении. Тестирование с помощью ком¬пьютера позволяет быстро оценить уровень знаний учащихся класса и в то же время способствует овладению учащимися действий с мышью, клавиатурой. Информационные технологии предоставляют широкие возмож¬ности для индивидуализации и дифференциации обучения. Дис¬танционно управляя презентацией, учитель имеет больше возмож¬ностей оказывать индивидуальную помощь учащимся, потому что все построения, которые он должен был бы выполнить на доске во время урока, уже есть на слайдах презентации. Детям с замедленным развитием компьютер также может оказаться помощником: выполняя индивидуальное задание (воз¬можно, с дополнительной наглядностью, со справочным мате¬риалом), ребята чувствуют себя увереннее, ситуация успеха по¬вышает самооценку, что, в свою очередь, способствует дальней¬шим победам. Отдельные модули-тренажеры могут быть исполь¬зованы не только на уроке, например во время устного счета, но и предложены некоторым учащимся на дополнительных занятиях или для работы дома, если они по тем или иным причинам не ус¬воили материал вовремя или нуждаются в дополнительных уп¬ражнениях. Подобные задания позволяют мотивировать ученика и собственно работой за компьютером, и разнообразными игровыми сюжетами, и возможностью получить «помощь», «подсказ¬ку» от компьютера, и, что на наш взгляд самое важное, возможностью самостоятельно, в индивидуальном темпе, продвигаться в овладении математическими навыками. Для учащихся с высокой познавательной мотивацией также можно предусмотреть дополнительные индивидуальные задания на компьютере. Особенно полезно привлекать таких ребят к подготов¬ке и проведению отдельных фрагментов урока с помощью ИКТ. Индивидуальный подход можно обеспечить не только за счет разноуровневых заданий, но также и благодаря самообразованию и самодеятельности учащегося. Обучение в игре - не об этом ли мечтают дети? Такая возможность есть. Разработанные нами ди¬дактические игры полностью адаптированы к возможностям младшего школьника, не требуют помощи взрослых, непродолжи¬тельны по времени. Эти игры с равным успехом можно использо¬вать на уроках и во внеурочной деятельности, как на внеклассных занятиях, так и дома. Таким образом, с помощью мультимедийных уроков решаются не только задачи урока математики, но и общеучебная задача фор¬мирования ИКТ -компетенций младшего школьника. Сегодня уче¬никам известны различные источники информации, но ребята не знают, как ими пользоваться для собственного развития. Эффек¬тивное использование информации предполагает не только знание, но и понимание того, что знаешь. Этому надо учиться. При условии, что мультимедийные уроки проводятся в систе¬ме и каждый ученик класса время от времени выполняет индиви¬дуальные задания на компьютере, в курсе начальной школы мож¬но помочь учащимся в овладении навыками работы с компьюте¬рам от манипуляций с мышью в первом классе до создания букле¬тов, презентаций и учебных фильмов в четвертом. Одновременно идет формирование общеучебных умений и навыков: умений и навыков межличностной коммуникации; оценки, отбора, перера¬ботки информации; развитие способности планировать и прини¬мать решение; развитие творческого мышления и др. В настоящее время школьные медиатеки и личные коллекции учи¬телей регулярно пополняются все новыми СО с учебными, справоч¬ными, развивающими, игровыми материалами. Однако большинство из них имеют один существенный недостаток: их разрабатывают лю¬ди, подчас далекие от реальной школьной практики. Пособие, которое Вы держите в руках, не отличается широким охватом тем, но в его создании приняли участие учителя с большим стажем работы в школе, не понаслышке знающие все реалии учебного процесса. Подготовка мультимедийного урока или отдельного модуля к нему - довольно трудоемкий процесс, требующий времени, доста¬точного уровня технической подготовки и владения технологией разработки презентационного сопровождения к уроку. Поэтому мы с удовольствием делимся тем, что к настоящему времени создано нашим виртуальным методическим объединением. Все представ¬ленные в сборнике разработки являются открытыми ресурсами, ко-торые можно изменять, дополнять с учетом особенностей класса, УМК. | |
Просмотров: 1171 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|