Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Школа, как она есть

«Инновационная деятельность педагога как фактор развития профессионализма»
«Инновационная деятельность педагога как фактор развития профессионализма»
«Наша главная задача – воспитание духовно богатых людей, профессионалов своего дела, тех, кто завтра станет гордостью и интеллектуальным потенциалом Казахстана» Н.А. Назарбаев
Стремление Казахстана войти в число 50 наиболее развитых стран мира, требует поиска новых подходов к организации качественных изменений в образовательной сфере. Действующий в Казахстане Закон «Об образовании», вводит новые концептуальные подходы в системе образования, в частности переход на 12-летнее обучение с учетом мировых практик и тенденций.
Исходя из концепции перехода на 12-летнее образование, одно из перспективных направлений модернизации образования является разработка идей компетентностного подхода в обучении. Компетентностный подход в обучении предполагает не простое увеличение объема знаний в различных предметных областях, а создание условий для самостоятельного добывания знаний учащимися и развития способности применять их в незнакомых ситуациях. В целом можно определить компетентностный подход в образовании через понятие “как знать”, а не через “что знать”. При этом подходе, помимо знаний и умений учащихся, важным показателем качества обучения становится наличие у них опыта решения жизненных проблем, социальных функций, практических навыков деятельности, т. е. сформированность того, что мы называем ключевыми компетенциями.
Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Выясним что же такое компетенция. В переводе с латинского языка означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.
Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых, чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним. Но компетенция как таковая не может быть определена через некоторую сумму знаний и умений, т.к. значительная роль в ее проявлении принадлежит обстоятельствам. Быть компетентным – значит уметь мобилизовать в данной ситуации имеющиеся знания и опыт. Непроявленная компетенция так и остается скрытой возможностью. Приобретение же компетенций базируется на опыте и деятельности обучающегося. Чтобы научиться работать, нужно работать. Чтобы научиться общаться, нужно общаться. Нельзя научиться пользоваться компьютером, не прибегая к практике, нельзя выучить иностранный язык, не разговаривая на нем. Современные условия развития общества все больше и больше указывают на то, что умения выявлять, классифицировать, наблюдать, описывать, оценивать, отличать знание от мнения, делать выводы из анализа мышления и деятельности и т.д. становятся все более актуальными. Первоочередной задачей казахстанского образования становится развитие 3 ключевых компетенций учащихся: коммуникативной, информационной, компетенция разрешения проблем. Соответственно, это требует от учителя переосмысления приоритетов в своей образовательной деятельности и побуждает искать новые идеи, средства и пути, чтобы сделать школьника партнёром, участником учебно-познавательной, коммуникативной деятельности, умеющим самостоятельно, а затем и автономно получать образование.
Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления. Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Если есть стремление что-то понять, в чём-то разобраться, то здесь тоже речь идёт о мышлении.
Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться?
Эти вопросы ежедневно задает себе каждый учитель. Понятно, что решить данные проблемы, опираясь только на традиционную классно-урочную систему нельзя. Пришло время изменить подход к обучению, в центре которого должен стоять не учитель, а сам ученик.
В своей педагогической деятельности я опираюсь на позиции Льва Семёновича Выготского, который считает, что в основу воспитательного процесса должна быть положена личная деятельность ученика, и всё искусство воспитателя должно сводиться только к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность. Согласно Л. С. Выготскому, учитель может целенаправленно воспитывать детей лишь при постоянном сотрудничестве с ними, с их средой, с их желаниями и готовностью действовать самим вместе с учителем.
Но можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление – значит развивать умение думать.
Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах профессионального образования и собственно жизнедеятельности, необходимо применять активные методы обучения, развивающие технологии, прежде всего, познавательную, коммуникативную и личностную активность нынешних школьников.
Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании ключевых компетенций школьников, является технология развития критического мышления через чтение и письмо.
Общеизвестно, что знания, полученные репродуктивным путем, с использованием объяснительно-иллюстративных методов, очень быстро забываются, тогда как критическое мышление служит толчком к самостоятельной работе, к рассмотрению самой сути изучаемого события, процесса или явления. А знания, добытые путём умственных усилий, путём поиска и разрешения противоречий не только становятся интеллектуальной собственностью, но и дают возможность для формирования личности в целом.
При использовании технологии критического мышления учебный процесс строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации. Полное название технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» может показаться громоздким, однако ни одного слова убрать невозможно. Чтение и письмо — те базовые процессы, с помощью которых мы получаем и передаем информацию, следовательно, необходимо научить школьников эффективно читать и писать.
Речь идет не о первичном обучении письму и чтению, как это происходит в начальном звене школы, а о вдумчивом, продуктивном чтении, в процессе которого информация подвергается анализу и ранжируется по значимости.
С помощью письма человек рефлексирует, размышляет о тех сведениях, которые он получил при чтении, поэтому эффективность этих двух процессов взаимозависима. Практикующие учителя знают, как тяжело школьники соглашаются писать, даже если речь идет не о творческой работе, а о банальном записывании информации из источников. И даже если ученики соглашаются писать, по их конспектам вряд ли можно составить полное представление о том, что они читали или слушали.
Анализ психолого-педагогической литературы, изучение массового опыта свидетельствует о том, что максимальная активизация мыслительной деятельности учащихся обеспечивается проектной деятельностью и технологией критического мышления. Почему я остановилась на последней? Технология проектов не всегда вписывается в рамки 1-2 уроков.
Технология развития критического мышления – универсальная, проникающая, “надпредметная”, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями.
В её основе – ведущие теории современного образования, разработанные советскими и российскими педагогами и психологами 20 века. Теоретической основой технологии являются работы американских и российских педагогов, работающих в рамках проекта Института “Открытое общество” под названием “Чтение и письмо для развития критического мышления”. Этот проект разработали американские педагоги Джинни Стил, Курт Мередит, Чарльз Темпл и Скотт Уолтер. Он реализуется более чем в 16 странах мира с 1997 года, с 2000 года и в пяти российских регионах, а с 2003 года и в Казахстане.
Дать определение термина критическое мышление непросто: слишком много различных параметров – умений, видов деятельности, ценностей – он в себя включает. Так о чем мы, собственно, говорим, когда произносим: критическое мышление?
Авторы данной технологии предлагают своё определение критического мышления: “Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов.
Работая со старшеклассниками, мне казалось, что достаточный опыт умственной работы и интеллектуальные навыки у них совершенствуются сами собой. Но дальнейшая работа и пристальное наблюдение убедили в обратном. При проверке степени сформированности некоторых приемов умственного труда у старшеклассников выяснилось, что умение логического мышления не на высоте. Добросовестно выучив содержание материала, большинство из них не могут применить эти знания в новой ситуации, все время пытались восстановить в памяти прочитанный текст, рассуждали сбивчиво и нелогично. Во время прослушивания лекции они направляли все усилия на быстрое, механическое записывание ее содержания и, как правило, не пытались вникнуть в содержание материала, понять основные мысли и положения; оформляли конспект так, что он не мог в дальнейшем стать помощником в учебе. Стало очевидным, что с уроков большинство учащихся уносят обрывочные знания. Дома, при подготовке к урокам они также неумело работали над устным домашним заданием (читали по несколько раз, пока не запоминали содержание) не соблюдали порядка выполнения письменных работ (не выучив и не разобравшись в теории, выполняли письменные задания). Невольно задаешься вопросом: А умеют ли наши ученики, как кажется элементарное? Точнее отличается ли их функциональная грамотность в данной сфере от той же грамотности выпускника начальной школы? Если отвечая на вопрос, не лукавить, то согласимся с тем, что большинство наших выпускников испытывают затруднения при определении темы и основной мысли текста, изложении ключевых слов, анализе особенностей текста, изложении его содержания, проведении анализа, синтеза нескольких текстов. Я уже не говорю о навыках работы с источниками информации, культуре информационного поиска, систематизировать и анализировать полученную информацию виде схем, таблиц, диаграмм, о самостоятельной исследовательской работе школьника.
Я пришла к выводу о том, что одной из главных причин невысокой успеваемости учащихся является их неумение организовать учебный труд.
Это послужило импульсом к серьезному поиску системы формирования умений логического мышления и определило тему по самообразованию: «Использование элементов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках географии».
Меня, как учителя географии, всегда интересовала проблема развития познавательной и творческой активности учащихся. Поэтому на протяжении последних лет своей педагогической деятельности работаю над созданием условий для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, стремлюсь приблизить школьника к его главной цели – формированию ключевых компетенций: информационной, коммуникативной, социальной, живому осмыслению географии, овладению содержанием предмета.
Моя деятельность заключается в комбинации элементов технологии Критического мышления, а также применение других инновационных технологий (приёмов, форм работы) с целью активизации познавательной творческой деятельности учащихся и формирования положительной мотивации, а также достижения эффективных результатов по предмету. Ведь география – единственный школьный предмет, формирующий у учащихся комплексное представление о Земле как планете людей и знакомящий их с территориальным подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на природные и социально-экономические процессы. Этот предмет обладает огромным воспитательным и развивающим потенциалом развития личности, формирования географического мышления. В условиях модернизации школьное географическое образование становится средством подготовки выпускника к жизни, развитию его ключевых компетенций, практических умений и жизненных навыков. После анализа литературы по интересующему вопросу была выдвинута гипотеза: если использовать методы и приёмы технологии развития критического мышления, то можно активизировать мыслительную деятельность учащихся.
Целью является формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках географии посредством технологии критического мышления. Для достижения поставленной цели решаютс следующие задачи:
1. Исследование вопросов теории критического мышления. 2. Разработка механизма включения в классно-урочную систему преподавания географии методических приёмов технологии критического мышления.
3. Разработка информационного банка дидактических материалов в аспекте методических приёмов технологии критического мышления.
4.Разработка системы мониторинга, позволяющего оценить формирование ключевых компетенций в динамике по годам обучения.
Педагогу так надо организовать занятие, чтобы и он сам мог оказаться на уроке в роли ученика, т.е. учиться вместе со своими учениками. У детей необходимо пробудить внутреннюю мотивацию к учёбе. Учителю необходимо научиться быть терпимым к ошибкам детей, научить их самим додумываться до верного ответа. Начиная работать по данной технологии, учитель должен чётко представлять себе и соблюдать следующие правила:
• положительное внимание к ученикам (уточнять, а не критиковать, выслушивать до конца, не прерывать;
• понимание того, что существует определенный риск, так как используются другие формы работы;
• быть терпимым к неопределённости.
Структура технологии развития критического мышления. Для того, чтобы эффективно использовать данную технологию при работе с детьми необходимо знать особенности организации данной технологии ее структуру, приемы. В основе ТРКМ лежит базовая модель, состоящая из трех фаз: На стадии вызова (её присутствие на каждом уроке обязательно) Деятельность учителя направлена на актуализацию у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе, помощь учащимся в определении направления в изучении темы. Ученик «вспоминает», что ему известно по этому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задаёт вопросы, на которые хочет получить ответы. Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведётся индивидуально или в группах. Стадия «осмысления» занимает наибольшее значение на уроках, где изучается новый материал. Особенностью данного этапа является возможность увязать новую информацию с уже имеющимися знаниями, за счет постановки сначала репродуктивных вопросов. Деятельность учителя направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией (т.е. помочь активно воспринимать материал), помощь в соотнесении имеющихся знаний с новыми. Ученик на этом этапе читает, слушает текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации. На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа). Стадия «рефлексии» предполагает использование учениками полученных навыков, уметь производить анализ информации, на его основе задавать вопросы, корректировать их, выносить оценочные суждения в нестандартных ситуациях. На этом этапе делается особый акцент на возможность анализа учащимися конкретных жизненных ситуаций, критическую оценку ими выбранных моделей поведения.
Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то очевидно, что они не представляют какой-то новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» это как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия в традиционном уроке – это закрепление материала, проверка усвоения.
В чем же различия? Что принципиально нового несет технология критического мышления? Элементы новизны, содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности, на каждой из стадий урока используются свои методические приемы. Их достаточно много.
В целом уроки проходят более активно, плодотворно, учащиеся из объекта обучения становятся полноправными участниками процесса обучения. На уроке присутствуют монологи, диалоги, учащихся. Атмосфера уважительного отношения к чужому, пусть даже неверному мнению, приводит к открытому диалогу, провоцирует на дискуссию, исключает боязнь получить за неправильный ответ неудовлетворительную оценку.
Важное значение для меня играет и собственное удовлетворение от урока. Использование стратегии развития критического мышления учащихся, сотрудничество на уроке позволяют всех учащихся включить в учебный процесс, создать условия для формирования интеллектуальных умений учащихся, обеспечить три составляющие успеха на уроке: интеллектуальное и коммуникативное развитие и осознание значимости личного вклада каждого в общее дело. Не давайте готовых истин. Пусть обучаемые доходят до всего сами.
Использование технологии КМ на уроках географии.
Такие стратегии критического мышления как, кластер (схема), диаграмма Вена, составление перепутанных логических цепочек, слова-ассоциации, составление «толстых» и «тонких» вопросов, составление синквейна, прогнозирование, «Верные и неверные утверждения», таблица «ЗХУ», ключевые термины, я как и многие педагоги использую давною Сравнительно недавно я применяю на уроках географии некоторыестратегии технологии: ЖИГСО, ЖИГСО1 и РАФТ.
Вывод: самое ценное, что данная технология развивает умение давать оценку, прогноз любой ситуации, решить проблемы. В конце ещё раз хочется отметить, что важно не в готовом виде давать знания, а добывать их совместно. Использование технологии критического мышления на уроках географии позволяет повысить эффективность восприятия информации обучающимися, повысить интерес обучающихся как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения, сформировать умения ответственно относиться к собственному образованию, сформировать умение работать в сотрудничестве с другими.
Работа, проводимая в рамках развития критического мышления, научит детей анализировать, синтезировать, сопоставлять, делать умозаключения. Я учусь вместе с детьми и учусь сама у детей.
Категория: Школа, как она есть | Добавил: qazxcv (2013-03-02) | Автор: Елена E
Просмотров: 1708 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 3:19 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru