Главная » Статьи » Школа, как она есть |
ПРОБЛЕМА КАЧЕСТВА УЧЕБНИКОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН Глущенко Яна Сергеевна учитель истории КГУ Гимназия №45 Неизмеримо выросло значение истории Казахстана как самостоятельного учебного предмета после провозглашения независимости Республики Казахстан. Каждый гражданин нашей страны должен знать историю своего государства. Залог процветания государства - образованность его граждан. История Казахстана является обязательным экзаменом во всех средних общеобразовательных школах и вузах Республики. В послании президента Н. А. Назарбаева « Стратегия вхождения Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира сказано, что реформа образования – это один из важнейших инструментов, позволяющих обеспечить реальную конкурентоспособность Казахстана. Нам нужна современная система образования соответствующая потребностям экономической и общественной модернизации»[1]. Система образования нашего молодого Казахстана уверенно идет по пути реформирования отечественной школы. В результате реализации Концепции развития образования Республики Казахстан до 2015 года будет сформирована эффективно функционирующая казахстанская модель обучения, которая позволит Казахстану занять достойное место в образовательной нише [2]. Цель реформы повысить качество подготовки специалиста. Идет разговор о вхождении казахского образования в мировое образовательное пространство. Ключ к этому – разработка и издание учебников, являющихся одной из приоритетных государственных задач. Разрабатываемые учебники должны соответствовать государственным стандартам среднего общего образования, учебным программам по школьным предметам и стать качественным и конкурентоспособным товаром на рынке образовательных услуг. Разрабатываемые учебники проходят предварительную апробацию, подвергаются всесторонней экспертизе. Весь цикл, связанный с созданием учебника: разработка, подробное описание, тиражирование осуществляется под руководством и контролем центрального исполнительного органа в области образования. Но всё же сегодня школа не удовлетворена действующими школьными учебниками истории, многие учебники не отвечают современным требованиям базовой науки и педагогике. В них очень сильна традиция «переписывания». Меняются фактография, оценки и интерпретация, но не философия истории, которая неизбежно присутствует даже на уровне бытового знания о прошлом. Учебники истории перегружены, их содержание в несколько раз превышает доступный и необходимый объём: огромное количество дат, событий, имён, фактов не соответствуют ни требованиям стандарта, ни возрасту учащихся. Многие учебники по отечественной истории XX века скорее подходят для студентов, чем для учащихся школ. В учебниках встречаются параграфы противоречащие содержанию предыдущего, некорректный перевод искажает смысл текста. По нашему мнению обязанностью авторов должна быть безупречная грамотность, достоверность информации чтобы предотвратить безграмотные опусы, которые допускаются в учебниках. Автор несет ответственность перед учеником, главным потребителем знаний и чтобы увлечь историей школьника, необходимо пробудить в нем творческое сознание. Как писала академик М.В.Невченко «Учебник должен беседовать с учеником. Должен учить его учиться. Должен воспитывать в нем желание учиться». В целом учебник должен интересовать учащихся. При прочтении материала ученик должен открывать для себя новые представления о существующих вещах, расширять кругозор, углубляясь в историю. Н.С. Бакина в двух номерах республиканского журнала «История Казахстана: преподавание в школах и ВУЗах» (№12 2007, и №1 2008) пишет о том, что нет преемственности в содержании учебников. Главными требованиями к составлению учебников должны быть научность и доступность. Авторам учебников нужно знать возрастную психологию, возрастную педагогику. И далее он анализирует учебник 6 класса «История древнего Казахстана» и учебник 7 класса «История средневекового Казахстана». Поражает, с какой лёгкостью за составление учебников берутся люди, имеющие смутное представление о конечном результате! Учащимся при изучении отдельных параграфов приходится пробираться через дебри научных терминов, десятки имён, цифровых данных. Согласно методике определения качества учебников и учебно- методических комплексов норма незнакомых слов должна составлять 4 % на 100 слов , то есть в среднем звене обучение не более 3х-4х незнакомых понятий на 100 слов. На практике новых учебниках «Всемирной истории средних веков» для 7 класса в параграфе 33 встречается по 13 незнакомых терминов и имен на 100 слов и это превышает нормы в 4 раза. Где же тут качественно усвоить содержание материала [3]. Научность изложения материала подразумевает: последовательное и отчетливое изложение достоверных научных знаний; правильное и доказательное раскрытие, трактовку основных понятий; наличие материала, обеспечивающего овладение учащимися простейшими методами исследования. Доступность материала подразумевает: Соответствие содержания, глубины и логики раскрытия материала познавательным и возрастным особенностям и возможностям учащихся; учет имеющихся у учащихся знаний; доступность текста учебника для самостоятельного усвоения учащимися содержания темы; соблюдения последовательности введения понятий; наличие материала для организации самостоятельной работы, повторения и закрепления, осознанного самоконтроля и самооценки [4]. Экспертиза казахстанских контрольных учебников позволила выявить ряд существующих недостатков: -перегруженность учебников понятиями, фактами; -отсутствие яркого образного учебного материала, способного заинтересовать учащихся; -сухо повествовательный язык изложения; недостаточность использования проблемных задач; -дублирование изучения некоторых понятий в нескольких предметах; -преобладание вопросов репродуктивного характера; -отсутствие необходимой преемственности в формировании основных понятий, предметных и общественных умений; -формальный характер осуществления межпредметных связей; -отсутствие материала о процессе познания, об истории научных методов и открытий [5]. Ни один граждан нашей страны не будет спорить с тем, что историю государства, в котором ты живешь нужно знать. Вопрос в том, как она изучается и что написано в учебниках. _______________________________________________ 1.Назарбаев Н.А. Стратегия вхождения Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира. 2.Концепция развития образования Республики Казахстан до 2015г. 3.Турмашева Б.К. Преподавание истории в школе//История Казахстана преподавание в школе и ВУЗах.-2006.-№2.-С 12-15 4.Бакина Н.С. Проблемы современных учебников истории//История Казахстана преподавание в школах и ВУЗах.-2008.-№1.-С 75-83 5.Жулдоспаева М. Создание альтернативного учебника по истории Казахстана за 9 класс как новая ступень в ученического мировоззрения.//История Казахстана преподавание в школе.-2009.-№8.-С 30-33 | |
Просмотров: 2556 | Комментарии: 3 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|