Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Школа, как она есть

ПРОБЛЕМА КАЧЕСТВА УЧЕБНИКОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
ПРОБЛЕМА КАЧЕСТВА УЧЕБНИКОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
Глущенко Яна Сергеевна
учитель истории КГУ Гимназия №45
Неизмеримо выросло значение истории Казахстана как самостоятельного учебного предмета после провозглашения независимости Республики Казахстан. Каждый гражданин нашей страны должен знать историю своего государства. Залог процветания государства - образованность его граждан. История Казахстана является обязательным экзаменом во всех средних общеобразовательных школах и вузах Республики.
В послании президента Н. А. Назарбаева « Стратегия вхождения Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира сказано, что реформа образования – это один из важнейших инструментов, позволяющих обеспечить реальную конкурентоспособность Казахстана. Нам нужна современная система образования соответствующая потребностям экономической и общественной модернизации»[1]. Система образования нашего молодого Казахстана уверенно идет по пути реформирования отечественной школы. В результате реализации Концепции развития образования Республики Казахстан до 2015 года будет сформирована эффективно функционирующая казахстанская модель обучения, которая позволит Казахстану занять достойное место в образовательной нише [2]. Цель реформы повысить качество подготовки специалиста. Идет разговор о вхождении казахского образования в мировое образовательное пространство. Ключ к этому – разработка и издание учебников, являющихся одной из приоритетных государственных задач. Разрабатываемые учебники должны соответствовать государственным стандартам среднего общего образования, учебным программам по школьным предметам и стать качественным и конкурентоспособным товаром на рынке образовательных услуг.
Разрабатываемые учебники проходят предварительную апробацию, подвергаются всесторонней экспертизе. Весь цикл, связанный с созданием учебника: разработка, подробное описание, тиражирование осуществляется под руководством и контролем центрального исполнительного органа в области образования. Но всё же сегодня школа не удовлетворена действующими школьными учебниками истории, многие учебники не отвечают современным требованиям базовой науки и педагогике. В них очень сильна традиция «переписывания». Меняются фактография, оценки и интерпретация, но не философия истории, которая неизбежно присутствует даже на уровне бытового знания о прошлом. Учебники истории перегружены, их содержание в несколько раз превышает доступный и необходимый объём: огромное количество дат, событий, имён, фактов не соответствуют ни требованиям стандарта, ни возрасту учащихся. Многие учебники по отечественной истории XX века скорее подходят для студентов, чем для учащихся школ.
В учебниках встречаются параграфы противоречащие содержанию предыдущего, некорректный перевод искажает смысл текста. По нашему мнению обязанностью авторов должна быть безупречная грамотность, достоверность информации чтобы предотвратить безграмотные опусы, которые допускаются в учебниках. Автор несет ответственность перед учеником, главным потребителем знаний и чтобы увлечь историей школьника, необходимо пробудить в нем творческое сознание. Как писала академик М.В.Невченко «Учебник должен беседовать с учеником. Должен учить его учиться. Должен воспитывать в нем желание учиться». В целом учебник должен интересовать учащихся. При прочтении материала ученик должен открывать для себя новые представления о существующих вещах, расширять кругозор, углубляясь в историю.
Н.С. Бакина в двух номерах республиканского журнала «История Казахстана: преподавание в школах и ВУЗах» (№12 2007, и №1 2008) пишет о том, что нет преемственности в содержании учебников. Главными требованиями к составлению учебников должны быть научность и доступность. Авторам учебников нужно знать возрастную психологию, возрастную педагогику. И далее он анализирует учебник 6 класса «История древнего Казахстана» и учебник 7 класса «История средневекового Казахстана». Поражает, с какой лёгкостью за составление учебников берутся люди, имеющие смутное представление о конечном результате! Учащимся при изучении отдельных параграфов приходится пробираться через дебри научных терминов, десятки имён, цифровых данных. Согласно методике определения качества учебников и учебно- методических комплексов норма незнакомых слов должна составлять 4 % на 100 слов , то есть в среднем звене обучение не более 3х-4х незнакомых понятий на 100 слов. На практике новых учебниках «Всемирной истории средних веков» для 7 класса в параграфе 33 встречается по 13 незнакомых терминов и имен на 100 слов и это превышает нормы в 4 раза. Где же тут качественно усвоить содержание материала [3].
Научность изложения материала подразумевает: последовательное и отчетливое изложение достоверных научных знаний; правильное и доказательное раскрытие, трактовку основных понятий; наличие материала, обеспечивающего овладение учащимися простейшими методами исследования. Доступность материала подразумевает: Соответствие содержания, глубины и логики раскрытия материала познавательным и возрастным особенностям и возможностям учащихся; учет имеющихся у учащихся знаний; доступность текста учебника для самостоятельного усвоения учащимися содержания темы; соблюдения последовательности введения понятий; наличие материала для организации самостоятельной работы, повторения и закрепления, осознанного самоконтроля и самооценки [4].
Экспертиза казахстанских контрольных учебников позволила выявить ряд существующих недостатков:
-перегруженность учебников понятиями, фактами;
-отсутствие яркого образного учебного материала, способного заинтересовать учащихся;
-сухо повествовательный язык изложения; недостаточность использования проблемных задач;
-дублирование изучения некоторых понятий в нескольких предметах;
-преобладание вопросов репродуктивного характера;
-отсутствие необходимой преемственности в формировании основных понятий, предметных и общественных умений;
-формальный характер осуществления межпредметных связей;
-отсутствие материала о процессе познания, об истории научных методов и открытий [5].
Ни один граждан нашей страны не будет спорить с тем, что историю государства, в котором ты живешь нужно знать. Вопрос в том, как она изучается и что написано в учебниках.
_______________________________________________
1.Назарбаев Н.А. Стратегия вхождения Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира.
2.Концепция развития образования Республики Казахстан до 2015г.
3.Турмашева Б.К. Преподавание истории в школе//История Казахстана преподавание в школе и ВУЗах.-2006.-№2.-С 12-15
4.Бакина Н.С. Проблемы современных учебников истории//История Казахстана преподавание в школах и ВУЗах.-2008.-№1.-С 75-83
5.Жулдоспаева М. Создание альтернативного учебника по истории Казахстана за 9 класс как новая ступень в ученического мировоззрения.//История Казахстана преподавание в школе.-2009.-№8.-С 30-33
Категория: Школа, как она есть | Добавил: yanochka (2013-03-03) | Автор: Яна Сергеевна E
Просмотров: 2556 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 3:21 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru