Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » 2007 год - год русского языка

Мода на неграмотность?
ГОД РУССКОГО ЯЗЫКА
Познавать русский язык в споре и философски относиться к влиянию Интернета советует профессор, доктор филологических наук, директор Института лингвистики Российского государственного гуманитарного университета, заведующий кафедрой русского языка РГГУ
Максим КРОНГАУЗ.
Ошибки одного поколения становятся признанным стилем и грамматикой для следующих.
И.Б. Зингер

– Уроки русского языка в школе обычно вспоминают с тоской. А вам, наверное, нравился этот предмет?
– Я его очень не любил. Он казался, с одной стороны, скучным, с другой – бессмысленным. Гораздо позже я понял, что это запрограммировано самой задачей обучения. Совершенно ясно, что родному языку мы учимся с рождения, в семье, а вовсе не на уроках. Поэтому традиционно цели курса «русский язык в школе» были довольно скромны – научить детей орфографии и пунктуации, то есть, проще говоря, грамотно писать. Я бы сказал даже более жёстко: грамотно записывать.
– Записывать? Что?
– Чужие тексты. Есть грамотность абсолютная и относительная. Первая подразумевает знание всех правил, умение ставить в нужных местах пунктуационные значки и писать без ошибок слова. Объём, в котором это даётся в программе среднего образования, большинству людей может понадобиться два раза в жизни: во время выпускных и вступительных экзаменов. В остальном же такая грамотность, если говорить честно, никому не нужна, кроме профессионалов, работающих с чужими текстами, – корректоров и редакторов. Для всех прочих важна относительная грамотность, которая подразумевает не буквальное и непременное следование законам, а творческое, осмысленное владение языком. Даёт возможность маневра, наконец, умение «выкрутиться» в сложном случае...
– То есть?
– Ну, скажем, если не знаешь, как поставить знак или как пишется слово, можно просто переформулировать фразу, записать её иначе и не сделать ошибки. Относительной грамотности следовало бы учить всех, по крайней мере тех, кто сталкивается в жизни с текстами. Школа же всегда была нацелена на абстрактную идею идеальной, абсолютной грамотности, но, понятно, никогда этого не достигала.
– Ну да, в школе шаг влево, шаг вправо от правила – двойка…
– Вообще я считаю, что грамотность не должна быть такой жёсткой. То же самое «не» часто можно писать и слитно, и раздельно, в зависимости от того, есть противопоставление или нет. При этом противопоставление может только подразумеваться. У экзаменатора всегда есть возможность придраться к ученику. Более того, раньше ещё была такая проблема: человек мог быть способным физиком, математиком, но если он не знал, раздельно или слитно пишется «не», он мог вообще лишиться возможности учиться, что абсурдно. Хотя в жизни эти знания могли ему вовсе не пригодиться и уж точно даже при написании статей требования были бы не так строги, как на экзамене.
Была б официально узаконена вариативность, не ломалось бы столько копий. А мы до сих пор пользуемся сводом правил, изданным в середине 50-х годов. Они – закон в области орфографии и пунктуации, хотя все давно говорят и пишут по-другому.
– Например?
– Скажем, мы не пишем сейчас, как рекомендовали раньше, «Родина» и «Отчизна» с большой буквы, и, наоборот, слово «Бог» прежде было запрещено писать с прописной. Таких вещей много.
– Как же быть с противоречиями?
– Недавно была предпринята попытка так называемой реформы правописания. Её задачей было зафиксировать некую сегодняшнюю норму. Предлагалось ликвидировать сдвоенные «н» в причастиях – нынешние правила сложны и противоречивы. Упрощались написания «слитно-раздельно» и слов с «не»... Новшества не были приняты. Мотивировалось это чрезмерной радикальностью нового написания слов – «парашут», «брошура». В основном дискуссия свелась к этим нескольким примерам, хотя предлагались более системные и важные изменения.
– Сейчас более ценится способность излагать свои мысли убедительно и красиво, чем строгое соответствие канону. Придумать рекламный слоган, бренд, уговорить, пропиарить...
– В погоне за «правильнописанием» все остальные навыки, связанные с родным языком, в школе вообще остаются за бортом. При том что для жизни, вы правы, гораздо важнее умение хорошо, красиво говорить, пусть и с некоторыми ошибками, и хорошо, красиво писать, творчески подходя к языку. Хороший оратор не тот, кто соблюдает все правила, а тот, кто умеет увлечь. Он, наоборот, часто допускает какие-то стилистические неточности, добиваясь этим нарушением определённого эффекта и реакции слушателей. Кстати, школьное сочинение когда-то было задумано именно для того, чтобы научить человека свободно излагать свои мысли. Идея была совершенно загублена, как только сочинения стали оценивать в баллах. Все стали стремиться соответствовать определённому стандарту или понравиться конкретному учителю. А вот если бы вместо отметки итог работы обсуждался учителем вместе с классом, пользы было бы значительно больше.
– Считаете, что спор – лучшее обучение языку?
– Было бы замечательно возродить в школе традицию дискуссий разного рода – от научных, социальных, политических до бытовых, – и это было бы нормальным обучением русскому языку и речи. Человек научился бы выражать своё мнение так, чтобы оно было понятно собеседнику, и, в свою очередь, понимать, что очень редко бывает, мнение собеседника. Чаще всего не только дети, но и взрослые не понимают собеседника. Я вместе со школьниками проводил занятия при нашем университете по теории и практике коммуникации. Давал рецензии на фильмы (поскольку кино сейчас единственное, что известно более-менее всем), и надо было просто сказать – положительная это рецензия или отрицательная. Моё мнение, от которого я всё-таки вёл отсчёт, практически никогда не совпадало с мнением ребят. Девочки, например, оценивали рецензию как положительную, если в ней упоминались приятные им слова – о природе, о любви, – и наоборот, если слова были неприятные, связанные с насилием, кровью, они оценивали рецензию как отрицательную, даже если в тексте недвусмысленно говорилось, что фильм хорош. То есть текст не прочитывался, а из него выбирались ключевые слова, по которым и проходила оценка. Если слова раздражали, текст оценивался как отрицательный. Это свидетельство того, что, как правило, мы чужих текстов не понимаем и не очень к этому стремимся.
– Считаете, и этому можно научить?
– Если есть хороший учитель, безусловно. Есть много разных, альтернативных школьных курсов. То, что можно назвать теорией и практикой коммуникации, – умением говорить и писать на родном языке. Некоторые с детства хорошо говорят, другие – косноязычны, но большинство детей находятся в промежуточном состоянии – говорят, но не очень хорошо, не умеют, робеют. Им нужны учитель и коммуникативные занятия. Развить способности можно у подавляющего большинства.
– С одной стороны, хорошие учителя будут учить красивой формулировке фраз и хотя бы относительной, но грамотности, с другой – всегда и рядом у подрастающего поколения Интернет, где процветает полная неряшливость изложения...
– Интернет, безусловно, способствует разрушению грамотности.
– Потому что там всё можно? Я о русском языке.
– Нет, не поэтому. Там слились несколько потоков. С одной стороны, это язык падонков – сознательное нарушение всех норм...
– Умело коверкать язык тоже непросто...
– Да, делать всевозможные ошибки может только человек, знающий правильное правописание. Скажем, написать «кросафчег» нормальному неграмотному человеку никогда не пришло бы в голову. Это интеллектуальная игра образованных людей. При этом есть в Интернете масса просто неграмотных людей, которые с восторгом подхватывают эту свободу. Опасность тут существует не для нынешних юношей и девушек и уж точно не для тех, кто старше, у кого языковые навыки уже сформированы, а для ребёнка, который, возможно, впервые увидит написанное слово не в книжке, а на экране компьютера – того же «автора», написанного с двумя «ф» и с двумя «а» – «аффтар»...
– И при этом – полное отсутствие знаков препинания...
– Да-да-да. Естественно, его опыт подскажет впоследствии написание, принятое в Интернете, а не рекомендуемое словарями. К тому же понятно, что человек, привыкший к иной орфографии, будет неохотно читать книжки. И никакая школа с двумя уроками русского языка в неделю не сможет противостоять ежедневно доступному Интернету. И тогда возникнет поколение с другой письменностью.
– Апокалипсис неминуем?
– В каком-то смысле да. Единственная надежда, что на неграмотность нынче существует мода, а моде свойственно проходить. Уже сейчас на самых крутых сайтах, принадлежащих узкому кругу грамотных исказителей языка, идут дискуссии о том, что подлежит искажению, а что – нет. В частности, где-то уже запрещают слово «превед», такой своеобразный языковой пуризм.
– А «аффтар» всё ещё «жжот»?
– Пока да. Всё ещё в фаворе «ацтой», «ниасилил», «ржунимагу» и тому подобное. На самом деле, хотя мы и паникуем по поводу разрушения коммуникации, языкового разрыва между поколениями, это не так страшно. Стремление человека к общению, и притом комфортному общению, всё равно окажется сильнее. Слишком большой разгул свободы приводит к хаосу, но, как правило, человечество никогда не делает последнего шага. Произойдёт откат. Думаю, через некоторое время мы вернёмся к более нормализованному письму. Возможно, останутся какие-то смешные словечки, как некий опознавательный знак определённого круга, но повальная мода схлынет года через два, максимум – пять лет. Более того, полагаю, повысится престиж грамотности. И в силу её редкости, и в силу жизненной необходимости. Если неграмотность станет мешать учёбе, карьере, наконец, жизни, человек, естественно, постарается её преодолеть.

Беседу вела Мария АНИСИМОВА
http://lg-ru.livejournal.com/40257.html?mode=reply

Категория: 2007 год - год русского языка | Добавил: collegy (2007-10-06)
Просмотров: 2061 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2024-11-17, 11:16 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru