Главная » Статьи » Дайджест прессы |
Сагин-Гирей Байменов «Лучшее в мире образование – полученное в борьбе за кусок хлеба», Уэнделл Филлипс, публицист, лидер аболиционизма в США (XIX век) О нашей национальной школе глава государства в свое время вынужден был сказать весьма нелестные слова: «Мир так быстро меняется, а системы образования так косны и инертны, будто, попав в ловушку времени, они продолжают обслуживать прошлую эпоху, которая давно закончилась». В последние годы набили оскомину разговоры о перепроизводстве в сфере образования «плохих» юристов, экономистов, дипломатов, журналистов и т.п. Но сегодня подпадают под сокращение и лишаются работы и представители других, куда более востребованных профессий – в нефтегазовом секторе, в горном деле и металлургии, в строительной отрасли и других важнейших сферах нашего хозяйства. Увольняют в первую очередь малоопытных, некомпетентных специалистов, а это в основном молодежь, выпускники вузов и колледжей. А тут – новый выпуск, еще тысячи потенциальных безработных. Может получиться, что человек со «свеженькой» корочкой, так и не успев освоить выбранную профессию, вынужден будет переучиваться, спешно приобретать квалификацию, востребованную рынком труда в условиях экономического кризиса. На Западе, в частности в США, еще за десятилетия до кризиса наметилась и развивалась тенденция людей к смене профессий, осваиванию новых специальностей, востребованных в меняющихся условиях рынка труда. Многие тамошние университеты еще в 80-90-х годах прошлого века перешли к более гибким программам обучения лиц, уже имеющих высшее образование. Учитывая их ограниченное время, на производстве и в учреждениях им могли установить индивидуальный гибкий график работы, а пропущенные из-за учебы дни компенсировались выходными. Некоторые учебные заведения организуют занятия для переобучаемых во время уик-энда: уезжая на учебу в пятницу вечером, люди возвращаются домой к концу воскресенья. Особенно приспособили к этим целям заочное и дистанционное обучение. Такая надобность и для Казахстана очерчена главой государства довольно четко. Он поручил правительству совместно с акимами организовать переподготовку специалистов на базе существующих учебных заведений. Авторитет руководителя страны у нас очень высок. Министры и акимы, наверное, уже выполняют поручение. Но первое, с чем столкнется данная программа, – готовность и состоятельность существующих учебных заведений в смысле организации переподготовки специалистов. Самым слабым местом большинства из них как раз и является плохо налаженная, если не сказать – эклектическая, связь с производством, где бы студенты проходили основательную практику. А наличием собственной базы обучения, на которой закрепляются знания, навыки и компетенция будущих специалистов, могут похвастаться лишь единицы из ныне действующих вузов и колледжей. Беря «под козырек» перед вышестоящими инстанциями, вузы и профтехобразование сами себя загонят в ловушку: сегодня во многих из них с грехом пополам организуется производственная практика набранного контингента студентов, а тут еще хлынут незапланированные толпы «переобучающихся». Трудно представить достойный выход из создавшегося положения. И все же от реально наступившего кризиса никуда не уйти. Переучиваться, видимо, надо не только низам, но и верхам. Министрам и акимам, ректорам вузов, директорам колледжей, руководителям организаций образования, от чьих решений и распорядительности зависят судьбы людей, оставленных кризисом без работы, и молодежи после учебных заведений со знаниями в голове, но без практического багажа, получаемого в процессе работы. Все годы нашей независимости было слишком много упований на то, что рынок отрегулирует как производительные силы, так и производственные отношения. О законе их обязательного соответствия друг другу, как учили нас когда-то классики марксизма, напрочь забыто. В результате производительные силы, то бишь люди с их заботами о занятости, были предоставлены самим себе, а производственные отношения, или рынок труда, подчинялись безудержному диктату наживы. В этих условиях о переподготовке кадров, об усовершенствовании специалистов, как о важнейшей государственной нужде, мало кто думал. Пришедший кризис властно диктует и всему нашему обществу, и каждому из нас необходимость самообновления. Профессионалы, лучшие специалисты в жизненно важных сферах, обеспечивающих насущные потребности людей, всегда будут в цене. Кстати, о цене. То бишь о платном образовании. Какими бы своевременными ни были принятые недавно меры в виде дополнительных грантов и кредитов, вспомоществований студентам-сиротам и детям из малообеспеченных семей, сохранить этот сектор в целости вряд ли удастся. У многих родителей, считавших себя прежде состоятельными, сокращаются доходы, и некоторые из них уже не смогут продолжать оплату обучения своих чад. Да и рынок труда в условиях кризиса ответит решительным отторжением новых толп уже «плохих» нефтяников, металлургов и других молодых кадров, которые совсем недавно были нужны на преуспевающих предприятиях даже в таком «сыром», полуфабрикатном виде. В результате сам собой будет сокращаться набор в вузы и колледжи на платной основе. И вполне возможно, постепенно, без репрессивных мер сверху уменьшится и сеть высших и средних специальных учебных заведений. Хорошо это или плохо? Как посмотреть. Для ректоров частных вузов, директоров колледжей, возникших в результате неограниченной коммерциализации образования, для их питомцев, озабоченных лишь получением абы-какой «корочки», - перспективы далеко не радужные. Для других учебных заведений, имеющих прочный авторитет, мощно поддержанных государством грантами и кредитами, - это возможность достойного существования в трудной обстановке кризиса. Словом, кризис при всех негативах, которые он несет с собой, все-таки устранит явные перекосы. А их в нашем образовании, на рынке труда, в практике нашего общества еще ой как много. Но на это потребуется время. Одно ясно: жить так, как было до кризиса, не получится. И сфера образования, как чуткий барометр, реагирует на эти изменения, внося коррективы в жизнь с учетом новой погоды, которая устанавливается на дворе. 31 июль 2009 http://www.izvestia.kz/news.php?date=31-07-09&number=14 | |
Просмотров: 1015 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|