Главная » Статьи » Дайджест прессы |
185 (16816) от 03.10.2009 Гульнара САБУРОВА, Алматы Познай себя - и ты познаешь мир. 25 веков спустя, в наше время, эта знаменитая сократовская фраза звучит в национальном образовательном центре "Бобек". Именно здесь учителя сумели зажечь своих учеников активным отношением к жизни, жаждой самопознания. Гость нашей редакции - педагог по призванию, генеральный директор национального образовательного центра "Бобек" Тлек Карымсаков (на фото). - Мы в себе носим все и в течение жизни своей разными способами открываем из всего богатства кое-что, - так сказал на склоне лет Михаил Пришвин. Пример многих людей доказывает, что процесс самопознания бесконечен, - говорит Тлек Увалиевич. - В нем есть что-то сходное с поиском смысла жизни, и в обоих случаях важен не результат, важно само движение: мыслю - значит существую, живу, рвусь к лучшему. Это беспокойно, ну и что же? Лучше ли свое обретенное место в жизни принять за высшую гармонию и не заглядывать в себя? Можно, конечно. Только не значит ли это остановиться, не жить? Довольство собой - страшная болезнь. Это, как сказал Лев Толстой, какая-то ледяная корка, которая мешает и росту, и духовному общению. Познание себя - отнюдь не праздное занятие. Знать себя, реально оценивать свои способности и возможности, отдавать себе отчет в своих недостатках практически необходимо человеку. Необходимо для того, чтобы прожить ненапрасную жизнь. Ведь все грустные истории о "человеке не на своем месте" имеют первопричиной не проклятые обстоятельства, как часто принято думать, а пренебрежительное отношение человека к своей индивидуальности. Знать себя - это не только изучить свое "хочу", но и трезво выверить свое "могу". Привести в соответствие "хочу" и "могу" - значит осуществить себя как личность. Человек недооценивает себя: Человек переоценивает себя: Человек вообще не способен себя оценить: Все эти варианты отношения к себе зависят от того, научили ли человека с детства относиться к себе как к сложному явлению, научили ли его задумываться над своими поступками, извлекать уроки из своих ошибок, анализировать закономерности своего характера. А ведь они же существуют, эти закономерности. Поведение каждого человека зависит от каких-то только ему свойственных особенностей. И потому он обязан изучить свои внутренние механизмы, чтобы вернее управлять ими. И для этого нельзя жалеть ни времени, ни сил. - Расскажите, пожалуйста, о методах влияния педагогов вашей школы на детей в плане раскрытия личности на пути к наивысшему себе? - У нас учитель и ученик находятся в тандеме, в постоянном взаимовлиянии друг на друга. Самопознание превратилось бы в бесполезную, пустую абстракцию, если бы не было других "само": самовоспитания, самосовершенствования, самоутверждения и так далее. Слова эти потому и начинаются с "само", что способ их реализации каждый ученик должен вырабатывать сам. Самовоспитание - осознание себя личностью - происходит порой очень рано, а иногда наступает слишком поздно, далеко за школьным порогом, и это настоящая беда. Однако ясно, что потребность и умение ребенка воспитывать самого себя могут родиться исключительно благодаря правильному, умному руководству родителей и педагогов. К чему мы и стремимся в каждодневном учебном процессе. Наши учителя, начиная с директора школы Людмилы Петровны Бекмагамбетовой, тесно общаются с детьми и их родителями. Создается мнение, что дети легче вступают в контакты с педагогами, чем со своими родителями. Ведь в основном пап и мам волнуют только проблемы бытового характера. А наши педагоги, беседуя с учениками о совершенном им проступке, умело подводят ученика к искреннему осознанию вины, показывают, что плохой поступок унижает прежде всего того, кто его совершил, заставляют устыдиться не столько перед одноклассниками, сколько перед самим собой. Ведь дети растут, с одной стороны, ревниво защищая неприкосновенность своего личного мира, а с другой - хотят во что бы то ни стало выговориться, "чтобы душу разгрузить" и "чтобы их обязательно поняли". Откровенные сочинения учащихся нашей школы на темы: "Каков человек наедине с собой?", "Можно ли пускать других в свой внутренний мир?" помогают раскрытию их личностей. Приведу некоторые выдержки из сочинений старшеклассников: "Мама считает, что нужно быть милой и откровенной со всеми, нравится тебе человек или нет, так как все люди - это люди. А я согласна с Чеховым: "Около меня нет людей, которым нужна моя искренность и которые имеют право на нее". "Меня занимает вопрос, какая честность сильнее - перед собой или перед людьми? Я уверена - перед собой. По-моему, никто в мире так не осудит человека, как он сам, если увидит свой промах, свое отступничество или обман. Наедине с собой человек всю жизнь, как всю жизнь - перед лицом своей совести. Не верю, что есть люди, которые всерьез это отрицают. Просто кому-то некогда, а кому и неуютно от этого становится". Подытоживая нашу беседу, я хочу отметить тот факт, что дети - это как бутылка с посланием к миру, брошенная в море: неизвестно, кто ее выловит. Каждый из детей верит в чудо, что на пути самопознания встретится ему самый добрый и мудрый человек. А это и есть Учитель в прямом смысле этого слова. - Тлек Увалиевич, что бы вы хотели пожелать учителям в канун вашего профессионального праздника? - Профессия учителя - трудная, ответственная, но благородная. Желаю всем своим коллегам большого терпения, здоровья и творческих успехов. http://www.express-k.kz/show_article.php?art_id=33530 | |
Просмотров: 1096 | | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|