Главная » Статьи » Дайджест прессы |
В канун Дня учителя газета «Литер» приводит рейтинг самых ярких школьных воспоминаний этого года Быть учителем непросто. Этот титанический труд можно вынести, только если каждый день воодушевлять себя мыслью, что профессия педагога по-прежнему почетна и благородна. А еще - если иметь здоровье космонавта и нервы чекиста. Рабочий день у школьного наставника ненормированный - начинается в восьмом часу утра, а заканчивается нередко за полночь. Кроме профессиональных обязанностей рядовых тружеников школы частенько привлекают на различные «общественные» работы. Отказываться не принято. Но, отдав полвека школе, на особняк не заработаешь. И за год - от звонка до звонка - в отпуск за границу семью не свозишь. В это воскресенье мы всей страной отметим День учителя. Традиционно цветами и добрыми пожеланиями. Но газета «Литер» попробовала разглядеть за праздничной кутерьмой и суровые будни казахстанских педагогов. Все мы родом из ...школы. Это там нас, не битых жизнью первоклашек, берут «под крыло» педагоги-наставники и ведут за собой, подталкивают в спину все долгие одиннадцать лет. Мы уходим со школьного двора, покидая детство, и возвращаемся ... родителями. Школа всегда рядом с нами, у каждого на слуху, у всех на устах. Мы привыкли: охапка цветов и букет благодарностей скромным ее труженикам «полагаются» только три раза в год - на старте, финише и в День учителя. В праздник, который мы отметим по традиции в первое воскресенье октября, газета «Литер» решила отмотать время назад и вспомнить, чем жили-дышали в отечественных школах весь прошедший год. Который, кстати, у педагогов длится от октября до октября. Учебный год с пометкой «2008-2009» для отечественных педагогов начался с... экзамена на профпригодность. Впрочем нельзя сказать, что это нововведение стало сюрпризом для работников школ. Решение о том, чтобы каждые пять лет проводить квалификационное тестирование казахстанских учителей, воспитателей детских садов, педагогов колледжей и вузов, было принято Министерством образования еще в ноябре прошлого года. Но вот пробовать «примерять» на школьных наставников роль экзаменуемых начали только прошлой осенью. По задумке авторов нового республиканского контроля знаний отечественного учителя, форма экзамена ничем не должна отличаться от правил ЕНТ. Педагогов даже усаживали за те же самые парты, на которых несколькими месяцами раньше потели их ученики. В течение двух с половиной часов экзаменуемые должны были ответить на 100 вопросов и подтвердить свое знание законодательства РК, основ педагогики и психологии, методики преподавания и профильной дисцип-лины. Тестирование предполагалось сделать компьютерным. Но идея не встретила одобрения у педагогов. И, надо сказать, вполне резонно, ведь провал на аттестации грозил повлечь за собой серьезные последствия - от лишения надбавки к зарплате и квалификации до освобождения от занимаемой должности. А это в условиях хронического для нашей страны старения педагогических кадров и нежелания выпускников педагогических вузов идти работать в школы могло бы просто парализовать работу некоторых учебных заведений. Хор возмущенных педагогически поставленных голосов, просящих если не об отмене теста, то хотя о его отсрочке, возымел-таки действие на высоких чиновников, и премьер-министр страны Карим Масимов волевым решением разрешил педагогам страны «погулять» еще годик - поголовное тестирование перенесли на 2010 год. Следующий выпад сделали уже сами педагоги, заявив на всю страну о старте акции «Грамотный учебник». Объяв-лять бой нерешаемым задачам, орфографическим ошибкам, мелкому шрифту и некачественной бумаге школьные наставники решили по мере выхода новых фолиантов на школьные рынки. «Работать над ошибками» они собирались вместе с авторами книг, содержащих ляпы. Если получится, через несколько лет в стране больше не будет безграмотных учебников, заявили учителя. А несколькими месяцами позднее, в апреле 2009-го министр образования и науки РК снял с себя ответственность за ошибки и нелепости, допускаемые в казахстанских учебниках. - Авторов мы не выбираем, не проводим тендеров. Мы определяем государственный стандарт, учебные программы. Издательства выбирают авторов, они с ними работают, - заявил глава образовательного ведомства. Что ж, похоже, надежда теперь только на педагогов... Очередной инцидент, привлекший общественное внимание к школам страны, был озвучен нашим изданием по сигналу родителей. В начале прош-лой зимы в ряде алматинских школ неожиданно для всех заработали торговые автоматы по продаже напитков и шоколадных батончиков. Это «явление» удивило, ведь в начале года волевым решением сверху эти аппараты из школ убрали, обвинив в пагубном влиянии на здоровье школьников. Причем «чудо-ящики» оказались в школах по распоряжению алматинского департамента образования. Если верить главным городским педагогам, торговые автоматы должны были «разрядить» ситуацию. Ведь главная проблема школьного питания - неприспособленность пищеблоков для большого количества детей. Подкрепиться горячим за одну перемену успевают лишь ученики младших классов, остальным к прилавку не протолкаться. К тому же в отдельных учебных заведениях горячий завтрак не только не удовлетворяет потребностей ребенка, но и не отвечает санитарно-гигиеническим нормам. Поэтому сладкий перекус едва не стал альтернативой школьному питанию. Статья в газете наделала много шума. Компания, занимающаяся установкой и обслуживанием вендинг-оборудования, установленного в школах, с редакцией хотела даже судиться. Но закончился спор полюбовно - в городском акимате, где заместитель акима города Серик Сейдуманов в присутствии представителей Казахской академии питания и городского санэпиднадзора пришел к выводу, что решение о том, быть или не быть подобным новинкам техники в школах, принимать только родителям. И если возникнут претензии с их стороны, торговые автоматы незамедлительно покинут школьные коридоры. А в августе 2009 года сотрудники Казахской академии питания ввели в школьных столовых новое меню. Каши, чай и хлеб они заменили фруктами, глазированными сырками, соками и голубцами. Ученые решили: раз уж дома дети едят не по науке, то хотя бы в школе их питание должно быть сбалансированным. Полезный обед диетологи оценили в 200 тенге. Но на тот момент деликатесное меню поддержали только в акимате Алматы. Обещали подумать Караганда, Павлодар и Усть-Каменогорск. Остальным регионам сейчас не до заморских фруктов. Многим приходится решать более насущные проблемы. В седьмой части казахстанских школ вообще нет столовых. На старте года, в январе, страна снова приковала свои взоры к школе. На этот раз - страшно удивленные. В ЮКО директор школы и главный бухгалтер совершили хищение около 5 млн тенге. Заявление в Управление финансовой полиции по Сырдарьинскому региону поступило от учителей той самой средней школы города Шардары, где бесчинствовала школьная «верхушка». Сотрудники финансовой полиции провели проверку и выявили, что директор школы совместно с главным бухгалтером подделали необходимые документы и начисляли заработную плату фактически не работавшим в школе людям. Кроме того, начисляли зарплату учителям, которые к тому времени находились на пенсии. А также присваивали денежные средства, выделенные на больничное содержание педагогов. Было возбуждено уголовное дело. Ближе к маю в отечественных школах стало еще «интереснее». Так, в селе Таскескен ВКО на учет в полицию поставили 11 выпускников школы имени Алтынсарина. Наказали ребят только за то, что подростки выступили против, когда их собирались перевести в другое учебное заведение. В известность о новом статусе будущих выпускников сотрудники сельского акимата, чьей контрмерой была постановка школьников на учет, не оповестили ни родителей, ни школьную администрацию. Инцидент был озвучен и исчерпан. Но осадок-то остался. Еще один сюрприз к «последнему звонку» преподнес выпускникам-2009 и министр образования и науки РК Жансеит Туймебаев. Глава ведомства предложил взрослеющим школьникам прочувствовать кризис на равных со страной и отказаться от проведения выпускных в кафе и ресторанах. Табу было наложено не только на роскошные банкеты, но и на традиционную встречу первой во взрослой жизни утренней зари и на скромный фуршет в стенах школы. Пришлось повиноваться. Кстати, тогда же, в мае, от учителей некоторых средних учебных заведений Алматы в нашу редакцию стали поступать жалобы на инициативных директоров школ, решивших одеть своих подчиненных в единую форму. «Литер» незамедлительно подготовил по этому поводу материал и сигнализировал в управление образования города, где нас заверили, что никаких подобных требований чиновники в школы не «спускали». Обещали разобраться. Но... к началу нового учебного года на августовском совещании работников образования, проходившем в Алматы, педагоги, помимо некоторых полезных методических пособий и профессиональных периодических журналов, получили весьма занятную книгу - «Педагогический совет». Кстати, автором данного издания выступил не кто-нибудь, а начальник департамента образования по Алматы Рахат Шимашева. Эта внешне безобидная книга стала камнем преткновения для всех, каким-либо образом причастных к школе казахстанцев. Вышедших после летних каникул на работу педагогов отечественные чиновники от образования решили тестировать не на профпригодность, а на ... внешний вид. Помимо рекомендаций о выборе стиля и цветов одежды, допустимых для работника казахстанской школы, «Совет» содержал и довольно некорректные теории о том, что наши педагоги для школы «телом не вышли», а ведь ученики желают получать знания исключительно у худощавых наставников. И, как водится, особенно инициативные чиновники от образования не замедлили появиться в школах. Их неосторожные фразы про «круглые лица» и «обвисшие груди», мешающие образовательному процессу едва не довели некоторых педагогов до срывов и сердечных приступов. Корреспонденты нашего издания связались с работником управления образования Саидой Токеевой, появление которой в школе-гимназии № 44 (именно отсюда в редакцию поступили первые жалобы) и некоторые ее высказывания побудили педагогов искать поддержки в прессе. В то время, когда материал готовился к печати, здание нашей редакции буквально осаждали педагоги, которым директор этой школы-гимназии, а также школы № 144 (которая в этой истории была совершенно ни при чем, но визит госпожи Токеевой в ее стены совпал с посещением школы-гимназии № 44. - Ред.) велели принести из «Литера» справку о том, что «в редакцию мы (педсостав - Ред.) не звонили, у нас в школе все хорошо и никаких претензий к беседе с Токеевой С. А. мы не имеем». Увы, но редакция не выдает подобных справок. Поэтому педагоги ушли ни с чем. Материал благополучно вышел. И буквально через несколько дней письмо из акимата (где нам обещали разобраться в ситуации) доказало, что, похоже, рядовым работникам казахстанской школы «сор из избы» выносить не стоит, на помощь прессы и непредвзятое отношение вышестоящих товарищей лучше не надеяться. Официальный ответ из управления образования Алматы за подписью заместителя начальника данного управления Галины Самотокиной расставил все точки над «i»: «В конце беседы с учителями работник управления образования Токеева С. А. попросила учителей высказать свое мнение или возражения по ходу беседы. Учителя в ответ высказали согласие с содержанием беседы. В адрес учителей замечаний, высказанных в оскорбительной форме, не было. Кроме того, учителя школы в редакцию по данному вопросу не обращались, что ставит под сомнение достоверность фактов, изложенных в статье». Каким образом сотрудники управления образования проводили среди педагогов школы-гимназии № 44 «дознание» на предмет выявления предателей в дружной школьной «семье», в письме не указывалось. Факт в том, что получилось. Но удивило одно: сотрудники управления образования, привыкшие учить и воспитывать, позволили себе «влезть в чужой огород» и преподать корреспонденту республиканского издания уроки грамотной подготовки материалов. Но мы держим руку на пульсе ситуации и поддерживаем контакт с педагогами, реально обратившимися к нам. Отматывая время назад, вспомним и торжественное введение в отечественную образовательную программу трех новых предметов - основ финансовой грамотности, вождения и религиоведения, о котором было заявлено в начале сентября. Но... Хорошая, в принципе, идея опять была внедрена несколько раньше времени, без оснащения республиканских школ материальной базой и введения в школьный штат новых ставок - религиоведа и финансиста. Пришлось водить учить на пальцах, а для двух других предметов в срочном порядке переквалифицировать историков и математиков. И снова школа и снова скандал. На этот раз на религиозной почве. Можно ли приходить в школу в хиджабе или постулаты веры следует оставлять за порогом учебного заведения? Дискуссия разгорелась нешуточная. А казахстанские школьники, демонстрируя твердость в вере, заставили чиновников решать вопрос конкретно. Напомним, в мае текущего года в одной из гимназий Тараза возник конфликт между ученицей 8-го класса и руководством образовательного учреждения из-за желания девочки посещать занятия в хиджабе. Руководство гимназии было категорически против хиджаба, аргументируя это тем, что учащиеся обязаны соблюдать внутренний устав школы, в котором определены правила поведения учеников, в том числе и форма одежды. Тогда в городском отделе образования посчитали правильной позицию руководства школы. Инцидент повторился и несколько месяцев спустя в Тюлькубасском районе Южно-Казахстанской области, в селе Первомайка, где директор школы № 3 не допустил к занятиям ученицу 11-го класса за то, что она пришла на занятия в мусульманском платке. Народ спорил и ждал авторитетного ответа. Дождался. Министр юстиции Рашид Тусупбеков, выступая на своем интернет-блоге, пояснил: «Согласно статье 22 Конституции, каждый имеет право на свободу совести. Это право включает в себя свободу действовать в соответствии со своими религиозными убеждениями». Заявив далее, что носить хиджабы учащимся школ и вузов не запрещено. Опять же в блоге, но только своем ему оппонировал министр образования Жансеит Туймебаев: «В демократическом и светском государстве одежда хиджаб подчеркивает принадлежность к определенной вере, что несовместимо с задачей общеобразовательной школы. В этой связи в школах республики запрещено ношение одежды, подчеркивающей принадлежность к определенной вере, а рекомендована единая школьная форма». При этом министр подчеркнул, что, в соответствии со статьей 3 закона «Об образовании», основным принципом государственной политики в области образования является «светский, гуманистический и развивающий характер образования», а деятельность религиозных организаций в образовательных учреждениях запрещена. «Введение делового стиля (школьной формы) для учащихся общеобразовательных школ республики предусмотрено уставом и правилами внутреннего распорядка организаций образования. Согласно статье 43 закона «Об образовании», вопрос введения школьной формы для обучающихся относится к компетенции образовательного учреждения», - добавил он. P.S. Приводя данную подборку самых ярких школьных фактов последних двенадцати месяцев, редакция газеты «Литер» никоим образом не стремится испортить предпраздничное настроение отечественным чиновникам от образования. А лишь показывает, что в школах есть над чем поработать. И еще: очень хочется, чтобы рядовым труженикам школы, талант-ливым и профессиональным педагогам, меньше приходилось заниматься претворением в жизнь чьих-то креативных идей, а больше тем, что они любят и умеют делать - встречать наших детей, учить их и помогать родителям растить их патриотами нашей страны. http://www.liter.kz/index.php?option=com_content&task=view&id=90&Itemid=2 | |
Просмотров: 1540 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|