Главная » Статьи » Дайджест прессы |
Николай Максимов, почётный работник образования РФ, г. Кяхта, Республика Бурятия Наступивший 2010 год официально и помпезно был объявлен Годом учителя. Вскоре после этого на заседании Совета по реализации приоритетных нацпроектов и демографической политике президент Медведев потребовал сделать всё возможное для повышения престижа учительского труда. Вслед за этим заявлением президент подписал проект инициативы «Наша новая школа», в которой были определены пять основных приоритетов. Прошло полгода. Что же было сделано государством для стимулирования труда учителя, повышения престижа учительской профессии, повышению качества подготовки педагогических кадров и качества образования? В течение 6 месяцев учителям преподнесли немало «подарков» и «сюрпризов». Первым подарком стал получивший скандальную известность телесериал «Школа», в котором в гротескной форме были отражены проблемы современной школы. Не будем рассматривать художественные и идейные достоинства и недостатки фильма. Ясно одно – фильм повышению престижа учителя явно не способствовал. Вторым «подарком» стало внедрение в школах «рабского труда» и превращение части учительства фактически в «рабов государства». С января 2010 года работа классного руководителя перестала оплачиваться. Людей принуждают исполнять огромный объём функциональных обязанностей бесплатно. Несмотря на клятвенные заверения чиновников от Минобразования Бурятии, что перед уходом в отпуск вся задолженность по зарплате будет выплачена, воз и ныне там. Подобного унижения и издевательства со стороны государства учителя не испытывали с лихих 1990-х годов. Третьим «сюрпризом» явилась тотальная аккредитация всех школ республики, вследствие чего пришлось изводить горы бумаги и тонны краски, работать по выходным, чтобы выглядеть презентабельно в глазах чиновников. Но справедливости ради, следует отметить и положительные стороны аккредитации: был наведён порядок в делопроизводстве школьной администрации, проведены независимые экспертизы качества обучения по отдельным предметам, школы приведены в соответствии санитарно-гигиеническим нормам, требованиям правил противопожарной безопасности, охраны труда и т.д. Но в целом проверка показала степень огромного недоверия государства к учительскому сообществу и его стремления обеспечить тотальный контроль над ним и его полную управляемость. Что, в принципе, и было достигнуто. Но какой ценой! О возможных негативных последствиях такого управления школой и такого контроля над учителем даже страшно подумать. Четвёртый «подарок» – принятие закона об изменениях правового статуса бюджетных организаций. По опыту предыдущих реформ ничего хорошего ожидать от нововведений не приходится. Скорее всего получится по Черномырдину: «Хотели как лучше, а получилось как всегда». Последний «сюрприз» – попытка со стороны администрации произвольно распоряжаться фондом оплаты труда (ФОТ). О НСОТ (новая система оплаты труда) хорошо написали в газете «Аргументы недели». Чиновники всех рангов бодро рапортуют, что НСОТ успешно внедрилась в школах. На самом деле новой системой оплатой труда недовольны учителя по всей республике. О чём итоги работы «Круглого стола», проведённого 24 мая 2010 года рескомом профсоюза работников образования во главе с Алексеем Монголоновым. Жаль, что профильный министр не смог лично услышать мнение полномочных представителей педагогического сообщества всей республики. Главная причина недовольства - непонятный механизм формирования и распределения ФОТ в целом и его стимулирующей части в частности. Во-вторых, отсутствие чётких и ясных критериев определения размеров премии. В-третьих, проблемы со стимулирующим фондом заключаются не только в вопросе справедливости его распределения, но и в том, что из него начали фактически сразу же производить различные компенсационные выплаты. Прежде всего, речь идёт о выплате компенсационных надбавок работникам школы, чья зарплата не дотягивает до уровня МРОТ. Как правило, это уборщицы, сторожа, электрики и т.д. В ряде школ сегодня из стимулирующей части ФОТ часть средств выделяется на частичные погашение расходов, связанных с ремонтом школы или приобретением необходимого оборудования. Согласно новому законодательству это абсолютно недопустимо и подпадает уже под статью УК РФ. Модернизация привела к снижению зарплаты Из официальных заявлений на высшем уровне следует, что модернизация школы идёт нормально, финансирование сферы образования увеличивается, зарплата учителей значительно повысилась. На самом деле ситуация с оплатой труда педагогических работников не только не улучшилась, но значительно ухудшилась. Зарплата учителя не соразмерна затратам труда, рабочего времени, уровню квалификации и социальной значимости профессии. Но с введением НСОТ она к тому же оказалась фактически замороженной. В течение последних 3 лет не только не происходило реальное повышение заработной платы, её индексации на фоне безудержного роста тарифов и цен на всё. В ряде случаев произошло её реальное снижение по сравнению с предыдущим годом. Особенно заметно это в малокомплектных школах, где исчезла полностью ещё и стимулирующая часть НСОТ. Другими словами, модернизация школьного образования и введение НСОТ вместо реального повышения оплаты труда и её стимулирования привели к абсолютному обнищанию интеллектуальной элиты России. Секвестр и оптимизация Почему подобное стало возможным? Чем объяснить, что государство, провозгласившее себя на конституционном уровне социальным, проводит такую губительную для образования и школы политику, причём в объявленном им же Году учителя? На мой взгляд, проблема заключается в том, как государство понимает роль, место и значение школы в системе образования. С точки зрения чиновничье-бюрократического аппарата школа - это социальное учреждения, получающий и выполняющий государственный заказ, включающий минимум закреплённых государственным стандартом образовательных услуг. Причём стоимость этих услуг должна быть максимально минимизирована. Не случайно, когда речь заходит о школе, из уст государственных чиновников мы слышим два слова: секвестирование и оптимизация. Учителя под жестким контролем и повиновением Во-вторых, государство стремится выстроить жёсткую вертикаль управления системой школьного образования, которая позволила бы обеспечить тотальный контроль над педагогическим сообществом. Можно поздравить наших чиновников, они добились желанного результата. Сегодня произошло резкое повышение роли административного аппарата, сознательно расширены права чиновников. С этой же целью была существенно повышена зарплата школьной администрации в обмен на полное и безоговорочное повиновение, когда директора вынуждены выполнять не только любые указания, но даже и пожелания, идущие сверху. Другая задача администрации школ - держать под контролем, в повиновении и подчинении трудовые коллективы. Можно констатировать, что сегодня с учителями можно делать что угодно, не опасаясь массового протестного движения и стремления учителей к защите своих прав даже индивидуально. Вместо демократии – авторитаризм, вместо пряника – кнут При этом государство не понимает, что школа это не учреждение по оказанию набора образовательных услуг в рамках государственного заказа, а важнейший социальный институт. В силу ряда объективных факторов по своей значимости школа становится основным социальным институтом, уступая место только семье. Именно здесь идёт процесс формирования личности, выражаясь современным языком, формирование основных жизненных компетенций, процесс социализации личности. Школа, наконец, это социальный институт, где закладывается, духовно-нравственный и интеллектуальный фундамент, на котором будет развиваться наше общество. От прочности этого фундамента зависит будущее страны. Непонимание этой простой истины, а также стремление повысить управляемость школы и установить тотальный контроль над учительством, с одной стороны, отвечает интересам административно - бюрократического аппарата, но, с другой стороны, может привести к эффекту бумеранга. Вместо стимулирования труда – подавление творческой инициативы. Вместо демократизации школы – авторитарный стиль управления. Вместо пряника (материальных и моральных стимулов) – кнут (система административного давления и карательных санкций). Вместо повышения престижа учительской профессии - унизительное и бесправное положение школьного учителя. «Человек в футляре» или кто виноват? Государство в течение последних 10 лет успешно реализовало свои задачи: поставило и достигло цели повышения высокой управляемости школой и полного контроля над педагогическим сообществом. Формальное подчинение - абсолютное. Сегодняшний учитель очень похож на чеховского «учителя гимназии Бешкова», основным жизненным принципом которого было: как бы чего не вышло. Почему такое стало возможно? Почему учителя молчат, когда их ставят в унизительное положение? Почему они терпят, когда их превращают в подопытных животных, над которыми государство проводит бесконечные эксперименты? Мы не протестуем, когда по полгода не оплачивают труд классных руководителей, сокращают при том же объеме работы заработную плату. Неужели не ясно, что своей пассивностью, почти равнодушием к чиновничьему произволу, беспрекословным подчинением любым, даже заведомо абсурдным инициативам нашего государства, мы сами ставим себя в столь унизительное и жалкое положение? Молчание, как известно, знак согласия. Значит, с нашего молчаливого согласия власть творит свои темные дела, процветает чиновничий беспредел, проводится антинародная, античеловеческая, и антисоциальная политика. Что делать? Итак, мы рассмотрели ситуацию, сложившуюся в системе школьного образования в Год учителя. Попытались определить причины её возникновения. Попробуем ответить на третий вопрос: что делать? На этот вопрос есть три варианта ответа. Ответ первый: разбить королевство кривых зеркал Бороться против организованного административно-бюрократического аппарата, олицетворяющего мощь авторитарного государства, бессмысленно, бесполезно, а главное небезопасно. В таких случаях обычно употребляют выражения типа: «против лома нет приема», «стену лбом не прошибешь» и т.д. Но это позиция не российского интеллигента, а трусливого обывателя, который подобно Салтыковскому «премудрому пескарю» жил дрожал и умирал, дрожал. Где-то в кулуарах, на кухонных посиделках возмущению людей нет предела. Любим мы порой излить друг другу душу, поплакаться в жилетку, метать громы и молнии в адрес чиновников разного ранга. Только вот письменных обращений как индивидуальных или коллективных, которые могли стать основаниями для разбирательства единицы. Так что наше негодование чиновники не слышат и не видят. И смотрят они на положение в школах через призму бодрых отчетов. На основании этих отчетов формируется соответствующее общественное мнение, которое президент и премьер-министр через СМИ озвучивают на всю страну. Вот и получается, что живем мы своего рода в королевстве кривых зеркал. Не следует, однако слишком винить господ Медведева и Путина. Ведь они смотрят в кривое зеркало. Ответ второй: каждый за себя – один Бог за всех Необходимо самостоятельно отстаивать свои полноправные права. Следуя заповедям западного буржуазного индивидуализма: каждый за себя – один бог за всех. Такой вариант возможен и в принципе вполне привычен, особенно, если речь идет о нарушении прав отдельной личности. Однако, когда возникают проблемы, затрагивающие всех, то борьба одиночек обречена на поражение. Не зря же в народе говорят: «один в поле не воин». К тому же государство у нас далеко не правовое, имеют место коррупция, круговая порука и, что особенно важно, корпоративная солидарность внутри чиновничье-бюрократической системы. Она очень сплоченная и агрессивная, в отличие от нас. К тому же Россия – страна, для которой западный менталитет не характерен. Для России более свойственно объеденное, коллективистское, общинное сознание. Значит надо искать другой путь! Ответ третий: сплоченность Учителям нужна корпоративная солидарность. И прежде всего для организации массовых акций протеста: собраний, митингов, пикетирований. И наконец, наиболее радикальной формы протеста – забастовки. Бунт одиночек обречен на поражение. Наступил момент истины, когда наши профсоюзы должны проявить свою истинную сущность, т.е. определить свою позицию. Кто они? Массовики-затейники или реальная сила, способная организовать трудовые коллективы на защиту прав работников образования и школы? Пришло время вспомнить и обобщить опыт социальной борьбы 1990-х годов. Мы не можем уже ограничиваться просьбами, письмами, обращениями к власти. Наряду с пассивными формами протеста необходимо активизировать и использовать активные, наступательные и радикальные методы борьбы, которые ничего общего не имеют с экстремизмом и допускаются как Конституцией, так и федеральными законами, в частности, Трудовым кодексом РФ. По каким же направлениям должна вестись эта борьба? На мой взгляд, можно выделить три основные проблемы, за решение которых должны бороться учителя. Первая проблема связана с оплатой, точнее отсутствием таковой, труда классных руководителей. Представители Минобразования РБ обещали выплатить всю задолженность до ухода учителей в отпуск и не сдержали своего слова. Ответ должен быть адекватным: пока не будет выплачена вся задолжность с индексацией к отпускным, отказываемся выполнять свои профессиональные функции, т.е. не даем согласие на совмещение работы учителя предметника с работой классного руководителя. Категорически потребовать не смешивать оплату функциональных обязанностей с дополнительными критериями, определяющими качество работы. Безусловно, качественные показатели и достигнутые успехи классных руководителей должны учитываться и стимулироваться, но только в виде дополнительного вознаграждения за их подвижнический труд, т.е. как премии из стимулирующей части ФОТ. Вторая проблема связана с законом о внесении изменений правового статуса бюджетных организаций. Они разделены на три категории: казённые, финансируемые из федерального бюджета, бюджетные, финансируемые из муниципального бюджета и автономные, фактически переводимые на самофинансирование. Мы должны потребовать, чтобы изменение правового статуса образовательного учреждения было возможным только с согласия трудовых коллективов школ. А на селе ещё и по решению сельского схода, на котором должно присутствовать больше половины взрослого населения поселения. Третья проблема связана с предполагаемой оптимизацией, проще говоря, сокращением кадров и секвестированием. То есть сокращением объёма финансирования под предлогом уменьшения численности учащихся. Наше государство считает детей душами, и финансирование школ сейчас называется «подушевое». Кроме того основная идея внедрения НСОТ, связанная с разделением ФОТ на две части: базовую, гарантированную и неизменную, зависящую от стоимости ученика-часа и различных надбавок, и стимулирующую (переменную), которая в виде доплат (премий) должна была распределяться между учителями в зависимости от качественных показателей их работы. По задумке творцов НСОТ, соотношение между двумя частями ФОТ должно было быть 70:30. Однако фактически стимулирующая часть ФОТ никогда не дотягивала до 30%. Эти средства обещали дополнительно выделить из федерального бюджета. Однако вскоре федеральная власть переложила эту обязанность на местные бюджеты, у которых, как известно, лишних денег нет. Поэтому стимулирующая часть ФОТ стала сокращаться наподобие бальзаковской «шагреневой кожи» и на сегодняшний день она составляет 10-15% ФОТ. С нового года федеральная власть хочет в популистских целях повысить МРОТ, не предусмотрев при этом источника и механизма финансирования. Вследствие чего на местах хотят перераспределить сам ФОТ, перебросив 20% из базовой части в стимулирующую часть, чтобы добиться желаемого баланса. Однако, базовая часть - это зарплата учителя, в то время как стимулирующая часть - это премиальный фонд. Кто согласен чтобы из вашей зарплаты украли 20% и отдали кому-то в виде премии. Прежде всего, эти деньги пойдут в карман директоров школ и на доплату с января 2011 года техническому и обслуживающему персоналу школ. Если педагоги согласны с этим, то так тому и быть! Если не согласны, должны заявить об этом на митингах протеста и начинать организацию забастовочных комитетов. Другого не дано! В единстве – наша сила! Я сравнил замордованного, бесправного и униженного российского учителя чеховским «человеком в футляре» и « премудрым пескарём» не с целью оскорбить кого-либо, а для того, чтобы пробудить в нём чувство человеческого достоинства, профессиональной чести и гордости. Являясь, частью педагогического сообщества мне хочется, чтобы учитель находился на более высокой ступени социальной лестницы с гордо поднятой головой. Но добиться такого положения можно только совместными усилиями, не рассчитывая на власть, которая много об этом говорит, но ничего не делает. А главное, чтобы всё наше сообщество объединилось, сплотилось, осознало свои корпоративные интересы, и проявила бы в защите своих прав корпоративную солидарность. Мы, учителя, должны осознать, что наша сила - в единстве. Когда мы едины, мы – непобедимы! http://kprf.ru/crisis/edros/82134.html | |
Просмотров: 1557 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|