Главная » Статьи » Дайджест прессы |
ЛГ 28 марта
Чем длиннее становится весенний световой день, тем больше в Интернете предложений по «натаскиванию» на тесты. В этом году единый госэкзамен будут сдавать уже в большинстве школ. В эксперименте не примут участия только три субъекта – Новгородская область, Приморский край и Чеченская Республика. В следующем году ЕГЭ пройдёт уже везде, а в 2009-м он станет обязательным.
Однако и после принятия Госдумой закона о повсеместном введении единого госэкзамена споры о целесообразности итоговой аттестации в форме тестов не прекращаются. «ЛГ» уже не раз предоставляла возможность высказаться на страницах газеты сторонникам и противникам ЕГЭ, сегодня слово – читателям, дискутирующим на эту тему на сайте «ЛГ». Считается, что единый госэкзамен даёт возможность ребёнку из глубинки поступить в столичные вузы («Чем обернётся ЕГЭ?», «Коррупционер, держись!», «ЛГ», ‹ 5). Осмелюсь привести пример из собственной биографии. В школе я увлекалась математикой и как-то в журнале «Квант» увидела задачи для поступления на заочные двухгодичные курсы при МГУ. С энтузиазмом взялась за решение, справилась, как мне казалось, но ответ пришёл отрицательный. Чуть погодя получила ещё одно письмо: «В связи с увеличением мест для сельских школьников вы зачислены». Радость, увы, была преждевременной. Первое же курсовое задание оказалось мне не по силам. У Минобрнауки есть специальный сайт, посвящённый ЕГЭ. Каждый желающий может по Интернету сдать экзамен, проверить свои результаты и получить оценку. Надо сказать, что по выбранному мной предмету (естественно-научному) я в своё время обучался на соответствующем факультете в МГУ, потом там же в аспирантуре, затем защитил две диссертации, написал много статей и книг, работал в ведущих научных центрах за границей и в России, работаю и сейчас по моей специальности в РАН. Напомню вам Остроградского. «На «отлично» математику знает только Господь Бог, я – на «хорошо», а гимназист – от силы на «единицу». История с вашим экспериментом аккурат соответствует сему пассажу. Я даже догадываюсь, в чём причина – у специалистов знания сужены. Когда внедряли автоматизированную систему продажи билетов, наблюдал такую сценку. Подходит к железнодорожным кассам представительный мужичок и просит билет, говоря, что он от Михал Иваныча. Ему кассирша сообщает, что нет билетов. Он повторяет: я от Михал Иваныча. Тогда она поворачивает к мужичку монитор и говорит: «Вы это ему объясните»... В текущих обстоятельствах другие формы хуже. ЕГЭ может по крайней мере дать картину образования по стране. А насчёт литературы – вопрос интересный. Я убеждён, что выпускной экзамен по этому предмету вообще является нонсенсом, пережитком. У вас всё что не математика – «пережиток». География? Пережиток. Биология? Пережиток. Потому выпускники вместо печень и говорят «печёнка». Главные преимущества ЕГЭ перед традиционным экзаменом – независимость от преподавателя, более объективная оценка знаний. Экономия времени за счёт исключения дублирующих экзаменов. Выравнивание стандартов по регионам, следовательно, расширение круга претендентов на получение дальнейшего образования. И много-много других... Был бы тогда ЕГЭ, ваш сосед мог бы и поступить, а вы – ещё неизвестно. Кто получает липовые медали, тот и тесты сдаст на 100 баллов. Имеющие соответствующую родословную, вроде Ксюши Собчак, тоже поступят при любой форме экзамена. До профанации дошло Учителя на круглых столах и конференциях выступают против, а на деле не сопротивляются. Называют тестирование новыми педагогическими технологиями и смело с энтузиазмом их внедряют. Именно заразная болезнь. Тестирование как форму отчётности широко вводят и в вузах. И никто не спрашивает мнения педагогов. Просто дают задания в порядке учебной нагрузки. Мне очевидно, что по гуманитарным предметам таким образом можно проверить знание фактов, но невозможно – понимание смыслов. Я сейчас занимаюсь с одной девочкой; очень неглупая и даже не безграмотная, но по русскому хватает сплошные пары. Потому что учительница проводит у них контрольные по совершенно дикой книжке с тестами, решить некоторые задания из которой не могу даже я. Логика составителя этих тестов остаётся за пределами моего понимания. Для начала нужно понять реальную ситуацию в образовании. Без этого бессмысленно корректировать ситуацию в нём! ЕГЭ – источник статистических данных для анализа, и эти данные не могут быть получены другим образом, а надобность в них есть. Как вспомнишь про явление «сельского медалиста»... Вы московских не видели. Родители к директору школы дверь ногой открывают. Учителя литературы группой сочинение пишут. Или каждый готовит одно, а ребёнку предлагают на выбор, что ему угодно переписать. Логика выступающих за ЕГЭ понятна. Чтобы реформа шла, нужен единый для всех качественный показатель. Весь вопрос в качестве самого показателя. Тест в полном смысле слова уравнивает всех – и отличников, и бездарных лентяев. И поди докажи, что кому-то не подфартило, что он не попал в «точку», проставив галочки наобум. Через несколько лет будет вот что примерно. ЕГЭ – насущная необходимость. Жаль только, что приходится доводить его на ходу... Насущно необходим и сторонний критерий оценки работы учителей. Это нонсенс, когда школа сама проверяет свою работу... P.S. В прошлом году успешнее всех (чуть ли не на сто баллов) сдали единый экзамен по русскому языку в одной из республик, в которых русский для основного населения – не родной. Вероятно, там по воле случая собрались лучшие педагоги. Или, как считают противники ЕГЭ, человек оказался гораздо изобретательнее компьютера и нашёл-таки способ беспристрастность машины обойти. | |
Просмотров: 1614 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|