Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Дайджест прессы

Лучшее – детям
Таков принцип работы всей системы дошкольного образования
 
В послании народу Казахстана «Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана» глава государства Нурсултан Назарбаев обозначил одним из важных приоритетов развития страны на ближайшие годы дошкольное обучение и воспитание.
Дошкольный возраст является одним из главных образовательных ресурсов и по своему потенциалу не уступает ни одной из последующих стадий развития. А потому перспективы дошкольного образования в Казахстане, в том числе развитие частных и новых моделей воспитания, должны занять особое место в приоритетах внутренней государственной политики.
Главные задачи дошкольного образования – сохранение и укрепление здоровья детей, физическое и речевое развитие, развитие мыслительной деятельности и формирование образного мышления, необходимых для дальнейшей учебной деятельности.
В связи с этим в целях повышения качества содержания дошкольного воспитания и обучения в 2008 году разработан и утвержден государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения. Основные положения стандарта базируются на принципе равенства прав всех детей, индивидуальности и развития навыков ребенка. В основу также легли такие ведущие образовательные области, как здоровье, коммуникация, познание, социум, творчество. Более того, в новом стандарте нашли отражение требования к педагогам, семье, предметно-развивающей среде.
С целью реализации познавательных областей государственного общеобязательного стандарта дошкольного воспитания и обучения в образовательном процессе используются более 400 наименований литературы, прошедшей экспертизу и допущенной к обучению детей, различные дидактико-учебные материалы для развития интеллектуальных и творческих способностей детей.
Вместе с тем в дошкольных организациях республики реализуется ряд общеобразовательных учебных программ дошкольного воспитания и обучения: «Балб�бек», «Ћайнар», «Алѕашћы ћадам» (1–3 года), «Зерек бала» (3–5 лет), «Біз мектепке барамыз» (5–6 лет) и др.
Благодаря всем этим мероприятиям можно говорить о предстоящих успехах в отечественной системе дошкольного воспитания, несмотря на то тяжелое наследство, которое осталось после развала СССР. Практически с нулевых позиций поднималась система дошкольного образования. Из 8743 детских садов, существовавших в 1991 году, более половины (4868) было приватизировано во время «оптимизации», часть зданий детских садов была заброшена, претерпела разрушение ввиду объективных экономических причин. В целом к 2000 году количество детских садов в республике уменьшилось до 1144.
Однако сейчас ситуация несколько выправилась. В ходе реализации государственной программы развития образования в РК на 2005–2010 годы, а также постановления правительства Казахстана «Программа по обеспечению детей дошкольным воспитанием и обучением «Балапан» на 2010–2014 годы в стране по состоянию на 1 сентября 2010 года функционируют 5429 детских дошкольных учреждений, из которых 2155 – детские сады и 3274 – мини-центры. Это обеспечило охват 397,5 тысячи детей. Вместе с тем в очереди на получение мест в дошкольных организациях еще остается более 279,8 тысячи детей. Демографические процессы в стране – один из определяющих факторов роста очередности на получение мест в дошкольных организациях республики. За два года число ожидающих места в детских садах выросло на 19 тысяч детей.
По информации регионов, с января по 1 сентября 2010 года сеть увеличена на 457 единиц, или на 24,4 тысячи мест (152 детских сада, 305 мини-центра).
Количество детских садов увеличено за счет строительства 16 детских садов на 3,7 тысячи мест, возврата 62 детских садов на 7,8 тысячи мест, ранее приватизированных, пустующих, находящихся в аренде, ранее проданных зданий детских садов, реконструирования других зданий под дошкольные организации, открытия 74 частных детских садов на 3,6 тысячи мест.
Если говорить в региональном разрезе, то высокие показатели по охвату детскими садами достигнуты в Костанайской (90,4 процента), Карагандинской (73,9 процента), Западно-Казахстанской (66,7 процента) областях, низкие показатели в Южно-Казахстанской (16,3 процента) и Алматинской (22,1 процента) областях.
Дополнительный импульс придает и программа «Балапан», реализация которой обеспечит размещение госзаказа в дошкольных организациях независимо от форм собственности на основе подушевого финансирования на сумму 216283,5 млн тенге за счет республиканского и местных бюджетов. Также планируется строительство 82 детских садов на 18360 мест на общую сумму 40,7 млрд тенге в Жамбылской, Кызыл-ординской, Южно-Казахстанской областях, в Алматы и Астане. Продолжится возврат в коммунальную собственность и восстановление зданий детских садов, а также планируется открытие дошкольных организаций на первых этажах жилых домов. Кроме того, активно будет поощряться создание мини-центров, семейных детских садов, консультационных пунктов, кабинетов коррекции и инклюзивного образования, частных дошкольных организаций.
Все это позволит до 2015 года обеспечить охват детей дошкольного возраста дошкольным воспитанием и обучением на 70 процентов и на 100 процентов – детей 5–6-летнего возраста предшкольной подготовкой.
В решении данной проблемы большие надежды возлагаются на частные юридические и физические лица. В связи с этим разработаны методические рекомендации по расширению сети дошкольных организаций и размещению госзаказа в дошкольных организациях независимо от формы собственности. Разработаны типовые правила по организации семейных детских садов и консультационных пунктов для родителей.
В Казахстане наиболее распространено два типа дошкольных учреждений: детские сады и мини-центры. Деятельность последних осуществляется в соответствии с утвержднными типовыми правилами организации деятельности дошкольных мини-центров. В отличие от детского сада режим работы в мини-центрах может быть гибким – от двух часов до полного дня пребывания. Как правило, мини-центры открываются при сельских школах для небольшого контингента детей и являются низкозатратными.
С 2006 года в стране создано 3274 мини-центра, в которых воспитываются 85158 детей. В настоящее время наблюдается динамика роста сети частных дошкольных организаций. Сегодня функционируют 311 частных детских садов с контингентом 27079 детей. С начала реализации программы сеть частных дошкольных организаций увеличилась на 74 единицы. Работа по привлечению юридических и физических лиц к открытию частных дошкольных организаций хорошо поставлена в Кызылординской (18 ед.), Южно-Казахстанской (15 ед.) областях и городах Астане (10 ед.), Алматы (10 ед.).
Вместе с тем в республике развивается сеть инновационных дошкольных организаций и групп с охватом 7,5 тысячи детей: 10 дошкольных гимназий, 12 учебно-воспитательных и оздоровительных центров, 3 авторских детских сада, 81 детский сад инновационной направленности, 13 гимназических групп в ДО общего назначения. Под руководством ученых и специалистов-методистов по разным направлениям функционируют 119 дошкольных экспериментальных площадок.
Ведется работа и над качеством, поскольку дошкольное образование направлено на обеспечение развития активности, самостоятельности, реализацию творческих способностей дошкольников. Так, во всех дошкольных учреждениях созданы игровые уголки, отвечающие психолого-педагогическим требованиям, уголки уединения, национальной культуры, живой природы, центры образовательной, конструктивной, музыкальной деятельности. Экспозиция и тематика данных центров регулярно обновляются. Повсеместно созданы спортзалы, оснащенные оборудованием (шведские лестницы, гимнастические скамейки, тренажеры, степ-доски, массажеры). На территории каждой дошкольной организации оборудованы игровые и спортивные площадки, где осуществляется двигательная, игровая деятельность детей, проводятся спортивные праздники и развлечения. Порядка 475 детских садов используют компьютерные технологии в процессе управления, совершенствования форм и методов работы с детьми. Также все детские сады республики оснащены медицинскими кабинетами с необходимым оборудованием в соответствии с лицензионными требованиями.
Кроме того, большое внимание уделяется мировому опыту системы дошкольного образования. В настоящее время в США, Беларуси, Корее появились открытые детские сады, где родители являются непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса в качестве ассистентов воспитателей, руководителей кружков, секций, студий. Такой опыт накоплен и в ряде дошкольных организаций Казахстана, работающих по методологии «Степ бай степ».
В современных условиях развитие системы дошкольного образования в значительной степени обусловлено тем, насколько эффективно осуществляется вопрос подготовки и переподготовки педагогических кадров.
В дошкольных организациях республики работают 29,8 тысячи человек, в том числе молодые педагоги, средний возраст которых – 35–40 лет. Вместе с ними трудятся 596 психологов, 238 инструкторов по физкультуре, 867 музыкальных работников и более 370 других специалистов. Ежегодно каждый пятый работник системы дошкольного образования проходит курсы повышения квалификации.
Подводя итоги, хочется отметить, что лозунг «Лучшее – детям» должен стать принципом работы всей системы дошкольного образования, направленной на реализацию одной из основных задач, обозначенных в послании президента Нурсултана Назарбаева.

Ш. СУЛТАНГАЗИЕВА, главный эксперт департамента дошкольного и среднего образования МОН РК
http://www.liter.kz/index.php?option=com_content&task=view&id=4092&Itemid=2
Категория: Дайджест прессы | Добавил: collegy (2010-11-02)
Просмотров: 1474 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 1:21 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru