Главная » Статьи » Дайджест прессы |
Таков принцип работы всей системы дошкольного образования В послании народу Казахстана «Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана» глава государства Нурсултан Назарбаев обозначил одним из важных приоритетов развития страны на ближайшие годы дошкольное обучение и воспитание. Дошкольный возраст является одним из главных образовательных ресурсов и по своему потенциалу не уступает ни одной из последующих стадий развития. А потому перспективы дошкольного образования в Казахстане, в том числе развитие частных и новых моделей воспитания, должны занять особое место в приоритетах внутренней государственной политики. Главные задачи дошкольного образования – сохранение и укрепление здоровья детей, физическое и речевое развитие, развитие мыслительной деятельности и формирование образного мышления, необходимых для дальнейшей учебной деятельности. В связи с этим в целях повышения качества содержания дошкольного воспитания и обучения в 2008 году разработан и утвержден государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения. Основные положения стандарта базируются на принципе равенства прав всех детей, индивидуальности и развития навыков ребенка. В основу также легли такие ведущие образовательные области, как здоровье, коммуникация, познание, социум, творчество. Более того, в новом стандарте нашли отражение требования к педагогам, семье, предметно-развивающей среде. С целью реализации познавательных областей государственного общеобязательного стандарта дошкольного воспитания и обучения в образовательном процессе используются более 400 наименований литературы, прошедшей экспертизу и допущенной к обучению детей, различные дидактико-учебные материалы для развития интеллектуальных и творческих способностей детей. Вместе с тем в дошкольных организациях республики реализуется ряд общеобразовательных учебных программ дошкольного воспитания и обучения: «Балб�бек», «Ћайнар», «Алѕашћы ћадам» (1–3 года), «Зерек бала» (3–5 лет), «Біз мектепке барамыз» (5–6 лет) и др. Благодаря всем этим мероприятиям можно говорить о предстоящих успехах в отечественной системе дошкольного воспитания, несмотря на то тяжелое наследство, которое осталось после развала СССР. Практически с нулевых позиций поднималась система дошкольного образования. Из 8743 детских садов, существовавших в 1991 году, более половины (4868) было приватизировано во время «оптимизации», часть зданий детских садов была заброшена, претерпела разрушение ввиду объективных экономических причин. В целом к 2000 году количество детских садов в республике уменьшилось до 1144. Однако сейчас ситуация несколько выправилась. В ходе реализации государственной программы развития образования в РК на 2005–2010 годы, а также постановления правительства Казахстана «Программа по обеспечению детей дошкольным воспитанием и обучением «Балапан» на 2010–2014 годы в стране по состоянию на 1 сентября 2010 года функционируют 5429 детских дошкольных учреждений, из которых 2155 – детские сады и 3274 – мини-центры. Это обеспечило охват 397,5 тысячи детей. Вместе с тем в очереди на получение мест в дошкольных организациях еще остается более 279,8 тысячи детей. Демографические процессы в стране – один из определяющих факторов роста очередности на получение мест в дошкольных организациях республики. За два года число ожидающих места в детских садах выросло на 19 тысяч детей. По информации регионов, с января по 1 сентября 2010 года сеть увеличена на 457 единиц, или на 24,4 тысячи мест (152 детских сада, 305 мини-центра). Количество детских садов увеличено за счет строительства 16 детских садов на 3,7 тысячи мест, возврата 62 детских садов на 7,8 тысячи мест, ранее приватизированных, пустующих, находящихся в аренде, ранее проданных зданий детских садов, реконструирования других зданий под дошкольные организации, открытия 74 частных детских садов на 3,6 тысячи мест. Если говорить в региональном разрезе, то высокие показатели по охвату детскими садами достигнуты в Костанайской (90,4 процента), Карагандинской (73,9 процента), Западно-Казахстанской (66,7 процента) областях, низкие показатели в Южно-Казахстанской (16,3 процента) и Алматинской (22,1 процента) областях. Дополнительный импульс придает и программа «Балапан», реализация которой обеспечит размещение госзаказа в дошкольных организациях независимо от форм собственности на основе подушевого финансирования на сумму 216283,5 млн тенге за счет республиканского и местных бюджетов. Также планируется строительство 82 детских садов на 18360 мест на общую сумму 40,7 млрд тенге в Жамбылской, Кызыл-ординской, Южно-Казахстанской областях, в Алматы и Астане. Продолжится возврат в коммунальную собственность и восстановление зданий детских садов, а также планируется открытие дошкольных организаций на первых этажах жилых домов. Кроме того, активно будет поощряться создание мини-центров, семейных детских садов, консультационных пунктов, кабинетов коррекции и инклюзивного образования, частных дошкольных организаций. Все это позволит до 2015 года обеспечить охват детей дошкольного возраста дошкольным воспитанием и обучением на 70 процентов и на 100 процентов – детей 5–6-летнего возраста предшкольной подготовкой. В решении данной проблемы большие надежды возлагаются на частные юридические и физические лица. В связи с этим разработаны методические рекомендации по расширению сети дошкольных организаций и размещению госзаказа в дошкольных организациях независимо от формы собственности. Разработаны типовые правила по организации семейных детских садов и консультационных пунктов для родителей. В Казахстане наиболее распространено два типа дошкольных учреждений: детские сады и мини-центры. Деятельность последних осуществляется в соответствии с утвержднными типовыми правилами организации деятельности дошкольных мини-центров. В отличие от детского сада режим работы в мини-центрах может быть гибким – от двух часов до полного дня пребывания. Как правило, мини-центры открываются при сельских школах для небольшого контингента детей и являются низкозатратными. С 2006 года в стране создано 3274 мини-центра, в которых воспитываются 85158 детей. В настоящее время наблюдается динамика роста сети частных дошкольных организаций. Сегодня функционируют 311 частных детских садов с контингентом 27079 детей. С начала реализации программы сеть частных дошкольных организаций увеличилась на 74 единицы. Работа по привлечению юридических и физических лиц к открытию частных дошкольных организаций хорошо поставлена в Кызылординской (18 ед.), Южно-Казахстанской (15 ед.) областях и городах Астане (10 ед.), Алматы (10 ед.). Вместе с тем в республике развивается сеть инновационных дошкольных организаций и групп с охватом 7,5 тысячи детей: 10 дошкольных гимназий, 12 учебно-воспитательных и оздоровительных центров, 3 авторских детских сада, 81 детский сад инновационной направленности, 13 гимназических групп в ДО общего назначения. Под руководством ученых и специалистов-методистов по разным направлениям функционируют 119 дошкольных экспериментальных площадок. Ведется работа и над качеством, поскольку дошкольное образование направлено на обеспечение развития активности, самостоятельности, реализацию творческих способностей дошкольников. Так, во всех дошкольных учреждениях созданы игровые уголки, отвечающие психолого-педагогическим требованиям, уголки уединения, национальной культуры, живой природы, центры образовательной, конструктивной, музыкальной деятельности. Экспозиция и тематика данных центров регулярно обновляются. Повсеместно созданы спортзалы, оснащенные оборудованием (шведские лестницы, гимнастические скамейки, тренажеры, степ-доски, массажеры). На территории каждой дошкольной организации оборудованы игровые и спортивные площадки, где осуществляется двигательная, игровая деятельность детей, проводятся спортивные праздники и развлечения. Порядка 475 детских садов используют компьютерные технологии в процессе управления, совершенствования форм и методов работы с детьми. Также все детские сады республики оснащены медицинскими кабинетами с необходимым оборудованием в соответствии с лицензионными требованиями. Кроме того, большое внимание уделяется мировому опыту системы дошкольного образования. В настоящее время в США, Беларуси, Корее появились открытые детские сады, где родители являются непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса в качестве ассистентов воспитателей, руководителей кружков, секций, студий. Такой опыт накоплен и в ряде дошкольных организаций Казахстана, работающих по методологии «Степ бай степ». В современных условиях развитие системы дошкольного образования в значительной степени обусловлено тем, насколько эффективно осуществляется вопрос подготовки и переподготовки педагогических кадров. В дошкольных организациях республики работают 29,8 тысячи человек, в том числе молодые педагоги, средний возраст которых – 35–40 лет. Вместе с ними трудятся 596 психологов, 238 инструкторов по физкультуре, 867 музыкальных работников и более 370 других специалистов. Ежегодно каждый пятый работник системы дошкольного образования проходит курсы повышения квалификации. Подводя итоги, хочется отметить, что лозунг «Лучшее – детям» должен стать принципом работы всей системы дошкольного образования, направленной на реализацию одной из основных задач, обозначенных в послании президента Нурсултана Назарбаева. Ш. СУЛТАНГАЗИЕВА, главный эксперт департамента дошкольного и среднего образования МОН РК http://www.liter.kz/index.php?option=com_content&task=view&id=4092&Itemid=2 | |
Просмотров: 1474 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|