Главная » Статьи » Дайджест прессы |
Крупнов Юрий Васильевич Темы: Образование, Проблемы образования в России, Россия, Социальные проблемы в России, Общество Знаете ли вы, какой будет следующая – третья – версия проекта образовательного стандарта для старшей школы (10-11 классы)? Та, в которую на первое место поставят математику. Вчера была опубликована вторая версия шокировавшего всех стандарта, и главной новостью там подается тот фундаментальнейший якобы сдвиг, что убрали «ошибочную» запятую между словами «русский язык» и «литература» и сделали русский язык и литературу обязательными (правда, в виде одного предмета, «в одном флаконе»). Так вот, к лету обязательной, самой главной и т. п. сделают еще и математику. И тогда наступит в школе и стране полное счастье. В самом деле, что еще нужно «пиплу»? Орали, что их лишают русского и математики, – нате, получайте: сегодня – русский, а через пару месяцев – математику! Но изменит ли это что-либо по сути в ситуации разрушения общеобразовательной школы? Ведь большинство населения страны, которое никак не хочет быть «пиплом», чувствует, что, предоставив ему в качестве обязательных предметов физкультуру, ОБЖ и «Россию в мире» и лишив математики, русского и литературы, его лишают равного с богатыми и знатными доступа к фундаментальному образованию. Т. е. открыто отменяют общеобразовательную (по-старомодному – народную) школу, превращая 90% российского населения в кухаркиных мам, пап, детей и внуков. Здесь стоит напомнить знаменитый циркуляр министра народного просвещения Делянова от 1887 года, где предлагалось освободить от полноценного образования «детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, коих, за исключением разве одаренных необыкновенными способностями, не следует выводить из среды, к коей они принадлежат». И учителя, и родители увидели (и с полным на то основанием) в этом задвигании подальше русского и математики прямое антинародное действо. Все уже привыкли, что любая реформа оказывается способом перераспределения общественного богатства от «низов» к «верхам», которые собираются и дальше обучать своих детей за границей или в частных и государственных специальных школах и с опаской смотрят на полторы сотни миллионов оборзевших для них лузеров, которые вдруг могут выйти «из среды, к коей они принадлежат». К сожалению, мы живем в стране, где антиобразовательный смысл модернизации образования в открытую декларируется самим министром образования. Например, пять лет назад на встрече с президентом страны В.В. Путиным: «Каждый должен получить то, что ему надо. Не надо, чтобы, как кто-то с гордостью говорит, водитель имел высшее образование. Может быть, не всегда требуется, чтобы водитель имел высшее образование, но нужно, чтобы он просто хорошо водил машину». Трогательная забота Андрея Александровича о страдающих от избыточного образования водителях не уступает лишь не менее трогательной заботе предыдущего министра образования Филиппова, который на пике своей карьеры в 2000 году истово выступал против перепроизводства юристов и экономистов: «Сейчас – мода на экономистов и юристов. «Экономисты будут работать, а юристы – их судить». Нас ждет колоссальное перепроизводство рабочей силы в этих сферах. Этого не должно быть. Я считаю, что надо думать не о том, что модно, а о том, что будет нужно через 10 лет. Надо понимать, что материальное производство первично, и поэтому надо получить профессию, связанную с материальным производством». Правда, в конце того же интервью Владимир Михайлович не просто без всякого стеснения, а с законной гордостью поведал журналисту, что его собственные дочь и сын, оказывается, учатся не в профучилище, осваивая связанные с материальным производством профессии, а как раз на экономическом факультете! Причем в вузе, где он, до того, как стать министром, был ректором! В этом фундаментальном разделении власти, социума, жизни для себя и «ближних» – и для всех «остальных» (для «пипла») – вся суть модернизации образования, которая вот уже 10 лет бронтозавром шагает по стране: с момента утверждения Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года (распоряжение правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-р). И в этой смертоносной модернизации проект стандартов является всего лишь одним из нескольких профессиональных ударов по общеобразовательности и школе в целом. В конечном счете подавляющее большинство населения лишают доступа к фундаментальному образованию, к высшим способностям, без которых путь в профессии и карьере изначально оказывается закрыт кухаркиными перспективами. В этом плане эквилибристика с русским и математикой по существу ничего не меняет, однако сильно поможет выпустить пар и не мытьем, так катаньем протолкнуть-таки стандарты. Во-первых, кроме русского и математики, совсем не обсуждаемым предметом остается физика. По всем опросам школьников, за последние 10 лет никто (подчеркиваю, никто!) не хочет выбирать физику в любом плане: и как обычный предмет, и как предмет с углубленным изучением, и как факультет в вузах, и т. п., и т. д. Это – главный показатель национальной катастрофы, поскольку физика вводит в построение идеальных объектов способность идеализации, и без этого человек в 20 лет в 99,9% случаев навсегда отсечен от полноценной профессионализации и карьеры не по блату в любой сфере. Во-вторых, если даже назовут обязательными и русский, и математику, и физику, это не будет иметь никакого отношения к их реальному изучению и вообще ни к чему. Нынешний ажиотаж вокруг стандартов является классическим случаем отвлечения внимания на недолжный объект. Нет мало-мальски приличной концепции школы, нет базовой научной и педагогической культуры у разрабатывающих стандарты, но есть надвигающийся новый закон об образовании, есть 10 лет ковровой бомбардировки модернизацией и т. п. Есть, наконец, реальный, а не писаный стандарт – ЕГЭ, в котором что напишут, на то и будут натаскивать несчастные учителя, поскольку и с учителей, и со школы будут спрашивать не за стандарт, а за результаты ЕГЭ. В-третьих (и это главное!), порочны базовые установки модернизации образования, и реализуют их абсолютно далекие от передовой мировой образовательной науки и практики люди. Они хорошо известны и в последние 15 лет организовали абсолютную монополию на принятие решений в сфере образования. Первый – это ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, который через президента этой школы и неформального шерпы во все структуры власти Евгения Ясина почти 20 лет контролирует ситуацию с распределением бюджетных и иных средств на ключевые разработки в образовании (как, кстати, и в экономике). Никак, правда, не сбывается заветная мечта Ярослава Ивановича стать министром образования, и тут его следует пожалеть. Второй – психолог Александр Асмолов. Сегодня он – директор Федерального института развития образования, академик Российской академии образования, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ. Умный и талантливый во многих сферах человек, однако не имеющий представления о практике и дидактике образования. Если Кузьминов разрушает образование на основе своих экономических заморочек, вводя изощренные организационно-финансовые механизмы подрыва... т. е., виноват, модернизации образования, прежде всего такие, как «следование» денег за учеником и студентом, все эти фокусы с профилизацией старшей школы и ЕГЭ, то Асмолов – гений в идейном вирусном поражении школы. Именно Асмолов был главным автором и локомотивом ввода вариативности образования, которая подарила каждому школьнику по десятку неполноценных «разных» учебников и шизофренизировала школу в 1990-е годы. Сегодня именно он вводит под лозунгом детоцентричности беспредметность образования, т. е., по сути, бессодержательность и бессмысленность учебы, сведение образования к комфортному времяпрепровождению детей, облом у которых будет наступать потом, когда им будет 20 и более лет. Вот два нынешние мотора разрушения школы – последнего всеобщего достояния страны. Сообразительный и быстро редактирующий стандарты Александр Михайлович Кондаков и иже с ним – это уже только пехота двух вышеозначенных Наполеонов от образования. Пора перестать относиться к школе как к месту отправления фантазий отдельных граждан. Школа не только не проще космической ракеты или даже айфона: она на десятки порядков сложнее по конструкции и последствиям. Я уже писал и опять повторю: необходимо срочно ввести мораторий на реформирование и «модернизацию» школы. Далее, необходимо создать государственную комиссию по развитию образования, введя в нее представителей всех имеющихся в гражданском обществе профессиональных и гражданских позиций и созвать уже в марте Чрезвычайное всероссийское образовательное собрание с председательством главы государства. И главный момент. Для такого важнейшего и сложнейшего дела любой современной страны, как образование, необходим генеральный конструктор, необходим «школьный Королев». Вся мерзость происходящего заключается в том, что такой Королев в стране есть, но в осваивании денег «на развитие образования» его нет. Ни один (можете проверить: ни один!) мало-мальски грамотный в образовании человек не будет отрицать, что Юрий Вячеславович Громыко, должности и звания которого я здесь не буду перечислять, является единственным в стране и мире человеком, который в состоянии создать работающую и передовую конструкцию новой российской школы. Мне стыдно читать текст стандартов. Все, что там есть интересного, списано двоечниками именно у Громыко. И про «метапредметные результаты», и про «системно-деятельностный подход» (даже слово исковеркали и с ошибками сдули!) – про все, что позволит нашей российской школе очень быстро стать абсолютным мировым лидером в образовании. Но суть нынешнего государственного устройства в том, что Громыко – лучший и единственный ученик двух наших выдающихся корифеев в образовании, Василия Васильевича Давыдова и Георгия Петровича Щедровицкого – четверть века вкалывает и создает опережающую модель школы и практические площадки школы будущего, а двоечники не просто трудолюбиво осваивают бюджетные средства, но и делают это, как положено двоечникам: во-первых, бездарно, перевирая и профанируя выдающиеся идеи Громыко – Давыдова – Щедровицкого, а во-вторых, еще и отчитываясь чужими мыслями и словами, выдавая их за свои достижения. Т. е. один – с сошкой, а семеро – с ложкой. Навести здесь порядок и будет означать решение проблемы стандартов. И не только. http://news.km.ru/shkole-nuzhen-svoi-korolev-i-v-strane-est | |
Просмотров: 885 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|