Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Дайджест прессы

ЕНТ по-прежнему раздражает профессионалов
И опять о том же

 Вокруг ЕНТ сломано немало копий, а оно все также остается чувствительным раздражителем общественного мнения. Во всеобщем хоре голоса учителей слышны далеко не всегда. Поэтому мы решили еще раз обратиться к представителям некогда одной из самых уважаемых профессий. Наш сегодняшний собеседник - учитель русского языка и литературы алматинской общеобразовательной школы №124 Дарига Абеновна Берденова. Она имеет высшую категорию и 31 год педагогического стажа.
- Только непосредственно обучающий учитель может точно сказать, каково качество знаний того или иного ученика. ЕНТ в этом смысле не более чем лотерея. Есть немало случаев, когда ученик, стабильно работающий на "4" и "5", и имеющий очень хорошие и твердые знания, придя на ЕНТ, в силу самых различных обстоятельств получает низкие баллы. И наоборот, стабильные троечники умудряются получить более высокие результаты. И срабатывает здесь даже не столько фактор случайности. Как это происходит на практике? Один такой ученик рассказывает об этом так. Сев на ЕНТ, он стал обращаться по очереди к рядом сидящим ровесникам. Одного попросил помочь сделать задание по русскому языку, другого - по математике, третьего - по казахскому…
И при этом мы говорим, что там установлены камеры наблюдения, сидят официальные люди, следящие за тем, чтобы никто не списывал. А на деле-то все оказывается далеко не так… То есть у ребенка есть все возможности получить хороший результат только потому, что рядом сидит кто-то, с чьей помощью можно это сделать. Такова детская психология: если тебя просят, то надо обязательно помочь. Если ты этого не сделаешь, то ты заведомо попадаешь в разряд не очень хороших людей.
Другой момент связан со спецификой детской психологии. Ученики, которые по логике должны бы получить высокий балл, как правило, боятся тестов. Это не какой-то голословный вывод, а итог многолетних наблюдений. Возможно, на них давит чувство ответственности из-за боязни не оправдать ожиданий родителей, учителей. И при этом они все задания решают сами, ни у кого не прося помощи.
Нервирует сам процесс организации ЕНТ. Дети встают ни свет ни заря - в 5.30 утра. К 6.00 им нужно быть в своей школе. Там они томятся пару часов до момента выезда на место сдачи ЕНТ. Там их тщательно проверяют с использованием технических средств контроля. Хотя по Конвенции прав ребенка, обыск проводить нельзя. То есть явно нарушаются права ребенка. Данная процедура вызывает сильнейший психологический стресс. Получается, что прежде чем приступить непосредственно к выполнению тестовых заданий, ребенок в течение нескольких часов находится в состоянии ожидания. Одним словом, сплошная нервотрепка.
Многие дети, с которыми мы разговариваем после ЕНТ, жалуются на одни и те же причины: усталость, элементарный голод и жажду, некомфортную атмосферу перед ЕНТ. Закономерный итог - значительное снижение работоспособности.
Мы не призываем вообще отменить ЕНТ, но в системе контроля и процедуры его проведения надо что-то менять, учитывая особенности детской психологии вообще и индивидуальной в частности. Ребенок идет в чужое место, его окружают чужие взрослые люди, чужая обстановка. И как бы мы его ни готовили, он все равно будет волноваться.
Не буду скрывать: с самого начала я была категорически против ЕНТ, и особенно в том виде, как это делается сейчас. Потому что дети заведомо ставятся в неравные условия. Что под этим имеется в виду? Например, мы - общеобразовательная школа, но наши дети сдают ЕНТ вместе с выпускниками гимназий и лицеев. Что в этом плохого, спросите вы. Дело в том, что в гимназиях и лицеях есть так называемый гимназический компонент. Если у нас математику и русский язык преподают всего по два часа в неделю, физику, химию и биологию по одному часу, то в гимназиях и лицеях более углубленная программа изучения этих дисциплин. Школы делятся на общественно-гуманитарные и естественно-математические. А еще по такому же принципу внутри гимназий существуют факультеты. Как вы думаете, есть разница в уровне подготовки детей, которые обучаются, скажем, математике два часа в неделю, и их сверстников, занимающихся семь часов?
По моему мнению, раз существует дифференциация в учебных программах, то должно быть и дифференцированное ЕНТ. Так было бы справедливо, и это вполне осуществимо. Его можно было бы проводить в несколько этапов. На одном этапе сдавали бы общественно-гуманитарные школы, на следующем - математические, а после - гимназии и лицеи по профилю.
Думается, что и вузам многоступенчатая система ЕНТ позволила бы тщательнее отбирать выпускников под себя. Мои коллеги - вузовские преподаватели считают более рациональным сделать для начала хотя бы двухступенчатое ЕНТ: сначала как выпускной экзамен на аттестат зрелости, а потом как вступительный экзамен в вуз. Существующая же пока система позволяет случайным людям достаточно успешно преодолевать сито отбора. Вузы отбирают своих будущих студентов, исходя из количества набранных ими баллов, и никого не интересует, как они их набрали. И только потом, в процессе обучения, выясняется, что пришел-то очень слабо подготовленный человек, но поезд уже ушел…
Мы много говорим о слабости нашей медицины. А как ей стать сильной, если пороговый уровень для поступления в мединститут равен 55 баллам, при этом по биологии достаточно набрать 7 баллов из 25, представляете? А ведь прежде, чтобы поступить в мединститут, приходилось сдавать и химию, и физику, и биологию. Потому что это профилирующие дисциплины для будущего медика. Дифференцированное ЕНТ позволило бы ужесточить отбор и дать возможность выпускникам школ четче ориентироваться в критериях вузовских требований.
Еще раз повторю: ЕНТ не выявляет истинного уровня качества знаний. Оно рассчитано, прежде всего, на примитивное натаскивание по определенному блоку вопросов. К примеру, я как преподаватель русского языка ставлю оценку за грамотность. Так вот, ЕНТ не определяет уровень грамотности ученика. То же самое и по математике - ученик нередко натаскан на какие-то формулы во время ЕНТ решает задачи методом аналогии. А вот его способности логически мыслить, анализировать, делать выводы остаются за кадром. ЕНТ - это схоластика, а живой человек с его эмоциями, мышлением, человеческой логикой в процессе сдачи тестов никому не интересен.
Считается, что ЕНТ - это заслон на пути коррупции при поступлении в вузы. Да, к сожалению, коррупционные проявления в системе образования имеют место быть, но разве они носят всеобщий и массовый характер? Разве мы, учителя, сплошь и рядом ставим своим ученикам высокие оценки только потому, что им необходим хороший аттестат? Кто на самом деле думает так, тот глубоко ошибается. И не надо всех стричь под одну гребенку. В подавляющем своем большинстве мои коллеги работают честно и добросовестно. Мне кажется, что о коррупции громче всех кричат те, у которых самих рыльце в пуху…
Вот если вы хотите сказать о недобросовестной конкуренции, тогда другое дело. Это явление существует и проявляется, как правило, во время предметных олимпиад разного уровня. Поэтому я стараюсь в них участвовать как можно реже, а то и вовсе отказываюсь. Потому что там не учитывается разность программ и уровня подготовки учеников общеобразовательных школ, с одной стороны, и гимназий и лицеев - с другой. Еще один момент. Если посмотреть список членов жюри и список школ, которые занимают призовые места, то обычно они совпадают один в один. Так что, увы, такие ситуации имеют место в жизни.
И все же многое зависит от личности отдельно взятого учителя. Преподавая детям литературу, я же не просто учу их, но и, не обессудьте за некоторую высокопарность, воспитываю посредством своего предмета. И я думаю, что мои коллеги по филологическому цеху захотят выглядеть в глазах своих учеников отрицательными персонажами из классических произведений. Не надо заведомо принижать нас, учителей…
Так что, по моему мнению, ЕНТ - это не панацея от коррупции. А иногда даже наоборот. Если человек случайно набрал высокий балл на ЕНТ, а потом не может сдать сессию, что ему остается делать?
И последнее. По результатам ЕНТ выводится рейтинг школ. И опять же общеобразовательные школы оцениваются наравне с гимназиями и лицеями, что вообще, по-моему, недопустимо. Причины этого я уже объяснила выше, программы-то разнятся, а значит, и при выведении критериев оценки работы это должно обязательно учитываться.
Осенью на первом педсовете оглашаются рейтинги школ по итогам ЕНТ. На положении конкретного учителя это напрямую вроде как и не отражается, но дело в том, что от этого напрямую зависит репутация школы. А это уже принципиальный момент. От этого во многом зависит, пойдут к нам дети или не пойдут. Поэтому считаю, что рейтинги, составляемые по такому принципу, изначально необъективны.
Есть еще рейтинг учителей-предметников. Если мои ученики сдали на уровне 20 баллов из 25, то это считается хорошим показателем. Но опять же, в этом процессе есть масса подводных рифов, и подходить к нему надо очень осторожно. Например, нынче я выпускаю 11-е классы, но этих детей я раньше не учила и веду я их только первый год. Такая ситуация случается очень часто из-за текучести кадров. Иногда бывает так, что уровень подготовки учащихся, попавших к тебе, оставляет желать лучшего, но не отказываться же из-за этого от детей. А за один год я едва ли смогу добиться того, чтобы на ЕНТ они дали хороший результат. Однако по тому, как они его сдадут, будут судить о моей работе. Репутация нарабатывается годами, а вот уронить ее можно за один учебный год. И все благодаря нивелирующему рейтингу. Вот такая грустная картина получается.
А больше всего печалит то, что сейчас в педвузы попадают далеко не самые лучшие выпускники школ. Я сама видела, как зазывают на филфак КазНПУ им. Абая будущих педагогов. Аргументация просто убийственная: у нас гранты, и мы можем принять всех, кто не прошел пороговый уровень в другие вузы. Мне как человеку, которому далеко не безразлично, что будет после меня, наблюдать все это крайне неприятно и обидно. Завтра я уйду на пенсию, а кто будет преподавать моим внукам и детям моих учеников? И почему в педвузы должны идти те, кому закрыты двери других вузов?
В прошлом году в начальных классах нашей школы проходили практику студенты педагогического колледжа. Я прохожу мимо класса, и вдруг оттуда вылетают две девчонки и с радостными возгласами приветствуют меня. Это были две мои ученицы, которые ушли после 9-го класса. Никоим образом не хочу обидеть их, но скажу откровенно: это были очень слабые ученицы, а уровень их грамотности вообще удручающий. Видимо, мне не удалось скрыть своего недоумения по поводу их нахождения на педпрактике в школе. Они тут же начали успокаивать меня: дескать, не беспокойтесь, мы в школу не придем. То есть им просто нужна корочка, что они где-то там учились…
Призвания нет, знаний нет, а диплом будет. А где гарантия, что завтра нужда не заставит их все-таки прийти работать в школе?.. У нас же дефицит учителей, и мы будем вынуждены их взять. И таких примеров великое множество. Честно скажу, я бы своего ребенка таким учителям не отдала бы ни при каких условиях…
Подготовил
Кенже ТАТИЛЯ
http://www.camonitor.com/index.php?module=news&nid=823
Категория: Дайджест прессы | Добавил: collegy (2011-03-18)
Просмотров: 1060 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 3:01 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru