Главная » Статьи » Дайджест прессы |
И опять о том же Вокруг ЕНТ сломано немало копий, а оно все также остается чувствительным раздражителем общественного мнения. Во всеобщем хоре голоса учителей слышны далеко не всегда. Поэтому мы решили еще раз обратиться к представителям некогда одной из самых уважаемых профессий. Наш сегодняшний собеседник - учитель русского языка и литературы алматинской общеобразовательной школы №124 Дарига Абеновна Берденова. Она имеет высшую категорию и 31 год педагогического стажа. - Только непосредственно обучающий учитель может точно сказать, каково качество знаний того или иного ученика. ЕНТ в этом смысле не более чем лотерея. Есть немало случаев, когда ученик, стабильно работающий на "4" и "5", и имеющий очень хорошие и твердые знания, придя на ЕНТ, в силу самых различных обстоятельств получает низкие баллы. И наоборот, стабильные троечники умудряются получить более высокие результаты. И срабатывает здесь даже не столько фактор случайности. Как это происходит на практике? Один такой ученик рассказывает об этом так. Сев на ЕНТ, он стал обращаться по очереди к рядом сидящим ровесникам. Одного попросил помочь сделать задание по русскому языку, другого - по математике, третьего - по казахскому… И при этом мы говорим, что там установлены камеры наблюдения, сидят официальные люди, следящие за тем, чтобы никто не списывал. А на деле-то все оказывается далеко не так… То есть у ребенка есть все возможности получить хороший результат только потому, что рядом сидит кто-то, с чьей помощью можно это сделать. Такова детская психология: если тебя просят, то надо обязательно помочь. Если ты этого не сделаешь, то ты заведомо попадаешь в разряд не очень хороших людей. Другой момент связан со спецификой детской психологии. Ученики, которые по логике должны бы получить высокий балл, как правило, боятся тестов. Это не какой-то голословный вывод, а итог многолетних наблюдений. Возможно, на них давит чувство ответственности из-за боязни не оправдать ожиданий родителей, учителей. И при этом они все задания решают сами, ни у кого не прося помощи. Нервирует сам процесс организации ЕНТ. Дети встают ни свет ни заря - в 5.30 утра. К 6.00 им нужно быть в своей школе. Там они томятся пару часов до момента выезда на место сдачи ЕНТ. Там их тщательно проверяют с использованием технических средств контроля. Хотя по Конвенции прав ребенка, обыск проводить нельзя. То есть явно нарушаются права ребенка. Данная процедура вызывает сильнейший психологический стресс. Получается, что прежде чем приступить непосредственно к выполнению тестовых заданий, ребенок в течение нескольких часов находится в состоянии ожидания. Одним словом, сплошная нервотрепка. Многие дети, с которыми мы разговариваем после ЕНТ, жалуются на одни и те же причины: усталость, элементарный голод и жажду, некомфортную атмосферу перед ЕНТ. Закономерный итог - значительное снижение работоспособности. Мы не призываем вообще отменить ЕНТ, но в системе контроля и процедуры его проведения надо что-то менять, учитывая особенности детской психологии вообще и индивидуальной в частности. Ребенок идет в чужое место, его окружают чужие взрослые люди, чужая обстановка. И как бы мы его ни готовили, он все равно будет волноваться. Не буду скрывать: с самого начала я была категорически против ЕНТ, и особенно в том виде, как это делается сейчас. Потому что дети заведомо ставятся в неравные условия. Что под этим имеется в виду? Например, мы - общеобразовательная школа, но наши дети сдают ЕНТ вместе с выпускниками гимназий и лицеев. Что в этом плохого, спросите вы. Дело в том, что в гимназиях и лицеях есть так называемый гимназический компонент. Если у нас математику и русский язык преподают всего по два часа в неделю, физику, химию и биологию по одному часу, то в гимназиях и лицеях более углубленная программа изучения этих дисциплин. Школы делятся на общественно-гуманитарные и естественно-математические. А еще по такому же принципу внутри гимназий существуют факультеты. Как вы думаете, есть разница в уровне подготовки детей, которые обучаются, скажем, математике два часа в неделю, и их сверстников, занимающихся семь часов? По моему мнению, раз существует дифференциация в учебных программах, то должно быть и дифференцированное ЕНТ. Так было бы справедливо, и это вполне осуществимо. Его можно было бы проводить в несколько этапов. На одном этапе сдавали бы общественно-гуманитарные школы, на следующем - математические, а после - гимназии и лицеи по профилю. Думается, что и вузам многоступенчатая система ЕНТ позволила бы тщательнее отбирать выпускников под себя. Мои коллеги - вузовские преподаватели считают более рациональным сделать для начала хотя бы двухступенчатое ЕНТ: сначала как выпускной экзамен на аттестат зрелости, а потом как вступительный экзамен в вуз. Существующая же пока система позволяет случайным людям достаточно успешно преодолевать сито отбора. Вузы отбирают своих будущих студентов, исходя из количества набранных ими баллов, и никого не интересует, как они их набрали. И только потом, в процессе обучения, выясняется, что пришел-то очень слабо подготовленный человек, но поезд уже ушел… Мы много говорим о слабости нашей медицины. А как ей стать сильной, если пороговый уровень для поступления в мединститут равен 55 баллам, при этом по биологии достаточно набрать 7 баллов из 25, представляете? А ведь прежде, чтобы поступить в мединститут, приходилось сдавать и химию, и физику, и биологию. Потому что это профилирующие дисциплины для будущего медика. Дифференцированное ЕНТ позволило бы ужесточить отбор и дать возможность выпускникам школ четче ориентироваться в критериях вузовских требований. Еще раз повторю: ЕНТ не выявляет истинного уровня качества знаний. Оно рассчитано, прежде всего, на примитивное натаскивание по определенному блоку вопросов. К примеру, я как преподаватель русского языка ставлю оценку за грамотность. Так вот, ЕНТ не определяет уровень грамотности ученика. То же самое и по математике - ученик нередко натаскан на какие-то формулы во время ЕНТ решает задачи методом аналогии. А вот его способности логически мыслить, анализировать, делать выводы остаются за кадром. ЕНТ - это схоластика, а живой человек с его эмоциями, мышлением, человеческой логикой в процессе сдачи тестов никому не интересен. Считается, что ЕНТ - это заслон на пути коррупции при поступлении в вузы. Да, к сожалению, коррупционные проявления в системе образования имеют место быть, но разве они носят всеобщий и массовый характер? Разве мы, учителя, сплошь и рядом ставим своим ученикам высокие оценки только потому, что им необходим хороший аттестат? Кто на самом деле думает так, тот глубоко ошибается. И не надо всех стричь под одну гребенку. В подавляющем своем большинстве мои коллеги работают честно и добросовестно. Мне кажется, что о коррупции громче всех кричат те, у которых самих рыльце в пуху… Вот если вы хотите сказать о недобросовестной конкуренции, тогда другое дело. Это явление существует и проявляется, как правило, во время предметных олимпиад разного уровня. Поэтому я стараюсь в них участвовать как можно реже, а то и вовсе отказываюсь. Потому что там не учитывается разность программ и уровня подготовки учеников общеобразовательных школ, с одной стороны, и гимназий и лицеев - с другой. Еще один момент. Если посмотреть список членов жюри и список школ, которые занимают призовые места, то обычно они совпадают один в один. Так что, увы, такие ситуации имеют место в жизни. И все же многое зависит от личности отдельно взятого учителя. Преподавая детям литературу, я же не просто учу их, но и, не обессудьте за некоторую высокопарность, воспитываю посредством своего предмета. И я думаю, что мои коллеги по филологическому цеху захотят выглядеть в глазах своих учеников отрицательными персонажами из классических произведений. Не надо заведомо принижать нас, учителей… Так что, по моему мнению, ЕНТ - это не панацея от коррупции. А иногда даже наоборот. Если человек случайно набрал высокий балл на ЕНТ, а потом не может сдать сессию, что ему остается делать? И последнее. По результатам ЕНТ выводится рейтинг школ. И опять же общеобразовательные школы оцениваются наравне с гимназиями и лицеями, что вообще, по-моему, недопустимо. Причины этого я уже объяснила выше, программы-то разнятся, а значит, и при выведении критериев оценки работы это должно обязательно учитываться. Осенью на первом педсовете оглашаются рейтинги школ по итогам ЕНТ. На положении конкретного учителя это напрямую вроде как и не отражается, но дело в том, что от этого напрямую зависит репутация школы. А это уже принципиальный момент. От этого во многом зависит, пойдут к нам дети или не пойдут. Поэтому считаю, что рейтинги, составляемые по такому принципу, изначально необъективны. Есть еще рейтинг учителей-предметников. Если мои ученики сдали на уровне 20 баллов из 25, то это считается хорошим показателем. Но опять же, в этом процессе есть масса подводных рифов, и подходить к нему надо очень осторожно. Например, нынче я выпускаю 11-е классы, но этих детей я раньше не учила и веду я их только первый год. Такая ситуация случается очень часто из-за текучести кадров. Иногда бывает так, что уровень подготовки учащихся, попавших к тебе, оставляет желать лучшего, но не отказываться же из-за этого от детей. А за один год я едва ли смогу добиться того, чтобы на ЕНТ они дали хороший результат. Однако по тому, как они его сдадут, будут судить о моей работе. Репутация нарабатывается годами, а вот уронить ее можно за один учебный год. И все благодаря нивелирующему рейтингу. Вот такая грустная картина получается. А больше всего печалит то, что сейчас в педвузы попадают далеко не самые лучшие выпускники школ. Я сама видела, как зазывают на филфак КазНПУ им. Абая будущих педагогов. Аргументация просто убийственная: у нас гранты, и мы можем принять всех, кто не прошел пороговый уровень в другие вузы. Мне как человеку, которому далеко не безразлично, что будет после меня, наблюдать все это крайне неприятно и обидно. Завтра я уйду на пенсию, а кто будет преподавать моим внукам и детям моих учеников? И почему в педвузы должны идти те, кому закрыты двери других вузов? В прошлом году в начальных классах нашей школы проходили практику студенты педагогического колледжа. Я прохожу мимо класса, и вдруг оттуда вылетают две девчонки и с радостными возгласами приветствуют меня. Это были две мои ученицы, которые ушли после 9-го класса. Никоим образом не хочу обидеть их, но скажу откровенно: это были очень слабые ученицы, а уровень их грамотности вообще удручающий. Видимо, мне не удалось скрыть своего недоумения по поводу их нахождения на педпрактике в школе. Они тут же начали успокаивать меня: дескать, не беспокойтесь, мы в школу не придем. То есть им просто нужна корочка, что они где-то там учились… Призвания нет, знаний нет, а диплом будет. А где гарантия, что завтра нужда не заставит их все-таки прийти работать в школе?.. У нас же дефицит учителей, и мы будем вынуждены их взять. И таких примеров великое множество. Честно скажу, я бы своего ребенка таким учителям не отдала бы ни при каких условиях… Подготовил Кенже ТАТИЛЯ http://www.camonitor.com/index.php?module=news&nid=823 | |
Просмотров: 1055 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|