Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Дайджест прессы

Я здоров – и поэтому успешен
Таков девиз регионального проекта «Кабинеты здоровья – координационные центры формирования здорового образа жизни». К его реализации приступили весной прошлого года. Первой ласточкой стала 52¬я школа столицы Верхневолжья. Сейчас кабинеты здоровья есть во всех общеобразовательных учреждениях области.

Инициатором проекта, который позже назовут тверским ноу¬хау, стал губернатор Дмитрий Зеленин. Идею создания кабинетов здоровья глава региона обозначил в своем послании Законодательному Собранию, взяв за основу стандарты нового поколения, национальную образовательную инициативу «Наша новая школа» и долгосрочные целевые программы области.
По замыслу организаторов кабинеты здоровья должны стать специальными площадками для дискуссий, центрами общения взрослых и детей, формирования у них мотивации к здоровому образу жизни, занятиям физкультурой, спортом, туризмом. Среди особых задач – обеспечение межведомственного взаимодействия учреждений образования, здравоохранения, культуры и спорта, организация сотрудничества с учреждениями, имеющими специалистов узкого профиля.
В числе лидеров, активно реализующих программу школьных кабинетов здоровья, Тверская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа¬интернат №1. Неоднократно она становилась победителем региональных конкурсов за инновационную деятельность. Выиграв в 2010 году в очередной раз и получив финансовую поддержку, денежные средства направили на развитие кабинета здоровья.
На вопрос о целях «островков здоровья», директор Нина Мякинникова улыбнулась: все на поверхности. Разумеется, каждое образовательное учреждение имеет свои нюансы. К примеру, в школу¬интернат приходят дети, испытывающие трудности в обучении в обычной общеобразовательной школе, поэтому вопросы укрепления здоровья здесь всегда были в приоритете. «Над этой темой, – говорит Нина Владимировна, – мы работали с 1993 года, с момента открытия школы». Стараясь сделать жизнь своих воспитанников интересной и насыщенной, педагоги создавали всевозможные кружки и секции. При этом в подсознании каждого учителя доминировала одна из главных общих проблем – как научить ребят (и их родителей тоже!) заботиться о сохранении здоровья. В 2000 году здесь разработали целевую комплексную программу, в интернате создан специальный координационный совет, так что деятельность образовательного учреждения в этом плане всегда была системной. Неслучайно именно на базе школы-интерната №1 проводились первые тематические семинары, сюда приезжали англичане – идеологи Всемирной организации здравоохранения.
О том, как здесь заботятся о детях, можно рассказывать долго. На базе медицинского блока работает дневной стационар, где без отрыва от учебы ребята получают необходимую помощь – психотерапевтическую, медикаментозную. Усилия учителей, социального педагога и медицинских работников – дефектологов, логопедов – направлены на конечный результат: чем лучше станут развиваться психические процессы, тем легче будет детям осваивать учебный материал. Изменился психологический климат, ребята оттаяли, стали доброжелательнее, но вопрос – здоровьесбережения до недавнего времени оставался открытым.

Быть здоровым – это модно
Справедливости ради напомню: методкабинеты, где можно было найти необходимую литературу буквально по всем направлениям, имелись в каждом общеобразовательном учебном учреждении региона. «Поэтому к идее открытия специальных кабинетов здоровья педагоги поначалу отнеслись достаточно настороженно», – рассказывает Нина Мякинникова.
При ближайшем рассмотрении проект показался интересным.
– Каким бы богатством не располагали методические кабинеты, туда приходили только педагоги. С родителями наших воспитанников на тему здоровья мы говорили в основном на классных и общешкольных собраниях, нередко используя самый простой способ решения задач – читая лекции. Немного поразмыслив, мы начали с энтузиазмом воплощать проект в жизнь. И уже в конце мая прошлого года пригласили в наш кабинет здоровья сначала коллег, а потом и наших воспитанников. Ребята приходили по очереди, класс за классом, как на экскурсию. В августе в новом кабинете здоровья, теперь мы называем его координационно¬методическим центром, побывали все родители. Это любимое место и педагогов, и учащихся, и их пап и мам, – говорит Нина Владимировна.
При центре создан отряд волонтеров «Быть здоровым – это модно!» из числа старшеклассников, они ставят тематические театрализованные представления, участвуют в сборе и обработке информации. Это наши незаменимые помощники. У малышей есть свой отряд – «Неболейка». Здесь же школьные активисты разрабатывают различные программы, готовят специальные сообщения, анализируют состояние дел.

Познаем самих себя
Журналистам местных СМИ повезло: Нина Владимировна организовала экскурсию и для нас. «Да это не просто кабинет, это настоящее царство здоровья!», – воскликнула моя коллега, перешагнув через заветный порог. Включите фантазию и попробуйте мысленно представить пространство, разделенное на четыре функциональных помещения, так называемые модули. В первом из них – «Познай себя» – установлены приборы для измерения роста, веса, артериального давления, тренажеры – для профилактики правильной осанки, плоскостопия, укрепления мышц брюшного и спинного пресса, массажная дорожка.. «Доволен своими результатами?», – спрашиваю третьеклассника Диму Харитонова. В ответ он машет головой: судя по всему, доволен. «Немного подрос – сейчас мой рост 129 сантиметров», – говорит мальчик. И хоть до параметров дяди Степы далеко, перспективы у Дмитрия хорошие.
«Образовательный» модуль состоит из двух зон – здесь можно не только обогатиться знаниями, но и неплохо отдохнуть. В центре информационной части большой овальный стол. «Для групповой работы», – объясняют педагоги. Здесь же нередко проходят родительские собрания, принимающие интерактивный характер, обсуждаются интересные семейные решения по формированию здорового образа жизни. Рядом – маркерная доска, жидкокристаллический моноблок со встроенным DVD¬ проигрывателем. Слайды, видеоматериалы – на любой вкус. На наших глазах проводилась групповая интерактивная игра «Светофорчик» о правилах безопасности движения. «Мы уходим от слова урок, – говорит заведующая кабинетом здоровья Ирина Соловьева. – У нас много игровых программ, обязательные физкультминутки. По завершению каждой встречи вместе с ребятами непременно смотрим мультфильмы на темы здоровья. «Недавно видели «Королеву зубной щетки», а еще смотрели про птичку Тари, которая чистила зубы крокодилу», – спешат поделиться впечатлениями ученики.
В зеленой зоне отдыха, она рядом, множество всевозможных растений, увлажнитель воздуха, фонтанчик, кресло¬трансформер…Уютно расположившись в кресле, восьмиклассница Светлана Терентьева рисует. «В кабинете здоровья, – говорит она, – царит удивительная атмосфера. Здесь и думается, и дышится как¬то по¬другому. Моя мама, Елена Борисовна, тоже любит приходить сюда. Здесь, кстати, она узнала много нового». Светлана обратила наше внимание на аквалампу, не забыв при этом рассказать о ее полезных свойствах – снимает усталость, нервное и мышечное напряжение.
«Методический» модуль оснащен оргтехникой: персональный компьютер с Интернетом, сканер, принтер, аудио¬система, рабочие столы для индивидуальной деятельности… Шкафы и стеллажи заполнены бумажными носителями. Настоящий информационный Клондайк – на все случаи жизни. Предмет особой гордости – электронная база на 43 Гбт. «И за неделю не пересмотреть», – комментируют старшеклассники. Чтобы не заблудиться в архивных дебрях электроники, есть методический путеводитель, показывающий, куда нужно заглянуть, чтобы найти тот или иной материал. Прийти сюда может любой желающий: и педагоги, и родители, и ученики.
Здесь есть так называемая закрытая зона. Она для тех, кого коснулась беда. Пользуются ею преимущественно взрослые. Всякое в жизни бывает: к примеру, чей¬то ребенок «познакомился» с психоактивным веществом. На этот случай – литература, дающая квалифицированные рекомендации.
И, наконец, четвертый модуль – «Коррекционно¬развивающий». Журналисты в нем буквально «зависли». Спросите, почему? Во¬первых, на стеллажах и на столах много непривычных для школьного обихода предметов, притягивающих взор: коробочки с песком, мисочки с пуговицами различных размеров, цветов и конфигураций, баночки с бобами и крупами… Не кашу же варить? Конечно, нет. Перебирая пальцами гречку, фасоль, камешки или пуговки, мы совершаем манипуляции, развивающие сенсорику и мелкую моторику рук, которые влияют на психические процессы. Это только с виду конструкторы Лега, пазлы или мозаика выглядят забавными детскими играми. На самом деле, когда мы складываем картонные или пластиковые детали, идет серьезная коррекционно¬развивающая работа. Воспитатель Вера Виноградова рассказала, что для развития интеллекта такие упражнения просто необходимы. Есть еще один важный фактор дальнего действия. «Играя, дети учатся культуре общения», – рассказывает учитель начальных классов Елена Локтаева. Ее воспитанник Саша Опоцкий в уголке под названием «Сказкотерапия» с помощью перчаточных кукол вспоминает сюжеты любимых сказок. Второклассник Максим Мандрыкин тем временем возводит башню. В будущем сын строителя мечтает пойти по стопам отца, заняться настоящим мужским делом.
– Нина Владимировна, расскажите, чего вам удалось достичь и о чем вы мечтаете сейчас? – спрашиваю руководителя школы¬интерната.
– Проект не рассчитан на мгновенный результат, это совершенно очевидно. Но уже сейчас можно сказать о том, что у детей постепенно меняется отношение к своему здоровью, они стали реже болеть. Тема здоровьесбережения стала интересна и нашим ребятам, и их родителям. Думаю, она получит хорошее продолжение. Раскрою небольшой секрет: скоро в школе¬интернате появится проспект Здоровья. В ближайших планах – сенсорная комната, солевая пещера. Приходите, мы рады гостям!

Ирина СЕМЕНОВА
http://www.tverinfo.ru/zdorovje/ya_zdorov__i_poetomu_uspeshen.html
Категория: Дайджест прессы | Добавил: collegy (2011-03-24)
Просмотров: 1237 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 3:04 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru