Главная » Статьи » Дайджест прессы |
В сегодняшних попытках построить систему образования не угадываются очертания будущего. Мало кто себе четко представляет, что будет со школой после того, как улягутся страсти о ЕГЭ и стандартах. Президент Международной методологической ассоциации Сергей ПОПОВ рассказал обозревателю «НГ» Наталье САВИЦКОЙ об «альтернативном» взгляде на будущее образование. – Сергей Валентинович, бывая на мероприятиях министерства, я честно пытаюсь понять, что хотят сделать с будущим поколением. И у меня никак не выстраивается четкая концепция. – И не выстроится… Потому что взрослые сегодня сами дезориентированы. Представьте себе, фактически долгое время тема будущего поколения была закрыта в сознании людей, поскольку считалось, что все очевидно. И эта прежняя система работы с детьми и школой, которая сложилась в 30–50-е годы прошлого века в СССР, действует и сегодня. Хотя заимствована она была у западных стран, ее, разумеется, адаптировали. И появилась у народа ГТО, готовность к труду и обороне. Основными организаторами этой концепции были руководители промышленности и обороны. Поэтому вся связка – ясли, детсад и школа – работали на эту идею. Например, такое странное изобретение – детские ясли. Никому же в голову такое не могло прийти – отдавать маленьких крох на полный день, отнимая их от родителей. Но промышленная модель того времени требовала яслей. Времена прошли, а современным родителям даже в голову не приходит, что можно делать все иначе. Поэтому и сегодня дешевая и разработанная сеть квалифицированных нянь у нас отсутствует. Детей сдают в детские учреждения, где они массово болеют. Затем их массово прививают. Родители массово сидят на больничном и т.д. А качество персонала в детских садах? Идем далее… Школа, пионерские организации, вузы – все тоже были построены под индустриальный уклад жизни. И призваны были взрастить класс дисциплинированных трудящихся. – Сегодня уклад жизни поменялся, прежние институты остались. – Абсолютно. Хотя в будущем будут востребованы люди с иным типом мышления. Посмотрите, вся конкуренция в мире сейчас идет за класс людей, который способен сам принимать решения и действовать самостоятельно. За людей, способных создавать условия для развития страны. А мы переживаем «синдром школы». И не хотят ничего менять в школе прежде всего родители. А рассуждения таковы: мы все вышли из школы пионерского детства. У наших детей все должно быть таким же. И ничего другого быть не может. И существующая сегодня дезориентация у взрослого населения приведет к тому, что у наших детей в будущем она будет в разы сильней. Мы не понимаем, куда движется мир. Мы не понимаем, кто мы такие. Наша школа выпала из всякого понимания итогов информационной революции, плодами которой пользуется уже весь мир. Уже школьники пятых классов сидят в Сетях, пользуются всеми достижениями. Они в другом мире. И школа ничего с этим поделать не может. – Наша школа отстала только в технологиях? – Не только. Несколько лет назад Всемирный банк провел исследование о нашем образовании. Итоги его нашему населению неизвестны. Видимо, не интересно никому… Главный вывод – у нас самая институциализированная школа в мире. Самая дисциплинарно жесткая. – А как быть со строгостью и традициями английских школ? – Английская школа вообще одна из самых свободных. До 80% детей учатся сегодня в ней через компьютерные Сети. Мы мало знаем о современном образовании за рубежом. Весь мир пытается научить детей работать самостоятельно и самим добывать информацию. А мы уверены, что наша школа с учителями, которые приводят в класс милиционеров, когда дети бузят, – единственно верный вариант развития. – О чем будут говорить завтра? Что будет заботить образование в ближайшем будущем, когда улягутся страсти вокруг ЕГЭ, стандартов и прочих дел? – Самая большая проблема по отношению к школе и к дальнейшему образованию лежит сегодня в области демографической политики. Произошел демографический спад. К 2016 году по сравнению с 2000-м во многих регионах трудоспособного населения станет в два раза меньше. Это означает, что рабочих рук не хватает и не будет хватать. Мы можем сколько угодно по этому поводу спорить, не замечать и не желать этого – страна все равно будет наполняться мигрантами и их детьми. У нас нет другого пути. В США, например, к 2050 году планируют стать страной, в которой будет проживать около 700 миллионов человек. А мы ничего подобного не планируем. Хотя для России это самый естественный путь развития. Он таким регулярно и был. А политика замыкания на самих себя приведет к тому, что из могучего некогда государства мы превратимся в страну-карлика. Через 3–4 года начнут останавливаться заводы, потому что на них некому будет работать. А на заседании московского правительства один из чиновников заявляет, что в школах Москвы уже «до 30% детей плохо говорят по-русски, и надо это дело прекратить». Не обсуждают, как изменить школу, чтобы она этих детей делала российскими гражданами, а – «прекратить!». Беда в том, что наша школа в принципе не приспособлена к мультикультурной жизни детей. – А новый законопроект об образовании учитывает интересы детей? – В какой-то степени – да. Но многое и отвергается по ходу обсуждения. Кстати, в нем очень много участвует учителей. И знаете, какое наиболее часто звучащее требование там? Ужесточить дисциплину, сделать легким отчисление из школы. Они требуют ужесточения дисциплины, не понимая одной базовой вещи – детям на их уроках не интересно. Невозможно заставить даже маленьких людей что-то делать против их воли и интересов. – На это вам могут возразить, что образование – вещь довольно консервативная. А классно-урочная система, строгая дисциплина – это классика жанра. – Учителя заблуждаются в том, что альтернативы всему этому нет. Она существует. И только благодаря учителям ее не видят сегодня и родители. Первыми ее обнаруживают дети. Кто-то, например, выясняет, что географию интересно изучать по Discovery. И гораздо лучше, быстрее и понятнее. Развитие Всемирных сетей может привести к тому, что знания все смогут получать из Интернета. В США компания Apple первой ввела обучающую школьную программу в Интернете. И тенденция такова, что все больше школьников, сидя дома, заканчивают школу и получают сертификаты о ее окончании. – Любопытно, куда в таком случае деть эту гвардию учителей? – Тогда прямо так и скажите, что мы строим государство, проживающее деньги из бюджета. И о детях мы не думаем, а думаем об учителях. Наше общество не анализирует и не обсуждает, что мы сегодня делаем с детьми. И нам удобно считать, что школа должна быть консервативной, что детсады – очень нужное изобретение и т.д. А никто не задумается над тем, почему не развиваются альтернативные службы. Почему нет школы нянь? Почему студентам вы не можете перепоручить уход за ребенком? А вы знаете, что во многих регионах сегодня люди отнюдь даже не религиозные стремятся отдать своих детей в церковные школы? И знаете, какая при этом у них мотивация? – Спасение от наркотиков? – Не совсем. По данным исследований, чтобы их детей не били и не обижали. И это носит уже массовый характер. То есть родители пытаются спасти детей. Не знания им дать, а просто спасти от побоев и унижений. http://www.ng.ru/education/2011-03-22/8_future.html | |
Просмотров: 985 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|