Главная » Статьи » Дайджест прессы |
№ 203 (16351) от 03.11.2007"Экспресс К" Гульмира МАТХАЛИКОВА, Астана В 2002 году затея перехода на 12-летнее образование всем казалась далекой и несбыточной. Ан нет, время пришло, и Министерство образования и науки рапортует о готовности распахнуть двери перед шестилетками, которые ближайшие 12 лет проведут за партой. А вот родителей, чьи дети будут первооткрывателями новой эры казахстанского среднего образования, все еще мучают десятки вопросов и, кажется, им так и непонятна главная мысль школьного нововведения. Пять лет назад в Казахстане впервые заговорили о переходе на 12-летку. За это время чиновники из Министерства образования и науки проделали немало работы. Но, несмотря на это, школьная концепция завтрашнего дня все еще вызывает недоверие. Возможно, эти тихие протесты со стороны взрослого населения страны вызваны отсутствием полной информации о новом плане министерства. Корреспондент "ЭК" решила хоть как-то восполнить эти пробелы и встретилась с директором департамента общего среднего и дошкольного образования Министерства образования и науки Майрой Санатовой (на фото). - Итак, со следующего учебного года в стране вводится 12-летнее образование. Родители первоклашек недоумевают: для чего это? Майра Токаевна, так что это даст нашим школьникам? - Процесс развития образования в современном мире неизбежен. Это связано с повышением требований к уровню культуры, профессиональной компетентности и профессиональным квалификациям всех граждан, конвертируемости аттестата об общем среднем образовании в мировом образовательном пространстве и со становлением системы непрерывного образования. Мы изучили аналогичную систему наиболее развитых государств мира, в том числе и 50 конкурентоспособных стран. И сделали вывод: в большинстве из них увеличена продолжительность обязательного общего среднего образования. В 169 странах мира, а это около 80 процентов, учеба в школах длится 12 лет, в 46 странах - 13 лет. Все это и было учтено при разработке государственной программы развития образования в Казахстане на 2005-2010 годы, где и предусмотрен переход на 12-летнее образование. Вот вы спрашиваете: что это даст? Предполагаю, что мы получим существенное обновление целей, структуры, содержания, методов и средств обучения, форм организации учебного процесса. - А точнее можно? - Мы хотим изменить направленность педагогических целей на самореализацию личности школьника, содержание образования путем включения в учебный материал компетентностно-ориентированных заданий. Также в наших планах - поменять характер взаимодействия учителя и школьников. Наша задача - научить и заставить ученика использовать информацию, представленную в различных источниках. Мы поменяем оценки достижений учеников на основе взаимодействия количественных - успеваемость и качественная характеристика образовательных результатов - портфолио. - Но почему все эти новшества невозможно включить в систему 11-летнего образования? - Еще раз повторюсь, во всех наиболее развитых странах мира внедряется 12-летнее образование. А для интеграции в международное образовательное пространство и признания казахстанских аттестатов за пределами нашей республики необходимо перейти на 12-летнюю систему обучения. - Многих родителей пугает, что их сыновьям после окончания школы, а им как раз исполнится 18 лет, сразу придется идти в армию. Как будет решаться этот вопрос? - Необходимо отметить, что 12-летнее обучение предусматривает начало обучения с шести лет, а в действующей школе - с семи лет, то есть возраст молодых людей по окончании 12-го класса будет таким же, как и у нынешних выпускников. Таким образом, если молодой человек не будет учиться в высшем учебном заведении, то он может быть призван в ряды Вооруженных Сил РК. Но наряду с этим в соответствии с законом "О воинской обязанности и воинской службе" предусматривается привлечение в ряды армии молодых людей на контрактной основе. - Майра Токаевна, 12-летнее образование рассчитано на детей, начинающих обучение в школе с шести лет. Как быть тем малышам, которые пойдут в школу с семи лет? Им тоже предстоит отучиться 12 лет? - Как показывает международный опыт, обучение детей в начальных школах подавляющего числа зарубежных стран начинается с 5-6-летнего возраста. И по итогам нашего эксперимента по переходу на 12-летнее образование видно, что шестилетние дети успешно справляются с учебными программами, но при условии учета их возрастных и психофизиологических особенностей во время проведения занятий. Но, я как поняла, вас волнует судьба семилеток. Так вот, те, кто начинает свою учебу с семи лет в 2008 году, будут учиться по программе 11-летнего обучения. Но, согласно графику перехода на 12-летнее образование, им предстоит "перескок" в 2017-2018 учебном году из 9 класса в 11 класс 12-летней школы. - Изменятся ли с введением новой системы требования к первоклашкам? Кто и где будет заниматься с ними предшкольной подготовкой? - Психофизиологические и возрастные особенности детей-шестилеток предполагают изменение технологий обучения. Требования будут новыми, но не по отношению к первоклашкам, а к учителям, работающим с ними. Совершенно иной должна быть предметно-пространственная среда для учащихся шестилетнего возраста. Это - игровые комнаты, удобная мебель, зоны отдыха: Мы уже подготовили на основании экспериментальных данных рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе. А предшкольная подготовка обязательна. У нас согласно закону она ведется с пяти лет в детских садах, при школах. Потом и родители должны работать с детьми. - Хорошо, ребенок пошел в школу, отучился 10 лет. И что дальше? По какому принципу будут отбираться ученики в два последних класса? - Система отбора школьников в профильные классы в настоящее время разрабатывается. Здесь будут учитываться все параметры личностных достижений учащегося, скажем, портфолио школьника. - Какие возможности откроются перед теми, кто не выдержал экзамен, дающий право учиться в 11-12 классах? - Учащийся, не прошедший отбор в профильные 11-12 классы, может продолжить обучение в профессиональных школах, колледжах. Необходимо отметить, что всему этому процессу будет предшествовать предпрофильная подготовка в 9-10 классах, которая должна помочь выпускнику основной школы сделать правильный выбор для профессионального самоопределения. - И вот ученик успешно завершил свой 12-летний труд в школе. Что же потом? ЕНТ сохраняется? - Да! Но вместе с тем Министерством образования и науки разрабатываются новые подходы к формату и содержанию ЕНТ в 12-летней школе. В результате эксперимента по профильному обучению, о котором говорилось выше, также будут апробированы и формы итоговой аттестации выпускников 12-х классов. - Говорят, что программы 11-12-х классов школы заменят программы 1-2-го курсов высших учебных заведений. Действительно ли это так? - Нет, цели и задачи средней и высшей школы совершенно разные, и нельзя говорить о замене программ. Тут дело в другом. В настоящее время реально возникла потребность в создании института ранней профессионализации школьников - профильной школы, которая решает государственную проблему трудовой занятости, материальной обеспеченности и личностной реализации молодежи. Концептуальные основы профильного обучения выстроены с учетом как мировых, так и казахстанских тенденций развития образования. Профильное обучение предполагается осуществлять по трем направлениям: естественно-математическому, социально-гуманитарному, технологическому. Учащимся будет предоставлено право выбора профильных предметов в соответствии с их будущей направленностью обучения. Наряду с этим Министерством образования и науки предусматривается включение в содержание образования профильной школы тех курсов, которые составляют общеобразовательный блок на первом курсе высших учебных заведений и вполне могут быть изучены в условиях общеобразовательной школы. В свою очередь, это позволит студенту высшей школы за счет высвободившегося времени больше заниматься своим профессиональным образованием. - А кто занимался разработкой казахстанской модели 12-летнего образования? Учитывался ли опыт зарубежных стран? - Координирующую роль в разработке казахстанской модели 12-летнего образования занимает Министерство образования и науки. В состав разработчиков вошли ведущие ученые, педагоги, методисты, практики. Как уже говорилось выше, был изучен опыт 60 стран. И все положительные моменты в образовании тех или иных государств учтены при разработке нормативных документов. - Это хорошо, что изучался опыт других стран. Но думаю, если не будут готовы учебники и преподаватели, затея с введением 12-летки может провалиться: - Вы правы, успех внедрения 12-летней школы во многом зависит от подготовленности педагогических кадров. Качественное изменение образования невозможно без формирования нового взгляда учителя на свое место и роль в учебном процессе, нового отношения к ученику. И мне кажется, что ключевую роль в решении этой актуальной проблемы сыграют существующие в стране система профессионального педагогического образования и курсы повышения квалификации и переподготовки работников образования. Сегодня мы говорим, что в педагогических учебных заведениях должны готовить полиязычного учителя, владеющего инновационными технологиями, навыками поисковой, исследовательской и творческой деятельности, информационными и дистанционными технологиями обучения. Ежегодно на повышение квалификации и переподготовку педагогических кадров выделяется более одного миллиарда тенге. По сравнению с 2004 годом в текущем на 65 процентов увеличилось количество преподавателей, прошедших курсы повышения квалификации. С 2005 года на переподготовку кадров в условиях перехода на 12-летнее обучение выделяются средства, благодаря которым ежегодно ведется переподготовка 30 тысяч учителей. И что касается учебников. Мы сейчас готовим книги для первых-вторых классов. Наряду с этим в процессе эксперимента по переходу на 12-летнее образование были апробированы учебники начальной ступени. С учетом новых программ, а также предложений и замечаний, поступивших в ходе эксперимента, "опытные" учебники будут пересматриваться и дополняться. Мы также планируем продолжить работу по созданию авторских коллективов и рассмотрению проектов учебников. | |
Просмотров: 1115 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|