Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Дайджест прессы

Трудные дети
[KZ-today]
Людмила Мельник , специально для Gazeta.kz "Дети - цветы жизни" - эту фразу каждый взрослый не один раз повторял и, уверена, принимал как аксиому. Покажите мне человека, который признается, что не любит детей…
Относиться к несовершеннолетним членам общества взрослые стараются терпеливо, а порой и назойливо, сея в неокрепшие детские души "доброе и вечное", внедряя в умы кондовые стереотипы и устоявшиеся догмы, настаивая на собственном понимании "что такое хорошо, а что такое - плохо".
Позже, пожиная плоды подобного "воспитания", многие педагоги искренно удивляются, что подростки почему-то столь же искренне отторгают чуждые им общественные нормы и правила, создавая свои стереотипы, либо принимая деструктивные, антиобщественные, преступные схемы поведения.
Конфликт отцов и детей существует с момента сотворения мира, и найти компромисс человечество пока не сумело. Не хватает еще отцам мудрости понять, почему его обожаемое чадо однажды превращается в равнодушное и чужое существо, отвергающее все попытки наставить его на путь истинный.
Несколько лет назад, посетив спецшколу для трудновоспитуемых детей в Таразе, я узнала, что многие подростки, содержащиеся в ней, воспитывались не на улице, а в нормальных, даже очень обеспеченных семьях. Это на какую-то процентную долю опровергает убеждение о том, что дети с девиантным поведением выходят из маргинальных слоев населения.
"На профилактические учеты органов внутренних дел поставлено 705 неблагополучных семей, 1356 несовершеннолетних, из них 1008 учащихся, кроме того, 39 групп противоправной направленности. 13 несовершеннолетних определены в спецшколу.
За невыполнение обязанностей по воспитанию детей к административной ответственности привлечено 277 родителей, за продажу алкогольной и табачной продукции несовершеннолетним привлечены к ответственности 92 человека. В центр временной изоляции, адаптации и реабилитации доставлено 325 беспризорных детей, из них 223 - школьного возраста" , - говорится в отчет ДВД области.
Кстати, в детстве я с удивлением наблюдала за своим одноклассником Сашей, мать которого жутко пила. Никогда Саша не приходил в школу неопрятным - рубашечка всегда чистая и выглажена, пионерский галстук не имел ни одной складки (кто помнит, гладить пересохший кумачовый шелк было очень трудно). А в субботу, после окончания рабочей недели он с младшим братом ходил по улицам села, где располагались немногочисленные злачные места, чтобы найти маму, довести до дома, привести в порядок. Встретив своего одноклассника через несколько лет после окончания школы, я увидела добропорядочного отца семейства, работящего и, что важно, совершенно не пьющего.
Понимаю, что подобные примеры являются исключением из правил. Однако факт, что в настоящее время правилом становится рост числа неблагополучных подростков, воспитывающихся в хороших семьях, настораживает, если не удручает.
Часто слышу, что наши дети есть отражение общества, в котором воспитываются. Отчасти это утверждение верно. Но только отчасти, потому что на моих глазах выросли четыре мальчишки, из которых один - мой собственный сын. Поставленные в одинаковые условия - материальное благополучие, семейные традиции, общественная среда - они выросли совершенно разными людьми. Двое окончили вузы и работают, один вот-вот загремит за решетку, третий находится в постоянном поиске "себя любимого", отчего регулярно получает от судьбы довольно ощутимые удары.
Таким образом, общество многолико и разнообразно, и наши дети не все вырастают преступниками с порочными взглядами на жизнь. Другое дело, что негативная часть несовершеннолетних явственно выделяется из общей массы своих сверстников, выставляя в невыгодном свете позитивную сторону.
Поэтому как-то незаметно в СМИ проходит информация о победе подростка в престижном международном соревновании. В то же время всю республику будоражит известие о том, что в школах Тараза, оказывается, группа преступных элементов выбивает из школьников деньги в так называемый "общак".
Честно сказать, новость эта для родителей школьников и преподавателей городских школ откровением не является. С подобными фактами подросткового насилия, так или иначе сталкивается каждый родитель подрастающего мальчишки. Другое дело, как он реагирует на него. Если у отца налажено и постоянно поддерживается доверие с сыном, то разрешение проблемы приходит сразу. Мой муж, узнав о том, что нашему сыну объявили о "счетчике", лично пришел на встречу с вымогателями и "навшивал" им по первое число. "Наезды" прекратились сразу и больше не повторялись. Кроме того, мой сын смог спокойно ходить по району, не рискуя попасть "под пресс", как это было раньше.
К сожалению, не все дети находят в себе силы признаться родителям, что более наглые и совсем не всесильные отморозки требуют у них деньги.
Одна из преподавателей не элитной городской школы рассказала, что в их учебном заведении тоже имеется группа вымогателей. До обеда на переменах они "трясут" детей, а к концу смены уже пьют "колу" и жуют пирожные.
Причем в этой школе имеется несколько штатных психологов и школьный инспектор, чьей обязанностью является работа с детьми, выявление их настроений, предотвращение фактора правонарушений на территории учебного заведения.
Как правило, многие драки, порой заканчивающие трагедией, совершаются за школьным забором. А школьные инспекторы снимают с себя ответственность: "Инцидент произошел вне школы"…
Согласно официальным данным, в 2003 году в Казахстане детьми и подростками было совершено 6 тыс. 614 преступлений, в 2004 году - 7 тыс. 948, а в 2006 - более 8 тыс. преступлений.
За 7 месяцев 2007 года несовершеннолетние совершили более 5 тыс. преступлений .. Специалисты отмечают, что преступления, совершенные подростками, отличаются даже большей жестокостью, хладнокровностью и изобретательностью, чем "взрослые".
На совещаниях с участием всех заинтересованных лиц - представителей учреждений образования, полиции, общественных объединений - постоянно обсуждается проблема роста преступности в подростковой среде, озвучиваются пути решения.
Но результат получается странный - чем больше говорят о проблеме, тем она становится острее.
Тем временем только за 11 месяцев прошлого года по информации пресс-службы ДВД Жамбылской области раскрыто 82 убийства, 79 тяжких телесных повреждений, 250 грабежей, 48 разбойных нападений, 921 кража чужого имущества, совершенных с участием несовершеннолетних.
"Сотрудниками ДВД области проводится целенаправленная наступательная работа по противодействию организованным формам преступности, - говорится в отчетном докладе начальника департамента внутренних дел Мейирхана Жаманбаева . - Длительное время на учете органов внутренних дел области состояли 6 организованных преступных группировок общей численностью 45 человек ("Крыкбаевские", "Сахзаводские", "Асыловские", "Абдуали", "Цыгановские", "Бурненские") . В настоящее время, из числа участников ОПГ за различные преступления - убийства, незаконное хранение наркотических средств, незаконное хранение огнестрельного оружия, вымогательство и разбои осуждены 19 человек, из них 1 "положенец" города Тараза, кроме того - 9 членов ОПГ привлекаются к уголовной ответственности.
Так, например по ОПГ "Крыкбаевские" из 15 участников, 2 лидера ОПГ У. и А. осуждены к 12 годам лишения свободы, 7 членов ОПГ получили от 7 до 18 лет.
По ОПГ "Асыловские" из 8 ее участников, двое осуждены на 3 года, а четыре - привлекаются к уголовной ответственности.
По ОПГ "Абдуали" из 5 участников ОПГ осуждены трое, в том числе лидер А. - к 25 годам лишения свободы, остальные двое к 22 годам лишения свободы.
По ОПГ "Кировские" из 11 участников, лидер К. осужден к 11 годам лишения свободы, остальные участники - привлекаются к уголовной ответственности.
По ОПГ "Бурненские" из 2 участников, один член ОПГ Т. осужден к 6 годам лишения свободы, а второй привлечен к уголовной ответственности за убийство. По ОПГ "Сахзаводские" из 7 участников ОПГ осуждены два ее члена к 4 годам лишения свободы. По ОПГ "Цыгановские" к уголовной ответственности привлечены все участники ОПГ, в том числе лидер А. и три члена ОПГ".
В докладе отмечается, что постоянным "кадровым резервом" для преступных группировок являются беспризорные и предоставленные сами себе подростки.
Почему сложилась такая ситуация понять несложно. В городе, где из 5 зарегистрированных дворовых детских клубов реально работают от силы 2, трудно удержать детей от соблазна допоздна засиживаться в многочисленных компьютерных клубах, двери которых распахнуты круглосуточно. Если нет денег на компьютерные развлечения, то можно "убить" время в подъезде или в подворотне, где такие же неприкаянные и изнывающие от безделья подростки находят себе занятие в виде "бомбежки" подвалов или "наездов" на более слабых сверстников.
"Предлагаю восстановить работу дворовых клубов, спортивных залов и площадок по месту жительства, привлечь к этому руководителей учебных заведений, промышленных предприятий, ЖЭКов, организаций всех форм собственности. Предлагаю провести своего рода эксперимент - разрешить детям-сиротам, из малообеспеченных семей бесплатно посещать музеи, театры и другие учреждения культуры, хотя бы один раз в неделю. Прикосновение к прекрасному необходимо всем, особенно трудным детям" , - сказал в своем выступлении господин Жаманбаев.
На одном из совещаний аким города Тараза Ильяс Тортаев спросил у заведующей городского отдела образования Дамеш Ускумбаевой , почему в течение 2007 года в областном центре не был открыт ни один новый детский дворовый клуб.
Дамеш Шайхиевна тогда промолчала, а позже объяснила мне, что этот вопрос находится в компетенции о тдела внутренней политики акимата города Тараза, руководит которым Абдикерим Абдимомынов . Он, кстати, на том самом совещании присутствовал, но тоже предпочел отмолчаться. Потому что последний детский дворовый клуб "Орнек" был открыт в декабре 2006 года, о его деятельности с той поры никто ничего не слышал. Хотя идея была хорошая - обеспечить досуг детишек из семей, проживающих в здании общежития, на первом этаже которого было выделено помещение под клуб. У всех на слуху находится детский дворовый клуб "Арай" , где с детьми занимаются профессиональный педагоги, работающие на чистом энтузиазме, не получая зарплату. Активно работает с детьми руководитель ОО "Молодежный авиационный центр" Анатолий Кисиль , но его деятельность под клубную не подпадает. Зато 20-30 мальчишек и девчонок могут ощутить радость полета с парашютом или на дельтаплане. И получают цель в жизни, которую осуществляют, поступив в летное училище.
Десять лет назад группа неравнодушных товарищей решила открыть клуб "РегТайм" на базе заброшенного кинотеатра "Россия". Подростки с удовольствием включились в деятельность клуба, строили планы, оценивали перспективы, нашли спонсоров. Однако здание кинотеатра было продано одному из местных бизнесменов. Теперь здесь вовсю действует развлекательный центр "Евразия" .. Молодежь проводит досуг, смотрит кино, играет в боулинг, отрывается на дискотеках. Но для этого необходимо иметь при себе не менее 5 тысяч тенге ..
Скажите, сколько среднестатистических таразских родителей может обеспечить хотя бы еженедельно подобную сумму для своего чада? Немногие, если учесть, что средняя заработная плата в Таразе равна чуть более 30 тысяч тенге, а реально одна семья из трех-четырех человек вынуждена жить на 40-50 тысяч тенге в месяц.
Мне могут возразить, что внешкольная работа в городе ведется. Да, в городском центре внешкольной работы и детского творчества, находящегося на балансе отдела образования акимата г.Тараза, занимаются несколько сотен таразских школьников. В общественное объединение "Мирас" (аналог пионерской организации) входят все городские школьники. Постепенно начинают работать кружки по интересам при городском доме культуры.
При 7 дворовых клубах Сарысуского района и города Тараза в различных кружках заняты 233 школьника, в 342 клубах по интересам во внешкольных учреждениях - 4880 детей . И если ЦВРиДТ дети могут посещать в течение года (центр работает и в летний период), то "Мирас" проводит свои мероприятия время от времени и сказать, что обеспечивает подростковый досуг постоянно, нельзя. Впрочем, это не значит, что воспитательный эффект "Мираса" можно свести к нулю. Что-то в детских душах остается, давая ростки патриотизма.
Но что удивительно, все официальные мероприятия, направленные на воспитание самых положительных моральных качеств, чувства любви к Родине в душах наших подростков блекнут на фоне того, что настоящими героями для детей становятся персонажи культовых телесериалов, рассказывающих о жизни "правильных" парней, силовыми методами отстаивающих свои внутренние принципы.
А помните фильмы нашего среднего поколения - "Тимур и его команда", "Кортик", "Бронзовая птица", "Каникулы Кроша" ? Почему отечественная киноиндустрия не делает ставку на патриотическое воспитание молодежи? Нет, конечно, я ни в коей мере не принижаю важность исторических фильмов, рассказывающих о становлении независимости Казахстана. Однако сегодня роль кинематографа в деле воспитания детей принижать не стоит. Слишком дорого это обходится, гораздо дороже финансирования одной киноленты.
Если честно, то я сама в школьные годы ни разу не переступила порог дворового клуба. По той причине, что в нашем селе таковых не было. Летом дети играли в "казаки-разбойники" - улица на улицу. Те, кому повезло, по два сезона отдыхали в пионерском лагере. Остальные могли заниматься в кружках при Доме пионеров. Именно там я получила азы фотодела, которым болею до сих пор, сделала первые стежки на швейной машинке и впервые связала шарф и шапку.
- Так времена были другие, - уже слышу возражения от скептиков.
Времена, отвечаю, были такие, что мальчишкам с нашей улицы нельзя было появиться на территории "за линией" без риска быть побитым. И драки "район на район" происходили регулярно. И не дай бог, если у кого-то обнаруживался в руке камень или, того хуже, кастет (и такое случалось). Тогда нарушитель правил считался отверженным, что было намного серьезнее опасности просто быть побитым… В то время в подростковой среде существовали незыблемые законы, нарушать которые не осмеливался никто.
Какими законами живут нынешние подростки? Трудно сказать, но полицейские сводки заставляют серьезно задуматься:
"16 октября 2007 года, примерно в 10 часов 30 минут Ботбаев С. со своими знакомыми находились на территории Жамбылского гуманитарно-технического университета. Ботбаев С., увидев студентов Ниязалиева А., Садыбекова Г. и Тасыбекова Ж. при входе в Университет "Аулие-Ата" беспричинно из хулиганских побуждений нанес ножевые ранения Ниязалиеву А. и Садыбекову Г.
В тот же день от полученных ранений Ниязалиев А. скончался. Садыбекову Г. причинены телесные повреждения легкой степени тяжести. После совершения преступления Ботбаев С. скрылся с места происшествия. По данному факту СО ОП-1 ДВД возбуждено уголовное дело по ст.96 ч.2 п.п. "е, и" УК РК и уголовное дело, учитывая большой общественный резонанс, принято в производство СУ ДВД области. 14 ноября 2007 г. Ботбаеву С. заочно предъявлено обвинение в совершении умышленного убийства и избрана мера пресечения в виде ареста и объявлен розыск последнего".
"Нанесли проникающее ножевое ранение", "нанесли камнем повреждение в область головы", "произвели выстрелы из обреза охотничьего ружья"… И все это - эпизоды из жизни молодых, которым исполнилось по 17 лет!
Что побудило их взять в руки ножи и ружья? Злость, страх, безнаказанность? Злость на мир, на взрослых, которые не понимают проблемы молодых? Страх потерять контроль над собственными чувствами? Безнаказанность, потому что в детстве любящие папа и мама прощали все, а теперь почему-то начинают требовать ответа за малейшие проступки?
Трудно быть молодым! Еще труднее быть молодым, когда те, кто считает себя воспитателями, почему-то год от года наступают на одни и те же грабли, а потом называют виновными кого угодно, только не себя.
Зайдите в обычную таразскую школу и послушайте, о чем и как говорят школьники. Конечно, молодежный сленг трудно понять, но речь школьников в нашем городе изобилует элементами воровского жаргона - фени. Уже здесь директорам школ необходимо обратить внимание и принять меры, например, провести мероприятия по привитию правильной речи у учащихся. Пока же школы ограничиваются лишь "открытыми" уроками литературы и русского языка. Кроме того, часы этого предмета неумолимо сокращаются в школьной программе.
Не стоит говорить и о том, КАК порой сами педагоги беседуют со своими учениками. Здесь тоже необходимо сделать оглядку на то, что дети - будущие взрослые и через несколько лет они будут использовать те же методы воспитания в отношении своих детей. И если учесть, что жизнь развивается по спирали, то нетрудно сделать вывод, что перспективы нас ждут безрадостные.
Ох, как хочется надеяться, что мы переживаем период разбрасывания камней. Поэтому желательно отследить, куда падают брошенные нами булыжники-слова, зачастую звучащие на уровне деклараций. Хуже будет, когда придет время собирания камней-ошибок, совершенных не намеренно. Однако от этого легче не станет.
Дети - существа чуткие, обмануть их трудно, даже если иллюзии эти спровоцированы неуемной, безграничной любовью. Важно понять, что любовь должна выражаться не постоянными лобзаниями, но и заботой о насущном, будущем благополучии наших детей. А пока мы с трудом обеспечиваем второй пункт вышеприведенного правила, вопросы "Что делать?" и "Кто виноват?" остаются открытыми и весьма болезненными язвами на теле нашего общества.
Категория: Дайджест прессы | Добавил: collegy (2008-01-09)
Просмотров: 1460 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 11:40 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru