Главная » Статьи » Дайджест прессы |
Ярослава Науменко , специально для Gazeta.kz Вот уже несколько лет казахстанские высшие учебные заведения выходят на "финишную прямую" реформы образования - во многих университетах начался так называемый "Болонский процесс". Теперь за три-четыре года можно будет получить диплом о высшем образовании и степень бакалавра, а тем, кто захочет более глубокой специализации или пойти в науку - откроется дорога в магистратуру. Павлодарские вузы тоже приняли участие в модном течении. Как же приживается европейское веяние на нашей земле? "Болонским" называют процесс создания единого образовательного пространства, которое берет все самые лучшие черты у мировых систем образования. Десять лет назад в городе Болонья (отсюда и название) министры образования тридцати европейских государств подписали декларацию, к которой присоединились уже 45 стран (в том числе, Россия и Казахстан). Самые жаркие споры о плюсах и минусах диковинного процесса ведут сограждане, ностальгирующие по советской системе образования, весьма и весьма неплохо себя некогда зарекомендовавшей, и "западники", уверенные, что все иностранное - это хорошо. Кроме того, главным плюсом нововведения последние называют тот факт, что подтверждать свой диплом, переезжая из страны в страну, не придется, потому что учебные планы повсюду станут одинаковыми, (как и система оценок и перечень дисциплин) благодаря системе кредитов. Кроме того, введение тестирования как главной экзаменационной формы делает систему более прозрачной и позволяет эффективно бороться с вузовской коррупцией. Отечественные аналитики пока не сошлись в своих оценках и очень осторожны и называют Болонский процесс скорее даже социальной "ломкой", нежели образовательной. Четыре плюс два равно… Марат, аналитик из "Казахстанского агентства прикладной экологии", рассказал о своем опыте обучения в Казахском национальном университете (бывшем КазГУ) по новой системе: - Мое поступление в ВУЗ совпало как раз с переходом Казахстана на двухуровневую систему образования - мы были вторым таким выпуском. А нововведение простое. Вместо того, чтобы все студенты учились 5 лет, сделали так, чтобы 100% училось 4 года, а потом 20% училось еще 2 года. Получалось, что магистр посильнее будет прежнего выпускника, а бакалавр - послабее. По идее, раз бакалавр - это "недоучка" (так как сократились именно спецпредметы, которые давали два года после третьего курса, а теперь на них оставили только 1 год), то основной упор должен был быть сделан на методах научных исследований, чтобы человек мог сам доучиться. Однако упор пошел в другую сторону - начали пихать кучу маленьких предметов, идущих по одной паре в неделю целый семестр. То есть, опять "растекаться по древу", без всякой глубины. К счастью, нам задавали кучу всяких курсовых и рефератов - народ из библиотек не вылезал. Таким образом, у нас была хоть какая-то компенсация: учились самостоятельной работе. Кроме того, рейтинг ставился за каждую работу, а общая оценка по предмету представляла собой сумму баллов. Ситуация, когда весь семестр ничего делал, а потом перед экзаменом подучил и получил "пятерку" была невозможна в принципе - при недостатке баллов тебя просто не допускали до экзамена. Конечно, "полета творчества" не было, а была "трудовая рутина", но к последующей работе она приучала хорошо. А потом пришел новый ректор и рейтинговую систему отменил. Поэтому из КазГУ точно стали выходить недоучки, потому как ни тебя не учат, ни сам не учишься... Я не буду говорить про коррупцию, отток преподавателей, снижение качества абитуриентов, снижение критериев отбора студентов, снижение процента отчисляемости - об этом и так все знают. Главная ошибка была именно в выборе направленности образования бакалавров. Плоды этого мы будем пожинать еще долгие годы. В целом, можно сказать, что уровень средний выпускников ВУЗов снизился автоматически сразу - в силу построения системы. Часов меньше, дисциплин - больше С введением кредитной системы нагрузка среднестатистических преподавателей практически не изменилась: 900 часов в год. Дисциплин же, которые нужно вести, чтобы эту ставку "отработать", стало в три раза больше. Поскольку обучение сократилось на год, все предметы теперь нужно уместить в три или четыре года. К примеру, часы зарубежной литературы у студентов-журналистов сократились с 160 до 18… Много прежде аудиторных часов перекинули на практические занятия и самостоятельную работу студента... В итоге один преподаватель начал "тянуть" подчас совершенно неродственные предметы, чтобы "добрать" урезанные часы до размера ставки. Чем и была хороша прежняя традиция: один человек преподает две-три дисциплины, в рамках которых ведет активную научную работу - подробно знакомится с литературой, готовит лекции и пишет статьи, защищает диссертацию, потом докторскую, постепенно собирает уникальные материалы, становится экспертом в своей области. Казахстанские же преподаватели отныне ведут 10-15 дисциплин, вместо прежних 3-4. Как вы считаете, способен ли один человек, пусть даже самый наигениальнейший теоретик с огромным стажем преподавания и множеством заслуг уместить в своей голове самые различные направления научной деятельности? Ни в одной стране мира нет такого хаотичного разброса, как у нас. Специализация - это требование времени, поскольку объем информации и знаний достиг того предела, когда невозможно быть, подобно гениям Возрождения, энциклопедичным, универсальным ученым, давно минули те средневековые времена. Кстати, средняя годовая ставка у европейского профессора - около 200 часов. У казахстанского - минимум в три раза больше. Зарплаты сравнивать не будем, дабы не огорчиться окончательно. Что еще настораживает. Заморская система подразумевает, что предметы специализации студенты смогут выбирать самостоятельно. Для отечественных университетов это пока невозможно. Маленькие группы (от 2 до 6 человек) и нехватка преподавателей не позволяют "развернуться" - и в итоге студентам преподают те дисциплины, которые утвердит факультет. Выбор остается на бумаге, а не происходит в жизни. Кембридж и МГУ против Надо отметить, что европейские элитарные вузы (Кембридж, Парижский институт политических наук и т.д.) тактично отказались участвовать в Болонском процессе. Ведущие московские вузы пока тоже не спешат присоединиться (Россия подписала болонскую декларацию в 2003 году), потому как считают его положения неприменимыми по отношению к своим учебным планам: все самые важные предметы специализаций идут именно на пятом курсе, и никакая индивидуальная магистратура не заменит этот год. Кроме того, дипломы этих университетов и так котируются за рубежом без каких бы то ни было нострификаций и подтверждений. Быть или не быть? На одном из научно-практических семинаров голландец Николас Хэренс, занимающийся защитой интересов студентов в Европейской студенческой ассоциации, ответил на вопрос российских журналистов: "Легко ли найти работу после окончания бакалавриата в Голландии?" следующим образом: - Голландия ввела двухступенчатую систему образования только три года назад. Поэтому на данный момент рынок труда не очень знаком с дипломом бакалавра. С другой стороны, большинство студентов не видят причин останавливаться по получении степени бакалавра и поступают в магистратуру. Наконец, всем понятно, что диплом бакалавра - это что-то не слишком фундаментальное. Вы получаете какие-то знания, навыки, но очевидно, их недостаточно для того, чтобы претендовать на хорошую работу. Сейчас предпринимается попытка сделать бакалавриат более ориентированным на рынок труда, работодателям предлагается участвовать в подготовке будущих специалистов. Но пока... нет, пока что бакалавр в Голландии может найти хорошую работу лишь с трудом. Бакалавр, по идее, человек, получивший высшее образование, полноценный профессионал. Магистр - это интеллектуальная элита, будущие ученые. Все встанет на свои места, когда ажиотаж вокруг высшего образования закончится, и специалистов начнут оценивать не по дипломам, а по реальным знаниям. Пока же даже с продавцов сотовых телефонов требуют "корочку". Болонский процесс - это проверка на прочность не только для всей образовательной структуры, это испытание для современной молодежи и нынешних преподавателей. Смогут ли и те, и другие в сжатые сроки изменить свою психологию? Студентам предстоит научиться самостоятельному обучению, понять, чего они хотят от жизни и профессии. Преподавателям предстоит осознать, что ежечасно и ежесекундно появляется все новая и новая информация и нужно уметь ее перерабатывать и использовать, чтобы готовить конкурентоспособные кадры. Время покажет, как справится Казахстан с "рифами" этой реформы. | |
Просмотров: 1199 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|