Ирина Гайкалова, "Новое поколение" Старый казахстанский Закон “Об образовании” называли не соответствующим реалиям сегодняшнего дня. Возможно, так оно и было - не будем спорить с этими утверждениями. Министерство образования в прошлом году сделало радикальный шаг: не стало ограничиваться поправками и дополнениями, а разработало совершенно новый закон. Летом прошлого года он был принят и осенью уже вступил в действие. А некоторые статьи его вступили в силу только сейчас - в новом году. Закон, конечно, хорош и прогрессивен, вот только реальность пока далека от его высоких требований. В целом можно сказать, что закон охватил собой все те программы и намерения реформаторов образования, которые внедрялись или только собираются быть внедренными в жизнь. Отмечаются положительные тенденции закона, но есть и сомнительные моменты. Начнем с того, что двенадцатилетнее образование в школе обрело законный статус. Прописано: как, сколько, где и с каких лет должны учиться дети. В обязанности родителей вменено подготовить ребенка с пяти лет к школьному обучению, а в шесть лет привести его в школу. Остается открытым главный вопрос: будут ли готовы школы принять малышей, найдутся ли у них для этого помещения, педагоги, методики и прочее. И потом - не только родители должны быть ответственны за подготовку к школе. А как же дошкольные учреждения? Где готовить родителям ребенка, если не хватает детских садов? Закон, конечно, должен подхлестнуть местные власти строить сады и школы. Непосредственно на акимов возложена обязанность не только организовать учет детей дошкольного и школьного возраста, но и обеспечить дошкольное воспитание и обучение, в том числе медицинское обслуживание в организациях дошкольного воспитания и обучения. Напомним, что нехватка детских садов и школ в республике очень серьезная. Правительство перед самым Новым годом предложило перенести начало двенадцатилетки на сентябрь 2009 года. Отсрочка вызвана существующими проблемами: по озвученным данным, в республике 108 школ работают в три смены, 217 находятся в аварийных зданиях, а 95 процентов зданий школ требуют капитального ремонта. Не хватает учебников, нет спортивных залов, компьютер и Интернет для некоторых школ - недосягаемая мечта. Проблемы, конечно, пытаются решить. К примеру, в ближайшие два года в республике планируется построить порядка 229 новых школ. Будет ли этого достаточно - сказать трудно. Тем не менее новый закон без оглядки на проблемы гарантирует всем нам начало двенадцатилетнего образования с 1 сентября 2008 года. Международные требования как-никак - пора соответствовать. Структура образования в школе предусматривает следующие этапы: начальное образование - четыре года, с 1-го по 4-й класс; основное среднее образование - шесть лет, с 5-го по 10-й класс; общее среднее образование - два года, 11-12-е классы. Согласно статье 8 нового закона, образовательная система теперь имеет семь уровней. Первый включает в себя дошкольное воспитание и обучение, затем следуют начальное, основное среднее, среднее, послесреднее, высшее и, наконец, послевузовское образование. Таким образом, мы будем следовать идее развитых сообществ - образование всю жизнь. Цель учебных программ основного среднего образования - освоение базисных основ наук и профессиональной ориентации. Учебные программы для 11-12-го классов рассчитаны на предпрофильную подготовку и профильное обучение. То есть уже в школе ученики делают основной выбор - направление, по которому они будут получать дальнейшее образование. Следить за полноценным питанием в школах должны представители системы здравоохранения. Как известно, сегодня говорить о полноценном питании в школах не приходится. Во многих школах нет столовых - те, что были, давно отданы в аренду. Как будет происходить организация питания, покажет только время. Далее: впервые в Законе об образовании написано о статусе педагога. Это, конечно, большое достижение, которое нельзя обойти вниманием. Прежде всего, снижена нагрузка педагога: в начальной школе предусмотрено снижение учебной нагрузки с 20 до 18 часов в неделю, при этом заработная плата учителя повышается на десять процентов. В вузах предусмотрено на одного преподавателя всего три докторанта. Также в законе появилась норма, не допускающая привлечение педагогических работников к видам работ, не связанных с их профессиональной деятельностью. Прописаны и социальные гарантии педагогов. К примеру, пособие на оздоровление при выходе в очередной трудовой отпуск, гранты “Лучший педагог” в размере 1000-кратного месячного расчетного показателя, “Лучший преподаватель вуза” в размере 2000-кратного месячного расчетного показателя, доплаты учителям за топливо в сельской местности и другие. Педагогическим работникам образования, работающим в сельской местности, по решению местных представительных органов устанавливаются повышенные не менее чем на двадцать пять процентов оклады и тарифные ставки по сравнению со ставками педагогических работников, занимающихся педагогической деятельностью в городских условиях; выплачивается единовременно денежная компенсация на покрытие расходов за коммунальные услуги и на приобретение топлива для отопления жилых помещений за счет бюджетных средств в размерах, устанавливаемых по решению местных представительных органов и так далее. В общем, педагогам даны новые социальные гарантии, о которых раньше не было речи. Это, конечно, должно повысить моральный дух наших учителей и преподавателей вузов, их статус в собственных глазах и глазах общества. Что касается высшего образования, то здесь, наконец, законодательно закрепляется трехступенчатая модель подготовки кадров высшего и послевузовского образования (бакалавр - магистр - доктор PhD), основанная на накопительной кредитной системе обучения. Эти положения соответствуют Болонской декларации и международным стандартам, к которым так стремится наша система образования. Итак, прочитав новый закон, можно сделать вывод, что он, конечно же, очень прогрессивен для своего времени. Учтены новые тенденции развития систем образования в мире, все подстроено под международные стандарты и требования. Но реальность, как ни крути, пока довольно далека оттого, что прописано в статьях и пунктах. Остается надеяться, что в скором будущем действительность “подтянется” к красивым и современным требованиям закона, и мы будем учиться в самой прогрессивной системе обучения.
|