6 марта 2008 | "Время" Хельча ИСМАИЛОВА О поборах в школах я разговаривала с разными людьми, которые мне объясняли, что директора школ берут деньги с родителей, потому что им надо “отмечаться” выше. Так ли это? Об этом мы беседуем с заведующей общественной приемной Детского фонда Казахстана Фаузией Иканбаевой (на снимке). - Сама обстановка в школах заставляет брать деньги с родителей. Два года назад финансовый отдел городского департамента образования Алматы сказал директорам школ: мол, очень много денег израсходовано на бумагу при проведении тарификации, поэтому каждая школа должна сдать по две тысячи тенге. А где директору брать деньги? - Допустим, я вам отвечаю: на форс-мажор пусть из своего кармана выложит. - У него эти форс-мажоры могут случаться по два раза на дню! На транспортировку учебников у нас со школ собирали по три тысячи тенге, а в одном из районов даже по пять. Это при том, что за это государство уже заплатило. Если в районе 30 школ, это 90 тысяч тенге. Это только два примера. У нас в Алматы 177 школ. Умножьте на пять тысяч (один раз собирали по две тысячи, другой раз, как помните, - по три) - 885 тысяч тенге в чей-то карман. Это притом что прокуратура города озвучила: в прошлом году департамент образования Алматы не освоил 15 миллионов тенге! Один из заведующих районным отделением образования получил квартиру и обратился к директорам школ: отремонтируйте мне квартиру! Отремонтировали. Другой работник отдела образования может позвонить в любую школу своего района и сказать: отвезите меня домой. И директор ищет машину, оплачивает такси. Вас, наверное, трудно удивить, но я скажу: в бытность замакима города господина Мурзина приехал к нам на гастроли итальянский певец, по этому поводу со школ стали собирать по 15 тысяч тенге. Я пошла на прием к господину Мурзину: по какому праву? Он говорит мне без стеснения: это не на этого певца, это для того, чтобы купить инвалидам коляски. Умножьте 15 тысяч на 177 школ... Два миллиона 655 тысяч тенге. И на “Азия дауысы” со школ собирали от 10 до 15 тысяч тенге (еще около трех миллионов тенге). Я написала тогда письмо в городской акимат. Мне из Жетысуского акимата пришел ответ, в котором меня учат: “Азия дауысы” - это лицо республики, лицо города… - Предлагаете пожалеть директоров школ? - Директора нужно пожалеть! Мы по делам были с журналисткой Ольгой Малаховой в 85-й школе. Сидим в кабинете директора школы. И тут раздается телефонный звонок из городского департамента образования: через два часа срочно привезти 52 тысячи на подписку журналов, если не хотите подвести директора департамента Гульмиру Истайбековну Исимбаеву (ныне депутат мажилиса). Директор школы стала оправдываться, что таких денег нет, а я предложила: скажите, что здесь сидят представители Союза защиты детей. Через некоторое время звонит заведующая районным отделом образования: почему чужие люди в школе? Журналист написала об этом. - Какой была реакция на выступление газеты? - Никакой! Отнесли 52 тысячи. Как один директор пытался жить по закону - Фаузия Кабышевна, давайте пофантазируем: директор отказался от незаконных поборов в школе. - Его уволят. И это не фантастика. Так произошло в 166-й школе. Новый директор в начале учебного года сказала: не будет никаких денежных сборов с родителей. Ушла в середине февраля. Полгода она смогла защищаться, на большее у нее не хватило сил. В 68-й школе-гимназии была министерская проверка. И перед ней учителя обратились к детям: поговорите со своими родителями, чтобы они рты не раскрывали, что сдают деньги. Вырастают дети, уверенные в том, что все можно купить. Дети принимают двойные стандарты, когда декларируют одни правила, а живут по другим. Дома на кухне не говорят: мы внесли вступительный взнос. Дома говорят: мы дали взятку. - Каких размеров может достигать вступительный взнос? - 150 тысяч тенге. Не скажу, какая школа. - Чтобы ребенок пошел в первый класс? - Нет, это за старшие классы. За первый - от пяти тысяч тенге до 500 долларов. А тестирование при приеме документов в школах такое устраивают, что родитель сам согласится заплатить даже больше - только бы его ребенка взяли в школу. Есть такие примеры. В одной из школ мальчика даже признали умственно отсталым. Директор департамента не принял родителей, и я повела их в дисциплинарный совет. Мальчика взяли в ту школу, он сейчас прекрасно учится. Нет школы, где учитель не снижал бы оценку ученику, чтобы он попросился на дополнительные занятия. Вот письма: учитель физики не объясняет новый материал, заставляет детей ходить на платные услуги, в час - полторы тысячи тенге. Другая учительница - геометрии и алгебры - делает то же самое, у нее одно дополнительное занятие стоит три тысячи тенге. Дети в 10-11-х классах почти не ходят в школу, они посещают платное репетиторство по тем предметам, по которым будут сдавать экзамены… Как сдаются хорошие парни - Вы не называете имен учеников. - Они у меня, конечно же, есть. Не называю во избежание гонений на детей. Однажды после моих запросов меня даже пригласили в районный акимат и стали предлагать работу. Я ответила: “Только директором департамента образования”. Больше меня не приглашали. - Вы серьезно? - Пошутила. Я давно пенсионерка. Поставила вопрос: если департамент образования не может обеспечить нашим детям достойное образование, физическое и психологическое здоровье - нужен ли нам такой департамент? Тогда стали выяснять, в какой школе учится мой внук. Я сказала: попробуйте его тронуть - я вас всех пересажаю! С мамы одного мальчика потребовали две тысячи за эксплуатацию учебников и пять тысяч - в родительский комитет. Мальчик написал нам, мы обратились в департамент образования. Мальчик в том лицее больше не учится. Мы скрывали его фамилию, но его вычислили. Парень перешел в другой колледж, не захотел, чтобы мы его дальше защищали. И мама его сказала: не надо. У мальчика есть диктофонная запись, как директор школы кричала: кто вы такие, когда я с акимом города здороваюсь за руку?! Мне пришлось от имени учителей всего города извиняться перед мальчиком. Я хотела, чтобы он пришел сегодня на встречу с вами. Он не пришел. - Напугала парня система? - На всю жизнь. Записи в дневниках - Все мамы знают: если у ребенка дневник стал пестрить замечаниями учителя красной пастой - нужно отправляться к этому учителю с подарочком. - А не ходите! Не приучайте! В начале моей педагогической практики я написала в дневнике у ребенка: “ Не работал на уроке” - и расписалась красной пастой. На второй день как настоящий грозный классный руководитель я открываю дневник - ниже моей записи черной пастой написано: “Не вынес мусор” - и подпись мамы. Она меня раз и навсегда проучила: если ты не можешь справиться с учеником на работе - это твоя проблема, если он у меня дома не вынес мусор - это моя проблема. Но всю вину, конечно, на родителей сваливать нельзя. Мы учителя поставили на колени, мы ему такую зарплату даем, что он вынужден нарушать закон, чтобы выжить. Департамент образования за последние 15 лет не делал анализа учебно-воспитательной работы. Я уверена, что они не умеют этого делать. Их интересуют только деньги. Если бы они сделали глубокий сравнительный анализ, то поняли бы, где у них упущения, где нужно исправлять. У нас в образовании кризис. Телефон общественной приемной Детского фонда Казахстана 8 727 246-28-90. Хельча ИСМАИЛОВА, тел. 259-71-99, e-mail: ismailova@time.kz Фото Владимира ЗАИКИНА
|