Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Дайджест прессы

Я русский бы выучил... Только зачем?
"Аргументы и факты. Казахстан"
70 лет назад, 13 марта 1938 г., было издано постановление ЦК партии и правительства СССР об обязательном преподавании русского языка в начальных и средних школах всех союзных республик. Власть во все времена понимала - не границы и территории объединяют людей, а общий язык, через который транслируются одни и те же идеологические ценности, мораль и культура. И начали правильно - со школьной парты. Через 70 лет перед Россией встают снова те же задачи. Ведь не случайно прошлый год был объявлен Годом русского языка. Оказалось, что количество изучающих «великий и могучий» падает так стремительно, что, по прогнозам ректора МГУ В. Садовничего, к 2025 году русский перестанет быть мировым, уступив место хинди, арабскому и португальскому. Что делать? Начинать учить его, и так же как и 70 лет назад - со школьной парты. Насколько это возможно, выясняли журналисты «АиФ» и эксперты.

Причастие по Тургеневу
В Татарстане государственных языков два. В нынешнюю эпоху возрождения национальных языков «великий и могучий» своих позиций всё равно не сдаёт. И не только в силу грамотного руководства.
«Татар теле кабинеты»
...800-летнее татарское село. 100-летняя школа. «Татар теле кабинеты» - соседняя дверь с «Рус теле кабинеты». Старотябердинская школа - «миллионница»: на деньги по федеральному гранту куплены компьютеры, сенсорная доска, обустроен спортзал. Учительница русского Любовь Русова привезла из Москвы 100 000 рублей - именную президентскую премию. Это основные достопримечательности.
«29 февраля, классная работа»: то, что за партами на уроке русского сидят татарские дети, выдают разве что редкие, трогательные обмолвки пятиклассников, говорящих на обоих языках: «Мою папы зовут Витя», «окны», «селья». «Лесная сторожка - это избушка, а не дорожка», - объясняет учительница. Новенький учебник русского, выпущенный казанским издательством для национальных школ, открывается цитатой из Паустовского: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку», которую я видела ещё на обложке своего учебника, замурзанного поколениями советских школьников. Примеры для упражнений - из Пришвина и «татарского Пушкина» Габдуллы Тукая, но всё же больше - из Пришвина.
- Русский и математика у нас по-прежнему определяющие предметы, так было всегда! Куда бы мы без русского, помилуйте! - удивляется начальник отдела образования Ильдар Шакиров и достаёт козырного туза: -Да 30 процентов выпускников нашего Старого Тябердина уже уехали в вашу Москву!
И это, конечно, многое объясняет.
«Без русского я сойду с ума!»
Татарская гимназия № 3 города Казани встречает меня цитатой из Карамзина: «Не настоящий тот русский, в котором не течёт татарская кровь». В школе под вечер уже никого не оставалось, кроме директора, двух учительниц русского, Венеры Зикафовны и Венеры Каримовны, и уборщицы, которая надраивала пол вокруг кабинок для голосования к послезавтрашним выборам. Директор сразу взял быка за рога: «Вы скольких писателей Толстых знаете?.. Вот мои учительницы знают четырёх Толстых!»
- У меня дома библиотека из 5 тысяч книг на русском языке, я на 30 журналов подписываюсь! Отрежьте меня от русского языка, от моих 5 тысяч книг - я же с ума сойду! - Гумар Хайруллин говорит, что для него оба языка родные: на русском он думает о прекрасном, на татарском - о земном.
«Деепричастие мы учим по Островскому, причастие - по Тургеневу»: Венеры выкладывают на стол стопки учебников московских издательств с грифом Минобрнауки РФ. «Учим по ним, чтобы не ущемлять ничьих интересов». Но есть у казанских учительниц русского и литературы и проблемы:
- «Детей подземелья» и «Молодой гвардии» в федеральной программе уже нет, вводим их на свой страх и риск! А ведь без этих книг настоящего человека не получится! - хором говорят Венеры. И не уточняют национальности...
- Вы не о том спрашиваете, - развевает директор гимназии мою тревогу о судьбе русского языка в национальной республике. - С русским языком у нас всё в порядке... Раньше, если мы заговаривали на казанских улицах на родном языке, шикали: «Говорите по-русски!» Мои Венеры, выпускаясь из школы, знали по-татарски только алфавит и хорошо, если одно стихотворение... А сейчас наши дети говорят чисто на обоих языках. Это dice прекрасно! Но только пока. Дума приняла проект закона о сокращении национального компонента в школах. И теперь мы переживаем за судьбу татарского, а не русского языка.
«Нам вот батареи только поменяли. А русской школе через дорогу сделали целый спортзал...» Венера Зикафовна отвела меня в свой кабинет русского: с книжками в истрёпанных обложках и меловой доской. И сказала задумчиво: «Вот наша Венера Каримовна получила 1-е место на конкурсе за сочинение «Не профессия, а призвание»: она из учительской династии, которой уже 200 лет... Трудно нам сейчас работать, да. Но мы советские дети: это наш долг, который мы ни на что не променяем. Я, наверное, что-то наивное скажу, но мы тут по-прежнему думаем: «Человек человеку друг».
Венера стала надевать пальто, а я сделала последний кадр в классе русского языка татарской гимназии. В него попало маленькое фото «Путин в обнимку с Шаймиевым», небольшой групповой снимок класса и солидный, много лет провисевший над доской портрет Ахматовой. Именно в такой последовательности, от меньшего к большему: первые лица, дети, поэты.
Венера заперла пустой класс. Через день страна известно как выразит свою волю и что-то в этой портретной галерее поменяется... Анна Андреевна по-прежнему останется на высоте.
Полина ИВАНУШКИНА, Татарстан

«Один булочка...»
Дагестанские учителя бьют тревогу - в республике, где жители говорят на 40 языках, скоро перестанут понимать друг друга. Во всяком случае, об этом говорят итоги ЕГЭ по русскому языку.
В прошлом году средний балл составил 2,5 по пятибалльной шкале. В городах люди вынуждены говорить на русском, а в высокогорных мононациональных сёлах в школах детей учат на родном языке. В итоге тем трудно поступить в вузы, а кому удаётся, те даже через несколько лет не понимают смысла лекций.
«Сейчас мы совместно с московскими учёными работаем над созданием двуязычных учебников по русскому языку, - говорит Натэлла МУСАЛАЕВА, первый замминистра образования Дагестана, - существующие не учитывают особенностей родных для наших детей языков. Скажем, в одном из них вообще нет родов, в другом все слова начинаются с гласных букв, в третьем нет половины звуков русского, зато есть другие. К следующему учебному году первая партия новых учебников уже появится в школе. Но у нас только 14 письменных языков и столько же бесписьменных. В общем, быстрых результатов ждать не приходится».
Раньше в районы по распределению посылали учителей другой национальности, чтобы дети и преподаватель были вынуждены говорить по-русски. Теперь добровольцев практически нет. Такая же ситуация, говорят, была в детские годы Расула Гамзатова. Но страна приложила все усилия, чтобы он выучился, вернулся в родной аул и преподавал в школе. И уже потом стал большим поэтом. Кстати, говорил на русском прекрасно.
Трудности перевода
Столичные школы называть русскими как-то и неловко. На каком ещё, кроме основного государственного языка страны, можно учить детей в столице? Но торопиться с ответом не стоит.
В МосквЕ сегодня около ста учебных заведений с азербайджанским, армянским, грузинским, литовским, молдавским и другим уклоном, или, как принято говорить, этнокомпонентом. Но и в обычных московских школах учатся дети мигрантов. По неофициальным данным, школьников-нероссиян в Москве около 100 тыс. человек. Что в этом плохого? Да ничего, кроме того что эти дети, как и многие взрослые в их семьях, практически не говорят по-русски.
Обычная средняя школа сегодня, в зависимости от района столицы, состоит из русских (имеются в виду носители языка) на 30-70%. Остальные дети - представители той национальности, которая обосновалась по соседству. Бывает, что в одном учебном заведении можно встретить учеников 15-16 этносов одновременно. Позиция столичных властей в этом вопросе однозначна - все дети должны учиться. С одной стороны, такая позиция заслуживает уважения, с другой - русские дети начинают говорить с акцентом, падает общий уровень образования. Потому что трудно объяснить ребёнку и без того сложную алгебру или физику, если он с трудом понимает простые русские слова. Учителя в таких ситуациях вынуждены облегчать программу. Как следствие, более состоятельные родители переводят своих чад в другие школы, лицеи, гимназии, в том числе частные. Вот откуда «растёт» расслоение общества. Сначала плохой русский язык, затем сокращённая программа, и как результат - неконкурентоспособность в будущем.
Известны случаи, когда обычная школа всего лишь из-за смены руководителя превращается в учебное заведение с этнокомпонентом. Как было с одной московской школой несколько лет назад: общеобразовательная превратилась в русско-грузинскую, где русские дети учились в одну смену, грузинские - в другую. Подобные истории настораживают тем, что фактически означают сокращение часов, отведённых на русский язык. Кстати, их количество за последние годы и без этого значительно уменьшилось.
Проблема непонимания русского языка детьми мигрантов застала власти врасплох. Несколько лет назад в столице стали создавать так называемые «Школы русского языка». Это не специальные учебные заведения, они работают при уже существующих. Их задача - подготовить детей к учёбе на русском и помочь адаптироваться к жизни в нашем городе. Но это Москва, столица государства. А, например, в Приморье скорее откроются школы китайского языка, а русский просто «выдавят».
Екатерина БЫЧКОВА
В Беларуси - да, в Грузии - нет
Если раньше русский язык в СССР во всех республиках был основным, то сегодня картина совсем иная.
Государственным языком русский считается только в Беларуси, где его используют СМИ, а подавляющее большинство школ и вузов - русскоязычные. В Казахстане и Кыргызстане русский язык признан языком официального общения. Но всё чаще делопроизводство ведётся на родном. Запретили преподавание на негосударственном языке Грузия и Азербайджан. В Армении русский учат, равно как и в прибалтийских республиках, только как иностранный. Украина целенаправленно пытается сократить количество русскоязычных школ.
Актёр Олег БАСИЛАШВИЛИ: «Причин того, что наши ближайшие «соседи» не говорят по-русски, множество. Главная - ложно понимаемый лозунг возрождения национального самосознания. Если бы эти республики зависели от России экономически и стремились жить лучше, они бы хотели изучать русский язык. Так же, как мы хотим изучать английский. Но пока у них нет такого желания.
Между тем мы сами плохо пользуемся русским языком. Не умеем построить фразу. В речи постоянно звучат слова-паразиты, лагерный жаргон. Это всё свидетельство того, что мы ещё не изжили то жуткое прошлое, в котором страна пребывала практически столетие. Наш язык, его значимость в мире возродится только тогда, когда Россия станет на самом деле передовой демократической страной, в которой будут жить хозяева, умеющие достойно зарабатывать. Только тогда на нас будут равняться, и наша страна вместе с нашим языком обретёт вес в мировом обществе».

Кстати
«Сегодня учебный план каждой школы может быть составлен исходя из федерального и регионального стандарта обучения, - объясняет депутат Московской городской думы Евгений БУНИМОВИЧ. - Так вот, если выбрать только количество часов, предписанных федеральным стандартом, то время, отведённое на изучение родного языка, будет меньше, чем было, например, в советское время. Общеобразовательные школы в Москве обычно добавляют часы по русскому и литературе. Школы с любым уклоном (в том числе и с этнокомпонентом) могут этого не делать, отдавая предпочтение другим языкам и предметам».

Категория: Дайджест прессы | Добавил: collegy (2008-03-13)
Просмотров: 1198 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 0:21 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru